О ситуации рассуждает Евгения Мурзина - директор одной из турфирм Тюмени.
Сегодня в туризме невероятный кризис: в связи с коронавирусом многие страны закрыли свои границы, российские туроператоры приостановили чартерные программы за границу до конца апреля, соответственно, туристы остались без путешествий (речь идет о ближайших датах вылета), а турагенты (включая тюменских) — без новых клиентов.
Как вести себя в таких форс-мажорных условиях, никто не знает… Директор офиса продаж тюменского турагентства Евгения Мурзина рассуждает о том, какие плюсы и минусы у текущей ситуации, что делать тем, кто уже купил путевки на лето, и какие шаги помогут выжить представителям бизнеса путешествий.
Евгения Мурзина
Сдавать ли путевки?
Туроператоры не торопятся возвращать средства за отмененные туры туристам, предлагая оставить их на депозите до конца декабря 2021 года или перебронировать на другие даты. Возможно, в сегодняшней ситуации целесообразно воспользоваться депозитом, тем более сумма за тур зафиксирована по курсу на день оплаты. Только несколько туроператоров обещают вернуть средства за тур без всяких ФПР (фактически понесенных расходов), имея финансовый резерв.
Туристы, в свою очередь, в панике бегут и сдают путевки, запланированные аж на июль, хотя есть вероятность, что до июня-июля ситуация уже наладится, а средства за тур им будут возвращать долго (многие ТО уже заявили об увеличении сроков выплат): так что «паникеры» остаются пока что и без средств, и без путешествий по отличным ценам. Здесь грамотнее будет спокойно подождать, пока ситуация уляжется.
Без новых клиентов сейчас сидят и тюменские турагентства, изыскивая средства на обязательные ежемесячные платежи за аренду, интернет, телефоны, парковку, зарплату сотрудникам, которые никто не отменял. Всего в Тюмени зарегистрировано, по данным 2GIS на 24.03.2020, — 356 туристических компаний. Кроме того, на рынке много турагентов, которые работают в качестве персональных менеджеров, не арендуя офис — они тоже бронируют заявки.
Турфирмам приходится отправлять в вынужденный отпуск сотрудников, а также минимизировать средства на продвижение и рекламу, а то и вовсе от них отказаться. Если турагентство является франчайзинговым, к списку расходов добавляются еще и ежемесячные роялти: в Тюмени около 35 фирм являются официальными представителями крупных туроператоров.
Нужна поддержка
Без поддержки со стороны государства и других ведомств турагентства и туроператоров ждут серьезные финансовые трудности. Что можно было бы сделать для поддержки малого, крупного и среднего бизнеса в сфере туризма?
* Во-первых, устроить налоговые каникулы — в идеале на 3−6 месяцев, пока спрос на путевки полностью не восстановится.
* Во-вторых, со стороны арендодателей: пойти навстречу арендаторам и временно снизить арендную плату.
* В-третьих, обеспечить финансовую поддержку основных туроператоров, чтобы те смогли выполнять свои обязательства перед туристами, которые в общем-то тоже не виноваты в том, что страны закрыли свои границы: отелям и другим контрагентам ведь все оплачено.
Сегодняшний «коронакризис» — это лакмусовая бумажка турбизнеса: вскрылись слабые места всех участников рынка и их «истинное лицо». Так, например, один из сервисов формирования подборок пошел навстречу турагентам, и ближайший месяц не будет брать с турагентств плату: это небольшие деньги, но в кризис и они важны.
Скорее всего, во время кризиса уйдет с рынка много мелких турагентств, не имеющих финансового резерва. Самые устойчивые или умеющие быстро перепрофилироваться выживут: многие туркомпании уже обратили свое внимание на местные санатории и отели Сочи и Крыма. Однако из-за высокого спроса в этом сезоне можно спрогнозировать быстрый «стоп-сейл» российских туристических объектов и неоправданно высокие цены в связи с этим…
Самостоятельный или организованный туризм?
Текущая ситуация обнажила плюсы и минусы организованного туризма.
Из плюсов: то, что туристов в любом случае вывезут из страны, потому как туроператор за них ответственен. Самостоятельные же туристы были вынуждены покупать авиабилеты на ближайшие регулярные рейсы сами (а цены на них из-за спроса нереально выросли) и добираться до аэропортов вылета самостоятельно.
Из минусов: некоторые туроператоры, даже если въезд в страну вылета был закрыт, выставляют огромные ФПР, перекладывая на плечи туристов финансовую нагрузку, что нелогично. Многие авиакомпании также не возвращают средства за билеты из-за форс-мажора. На будущее можно посоветовать уделять более тщательное внимание выбору туроператора, в том числе учитывая сегодняшнее поведение в период кризиса, и делать выводы. Те, кто ведет себя порядочно по отношению к туристам, — получат огромный «кредит доверия» со стороны турагентств и туристов, и соответственно, больше бронирований в будущем.
В любом случае акция раннего бронирования, которая началась в этом году довольно успешно, дискредитировала себя. И чтобы восстановить доверие туристов, туротрасли — тем турагентствами и туроператорам, которые останутся после кризиса на рынке, понадобится не один сезон.
Фото: factinate.com и top. st
Еще по теме
Как коронавирус ударил по турбизнесу России и Тюмени