Dipol FM | 105,6 fm
Max banner

Александр Чача Иванов: После смерти спрошу у Кобейна, слушал ли он наш альбом

Ну и само событие было из ряда вон выходящим — русская панк-группа выпускает альбом в Калифорнии, и он еще оказывается кем-то востребован.

_Последний раз группа «НАИВ» приезжала в Тюмень в 2008-м. Потом, в 2009 году, ушла в творческий отпуск, из которого благополучно вышла спустя пять лет, и вот, наконец, приехала в Тюмень. «Вы будете визжать, когда они приедут вновь», — гласило одно из сообщений в группе-анонсе тюменского концерта «НАИВа» во «ВКонтакте». Что же, фанаты действительно визжали еще до концерта, вызывая команду на сцену, а мы с Александром Чачей Ивановым — одним из основателей и бессменным лидером коллектива — беседовали в гримерке о панк-роке в частности, о музыке в целом, о «НАИВе» и других проектах участников рок-группы._

— Александр, после возвращения из творческого отпуска вы говорили о том, что «сейчас тур, а потом посмотрим, стоит ли продолжать вместе». Уже определились — стоит ли?

— Да, определились. Сейчас мы работаем над новой пластинкой, у которой, правда, пока нет названия и какой-то ярко выраженной концепции. Но есть понимание, что мы можем вместе делать что-то. Очень много сейчас записываем, причем, часть идет в утиль еще на этой стадии. В общем, работаем и обещаем нашим фэнам, что пластинка выйдет. Хотя сейчас это и лишено какого бы ни было экономического смысла — за последние пять лет индустрия настолько изменилась, что выпуск пластинки — это такая дорогая визитная карточка.

— Сейчас уже можно говорить о сроках выхода нового альбома?

— Чтобы не соврать, скажу, что пластинка выйдет осенью 2015 года. К этому времени мы уже отсортируем наши мысли, идеи, и сможем записать весь материал. Кое-что кстати, мы играем на концертах — в частности, в Тюмени прозвучит несколько новых песен (беседа состоялась перед концертом группы 1 декабря. — _Прим. ред._). Но о каких-то более детальных сроках и названии альбома я сейчас бы не хотел говорить, потому что мы находимся в рабочем процессе, который к тому же постоянно прерывается концертными турами по всей России. Создание альбома в принципе непростое дело, и оно требует довольно большого количества времени, чтобы спокойно осмыслить все, что мы делаем.

— Некоторые ваши коллеги уверены, что панк-группа должна штамповать по альбому каждый год. «НАИВ» никогда не следовал этому правилу. Почему? Не любите работать в студии?

— Да нет. Я просто за то, чтобы этот процесс был максимально естественным. Ставить перед собой задачи типа «пятилетку за три года» — это не про «НАИВ». Мы создаем какой-то материал, работаем над ним, записываем, что-то принимаем, что-то отвергаем, ругаемся, спорим… И это всегда занимало довольно долгий срок. Кроме того, повторюсь, теперь нет никакого экономического смысла выпускать пластинку к определенному сроку. Теперь в альбоме остается только творческая составляющая. Мы записываем песни, а как скоро они буду обработаны и изданы — уже не важно. Нет никаких сроков, мы делаем свою работу, которая нам нравится, и никуда не спешим. Я думаю, что сейчас, наверное, даже лучше записывать альбом, чем раньше, когда над тобой стоял условный издатель с плеткой и вечно подгонял, напоминал о сроках, и так далее. Несмотря на все денежные потери. Сейчас, когда шоу-бизнес, по крайней мере пластиночный, разрушен, не остается ничего кроме твоего самовыражения. Теперь мы свободные артисты, делаем то, что можем делать, и делаем это с удовольствием. Другого критерия не стало — только наше удовольствие, понимание того, что мы делаем что-то важное и интересное для нас же. И может быть, для наших поклонников тоже (улыбается).

Всегда было интересно, как чисто технически создается песня в группе «НАИВ». Музыка для текста пишется или текст на музыку? От кого идея исходит? Как создается аранжировка? Условно говоря, в каком процентном соотношении музыканты участвуют в творчестве группы?

— По-разному случается. Есть песни, которые написал только я, есть песни написанные другими участниками группы, и есть плоды коллективного творчества. Что касается первичности музыки и текста, то я считаю идеальным тот момент, когда и мелодия, и слова внезапно возникли в каком-то твоем полусне, и ты успел это все зафиксировать… А так, все участники коллектива в той или иной степени принимают участие в создании песен, и это вполне себе здоровый и правильный подход.

— За время творческого отпуска вы поучаствовали в нескольких сторонних проектах, в частности, создав команду «Радио Чача». Будет ли этот проект продолжен?

