У Тюмени большой нереализованный потенциал, как мне видится. В канве города немало по-настоящему интересных, якорных, энергоемких деталей…
Ландшафтный архитектор, психотерапевт, любимый ученик Людмилы Михайловны Фурсовой, автор известного частного парка, являющегося собранием редких декоративных видов и форм растений, представленных в коллекции разностилевых садовых пространств (Ростов-на-Дону — Краснодар — Аликанте) Александр Толоконников снова побывал в Тюмени. Ходят слухи, что он будет создавать некий уникальный частный сад. Ландшафтная мастерская А. Толоконникова с 1995 года работает в сфере проектирования садов. Созданные его лабораторией парки украшают города по всей России, а проекты отмечены престижными наградами, в том числе дипломами южно-российской выставки-конкурса «Дизайн-2006» и всероссийского конкурса «В поисках райского сада-2007». Однако пока Александр принял участие в качестве педагога в семинаре для специалистов по ландшафтному дизайну.
— Какой видится вам Тюмень с точки зрения зеленой архитектуры? Это ведь уже не первый ваш визит в наш город?
- Третий. Само по себе, как место на земле, город особенный, со своей многослойной и полихромной структурой. У Тюмени большой нереализованный потенциал, как мне видится. В канве города немало по-настоящему интересных, якорных, энергоемких деталей — взять хотя бы старинные памятники архитектуры. Другое дело, что при обилии интересных деталей и особенностей нет единого ансамбля. Но при этом мощное историческое звучание не перекрикивают современные здания. Скорее, они воспринимаются как соринки в глазу. Мы с вами сейчас говорим о пространстве в целом. То же самое применимо и к зеленой архитектуре.
— А в чем зеленые изюминки? Есть они вообще?
- Есть. И дело, конечно, не в тополях. Пресловутые изюминки, например, в местном акценте, в конституции коренных жителей, во взаимоотношениях. Ямщики, что разбили повозку Антона Павловича Чехова, все так же гоняют по городу.
— Тюмень всегда позиционировала себя как город купеческий, с соответствующей эстетикой. Интересно было бы узнать — есть такое понятие как купеческий сад?
- Чувствуется выраженная окраска купеческой силы: «Это будет по-моему!» (хлопает ладонью по столу) Девиз «Покорение Сибири!» прекрасно читается во многом, в том числе архитектуре города. Что касается «купеческого сада», это противоречие, которое тоже содержит «будет по-моему». Купцы — это челенжеры, которые бросают вызов жизни. Что такое сад? Это рассказ о чем-то. У каждого он свой.
— Что надо развивать Тюмени в плане благоустройства, озеленения?
- Прежде всего, нужно понять, есть ли осознанный запрос на качественное озеленение. На сегодня это лишь фрагментарно. Отсюда эклектичность, диссонанс.
— Семинар, в котором вы приняли участие, может поспособствовать формированию такого осознанного запроса?
- Однозначно, да. Такие события являются настоящим камертоном, настраивающим правильное звучание всего оркестра. Семинар прошел в рамках празднования одиннадцатого Дня рождения питомника Маргариты Ахмечет и Садового центра «Астра». Это крупное событие объединило около сотни участников: профессионалов и продвинутых любителей. Получился интересный котел, где взаимообмен происходил не только на уровне формулировок и конкретной информацией, но и энергиями. Я заметил, что вы тут в Тюмени вообще не мелочитесь — если мероприятия, то масштабные, будь то съезд библиотекарей страны, нефтегазовый форум или семинар ландшафтников! Такие прорывы позволяют индустрии выйти на новый качественный уровень.
— Вы для себя тоже почерпнули что-то новое?
- Непременно. Вообще считаю, что название семинара «Рождение сада» очень удачное. Все, кто собрались в Тюмени, связаны логически между собой. Так, кандидат биологических наук, ландшафтный дизайнер, автор книг (ее книги стали желанным подарком для счастливчиков на празднике!) и статей Светлана Чижова из Москвы рассказывала на примерах как «родить» идею, реализовать ее и развивать в дальнейшем.
О правильной фигурной стрижке деревьев и кустарников рассказал мастер топиарного искусства Владимир Ляпчев, о построении древесно-кустарниковой композиции кругового обзора — ландшафтный архитектор, дендролог, старший преподаватель кафедры декоративного растениеводства Московского государственного университета леса, автор популярных книг и статей по дендрологии и ландшафтному дизайну Александр Сапелин… Озеленение, питомниководство, садоводство, коммуникации — любой из этих блоков связан с остальными. Успех проектировщика достигается тогда, когда работает вся цепочка.
Мне было интересно и полезно поправить в голове какие-то кусочки из области питомниководства, например, а также в ландшафтном проектировании.
— Вы провели в рамках семинара мастер-класс об участии проектировщика в создании сада по этапам с примерами и упражнениями. Много собралось слушателей?
- Человек семьдесят, должно быть. Но это не была классическая лекция, скорее вопросы-ответы.
— Какой сад для вас идеален?
- Тот, который собирает силу. На самом деле, для всех по-разному. Но при этом сад все равно будет для человека источником чего-то: жизни, энергии, силы. У каждого только будет своя история, в зависимости от распределения электричества по телу: для купцов — одна, для летчиков-испытателей — другая, для артистов — третья…
— Парк от сада чем отличается?
- С точки зрения архитектуры — ничем.
— Говорят, что самая красивая видовая точка России (или одна из самых красивых) — в Архангельском.
- Для меня — нет. Не верю в статику. Мне нужна динамика. Я плакал в Павловском, в долине реки Славянка. Сам был удивлен необычайно. Так пробило. Второй раз такое произошло в Японии, в храмовом саду Сайходжи. Это сад мхов в Киото, заложенный в XIV веке. Тоже проняло насквозь.
У всех свои критерии прекрасного и свои точки чувствительности.
— Верно, что вы будете создавать в окрестностях Тюмени особенный сад для некого частного лица?
- Не исключено.