— Да, конечно. Скорее всего, в конце февраля мы будем играть большой московский концерт. Есть и предложения из других городов, мы их сейчас рассматриваем. Знаете, чем мне нравится «Радио Чача»? Это стилистически очень точный проект. Это панк-рок без всяких элементов масс-культуры, то, что я лично хочу сказать публике, в чистом виде. Все-таки «НАИВ» — это результат некоторого компромисса между участниками группы. В «Радио Чача» мне попроще, здесь я и пишу весь материал, и предлагаю его аранжировки. Кстати, вот только сегодня послушал нашу последнюю пластинку и подумал: «Черт возьми, да это ж круто!» Может, эта пластинка не стала суперпопулярной, но в целом «Радио Чача» — это очень интересный опыт. И я очень рад, что у меня есть возможность сосуществовать в двух ипостасях.

— Вы говорите, что «Радио Чача» — это чистый панк-рок. Получается, проект реализуется в неком узком жанре. Между тем, сейчас бытует мнение, что рок-группа не может успешно развиваться в одном жанре, да и вообще границы этих жанров весьма размыты.

— Согласен полностью. Сейчас вообще наступил своеобразный кризис жанра и чистый жанр больше вообще невозможен. К сожалению. Еще 20 лет назад это было, ты мог идентифицировать себя как панка и заниматься только панк-роком. Теперь параллельно существует абсолютно все — и панк, и хардкор, и металл, и какая-то танцевальная музыка… В этом смысле очень яркий пример — Noize MC, который, по моему мнению, стоит выше жанра и использует жанр в качестве средства самовыражения. В общем-то современность такова, что его пример — это, наверное, и есть выход. Но есть и нишевые артисты — как «Радио Чача», например. Этот коллектив заявляет: мы по панк-року. «НАИВ» в этом смысле гораздо более гибкая конструкция — мы впитываем в себя разные влияния, разные идеи, как музыкальные, так и художественные, и это делает проект более многогранным, что ли. «Радио Чача» — более линейная группа, которая живет по панк-року, по-честняку (улыбается). Не знаю, насколько это интересно публике, но мне лично — очень. И я искренне рад этим заниматься.

— Еще один проект, в котором вы принимали участие, — спектакль театра «Современник» под названием «Анархия». Насколько интересно было вам окунуться в театральную тусовку? Сложно ли было объяснить актерам, в общем-то мало знакомым с панком, основы панк-культуры и заложить какие-то азы игры на инструментах?

— Участие в этом проекте скорее именно для меня стало своеобразным мастер-классом. Потому что люди, с которыми мне пришлось работать, очень высокого уровня культуры, очень талантливые и пластичные. И Гарик Сукачев, и Дмитрий Певцов, и Миша Ефремов… Да, я был нанят на работу, и мне еще и деньги платили за это. Но я все-время думал, что это мне нужно им доплачивать за совместно проведенное время. Да, я, наверное, их тоже чему-то научил, написал какие-то песни для этого спектакля. Вообще, это был очень интересный проект, в котором высокая культура встретилась с подвальной и на каком-то уровне организовалось их взаимодействие. Хорошо или плохо получилось — не мне судить, но по моему личному ощущению получилось офигительно! Год работы над спектаклем — это какое-то невероятное впечатление, очень большой и интересный опыт, новые возможности. Понимаете, одно дело, когда ты в подвале фигачишь панк-рок, и совсем другое, когда ты сидишь рядом с Галиной Волчек и чай пьешь (смеется). Сейчас, по прошествии времени, я оглядываюсь назад и думаю, как же это было круто! Какие же мы молодцы, что ввязались в это дело!

— Кстати, спектакль до сих пор идет или его уже сняли с репертуара «Современника»?

— Знаете, сейчас такое время, что думаю, сняли. Если уж идут разговоры, что некоторые иностранные слова хотят запретить, что говорить о спектакле о панках, где со сцены звучит мат. Хотя, я сейчас в туре и не совсем владею информацией. В любом случае, надеюсь, что театр «Современник» жив-здоров, желаю всем его артистам успехов. А вообще, это очень интересная пьеса, спасибо, что вы про нее спросили. Она, конечно, нетрадиционная, не мэйнстримная, не для всех, и точно не для детей. Но для тех, кто в теме, кто интересуется панк-роком, концом 70-х годов в Британии и в Америке, — это очень интересная пьеса, важная и хорошая вещь.

— Сейчас почему-то не стало по-настоящему культовых рок-групп, таких идолов, которые бы собирали огромные стадионы по всему миру, и от которых бы весь мир истово фанател, как от Beatles, например. Причем, в поп-музыке, по моим ощущениям, та же ситуация — есть много известных артистов, но нет никого, кого бы можно было назвать безоговорочным первым номером. Пожалуй, в роке последней культовой группой была Nirvana, потом уже все. Как вы считаете, это логичное развитие истории музыки? Возможно ли возникновение в обозримом будущем суперпопулярной группы?

— Мне кажется, что в какой-то момент человечество дало музыкантом гигантский кредит. И музыка, пожалуй, была переоценена. В свое время супергруппы, а вслед за ними и обычные группы, получили очень щедрый аванс, а сейчас все постепенно приводится к какому-то балансу. Мне как музыканту это, конечно, не нравится (смеется). Сейчас на первый план выходят олигархи, торговцы. Эти люди сегодня получают влияние, симпатии общества, а музыканты постепенно скатываются в обслуживающий персонал. Мы не обязаны с этим соглашаться, но я не об этом. Я о том, что в обществе поменялся тренд, изменилось понимание того, что хорошо, а что плохо, поэтому то великое значение рок-музыки, которое было в 60−70−80 годы, ушло. Поэтому так высоко, как раньше, музыка в обозримом будущем цениться не будет. К сожалению, лично для меня. Но это суть общества, суть времени, и она не зависит от нашего к ней отношения.

— Песни теперь, с возрастом, рождаются легче? Помогают ли опыт, выросший артистический профессионализм? Или наоборот?

— Гораздо реже приходит само желание написать песню. Потому что на многие темы, о которых я хотел сказать, я уже высказался. Требуется больше времени. А вообще этот процесс зависит от вдохновения, а оно не регулируется. Я вот по молодости лет думал, что вдохновение можно вызвать алкоголем. Но нет, эта отдельная часть в тебе, которая проявляет себя тогда, когда считает нужным. Ты не можешь сказать: «Ну-ка, сволочь, проснись! Мне срочно нужен хит». Хорошая песня требует времени. Хотя мне нравится как пишет Noize — он с утра до вечера в телефоне строчит, плодовитый человек. Я не такой, мне нужно время. Так что все относительно.

— Довольно избитый вопрос, но многим интересно услышать ответ на него. Назовите три пластинки, которые вы бы взяли с собой на необитаемый остров?

— Три пластинки? Хм… Sex Pistols «Never Mind the Bollocks», Nirvava «Nevermind»… Ну и давайте что-нибудь из отечественного. Допустим, альбом «Треугольник» группы Аквариум.

— И последний вопрос. «НАИВу» уже за 25 — хороший повод подвести промежуточные итоги. Понятно, что главные победы впереди, но какое событие в истории группы вы бы назвали самым важным, самым значимым? Помимо факта создания коллектива, естественно.

— Думаю, то, что мы выпустили пластинку под названием Switch-Blade Knaife, причем на американском лейбле. Это было вскоре после нашего возникновения — группа появилась в 1988 году, во время службы в армии, а пластинка вышла в 1990. Именно это дало возможность нам стать теми, кем мы стали. Ну и само событие было из ряда вон выходящим — русская панк-группа выпускает альбом в Калифорнии, и он еще оказывается кем-то востребован. Наверное, это стало ключевым моментом в истории становления команды.

— Кстати, а правда, что Switch-Blade Knaife был в фонотеке у Курта Кобейна?

— Я слышал такую телегу, но точно не знаю. Пытался, конечно, дозвониться до Кортни Лав (улыбается). Может быть, после смерти мы спросим у старины Курта, как оно там было на самом деле. Конечно, хочется в это верить. Я бы хотел.

_Автор благодарит за помощь в организации интервью команду YES! ROCK! и лично Евгения Пальянова._

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram, самое полезное в Vk и самое актуальное в MAX
Последние новости
Губернатор Александр Моор прокомментировал прямую линию Владимира Путина
Губернатор Александр Моор прокомментировал прямую линию Владимира Путина
Ситуацию с многодетной семьей из Абалака глава региона поставил на личный контроль.
#Александр Моор
#губернатор
#Владимир Путин
#прямая линия
#Тюменская область
#новости Тюмени
#новости России
#тк
В Тюмени у автобусов №3 и №39 появится новая остановка
В Тюмени у автобусов №3 и №39 появится новая остановка
Актуальные схемы движения.
#автобусы
#автобус
#маршрут
#схема
#тюменьгортранс
#Тюмень
#новости Тюмени
#карт
В Красноярске осудили бывшего замминистра здравоохранения края
В Красноярске осудили бывшего замминистра здравоохранения края
Чиновница не признала свою вину.
#прокуратура
#суд
#приговор
#Красноярский край
#новости России
#тк
Дмитрий Грамотин: Семья Гульнары Баязитовой получает все региональные меры поддержки
Дмитрий Грамотин: Семья Гульнары Баязитовой получает все региональные меры поддержки
Комментарий директора профильного департамента Тюменской области.
#Дмитрий Грамотин
#многодетные семьи
#прямая линия
#проверка
#Тобольский округ
#Тюменская область
#новости России
#тк
Бастрыкин отреагировал на звонок многодетной матери из Тюменской области Путину и затребовал доклад
Бастрыкин отреагировал на звонок многодетной матери из Тюменской области Путину и затребовал доклад
СК начал процессуальную проверку.
#СК РФ
#Следственный комитет
#Следком
#Александр Бастрыкин
#Александр Кубляков
#проверка
#прямая линия
#Владимир Путин
#многодетная мама
#многодетные семьи
#Тобольский округ
#Тюменская область
#новости России
#тк

Настоящий ресурс использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16 (далее — Яндекс), сервис Яндекс Метрика использует файлы «cookie» с целью сбора технических данных посетителей для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать ресурс, Вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.

Собранная при помощи «cookie» информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, собранная при помощи «cookie», будет передаваться Яндексу и храниться на серверах Яндекса в Российской Федерации.

Вы можете отказаться от использования «cookie», выбрав соответствующие настройки в браузере.

Подробнее о нашей политике обработки персональных данных.

Принять