Тренированные собаки могут взять след даже через трое суток.
Тюменский волонтерский отряд «Белая сова» теперь будет выезжать на поиски людей, потерявшихся в лесу, вместе с поисковыми собаками. Хвостатых помощников подготовила профессиональный кинолог Елена Пуркина. Кинологический отряд уже провел первые совместные с волонтерами «Белой совы» учения. Задача была найти человека через три часа после того, как он ушел в лес. Площадь поиска — около одного гектара. Со своей задачей в обстановке, максимально приближенной к реальной, собаки справились на «отлично». Поиск «потеряшек» в лесах выходит на новый уровень.
«Уже более шести лет я консультирую полицию, МЧС и волонтеров по подготовке минно-розыскных и поисковых собак, — рассказала в беседе с корреспондентом „Вслух.ру“ Елена Пуркина. — Это моя общественная работа. А так я занимаюсь дрессировкой собак».
Проблема в том, что все собаки, как и люди, разные, одни схватывают все на лету, другим требуется больше времени на подготовку, а программа стандартная, поэтому кинологам, как и родителям школьников, приходится искать репетитора. В поисковой работе собак разделяют на обысковых — с их помощью прочесывают местность, и следовых — тех, которые идут за человеком по следу. Важно выявить, к чему склонна собака и уже потом развивать это направление. Конечно, играет роль и нюх собаки, у одной он более чуткий, у другой — менее, но куда важнее мотивация собаки. Какой бы чуткий нюх не был у пса, если он не захочет искать, его не заставишь.
«Поисковые качества собаки можно улучшить, чтобы они служили на пользу обществу. В отличие от крупных городов таких, как Москва или Санкт-Петербург, у нас нет кинологических поисковых отрядов, поэтому я подумала: „Кто-то ведь должен заняться этим в Тюмени“ и год назад начала готовить четвероногих помощников. На данный момент готовы пять расчетов — пять собак и пять их хозяев. Все они уже участвуют в поисках пропавших людей, в том числе выезжали в Нижнетавдинский район, как только поступило сообщение от полиции и „Белой совы“ о пропаже пожилой женщины. Собаки взяли след от дома до леса, а дальше он терялся, потому прошло уже трое суток, выпали осадки. Причем след взяли три разных собаки, вывели на одно и тоже место, откуда старушка пошла в лес. Если бы обратились хотя бы через сутки, шансов найти было бы гораздо больше», — рассказала Елена Пуркина.
С поисковыми собаками обследовали весь лес, прилегающий к райцентру, куда могла ступить нога человека и лапа собаки. Залазили даже в дебри, куда, казалось бы, никак не могла забраться пожилая сельчанка. Однако, по словам Елены Пуркиной, когда человек теряется в лесу, его охватывает паника, он начинает метаться, пугаться малейшего шума и забирается куда угодно — в самый бурелом или даже в болото. Собеседница привела недавний пример, когда заблудившийся в лесу мужчина дозвонился до спасателей, но даже в этом случае было слышно, что он не стоит на месте, а бежит, находится в неадекватном состоянии. В конце концов у него села батарея, и его искали еще двое суток. А все из-за шока.
«Наши собаки ориентированы на поиск живых людей, — уточняет Елена Пуркина. — Труп пахнет иначе, и поисковая собака может его не обозначить лаем. Выезжать на поиски мы стали с прошлого года. Живых людей пока не нашли. Наша цель — обследование местности. В конечном итоге мы берем на себя ответственность и после поисков говорим, что на этой местности живых людей нет».
В идеале на поиске в лесу должны работать и обысковая, и следовая собаки. В случае, если обысковая найдет вещь, которая может принадлежать «потеряшке», к поиску подключается следовая собака.
«Чем больше подготовленных собак, тем больше возможностей найти человека в лесу живым, поэтому продолжаем подготовку расчетов. Главное — желание, — уверена Елена Пуркина. — Занятия платные, пока расчет не включится в поисковую работу. Дальше занимаемся с собаками бесплатно. Не так уж важна порода собаки: у нас в отряде, помимо немецких овчарок, есть лабрадор, бордер-колли, самоед и обычная дворняга. Планируем вместе с „Белой совой“ провести еще одни учения, чтобы еще более тщательно отработать стратегию совместной поисковой работы».
Ну, а нам лишь остается напомнить: если ваши родные и близкие в течение дня не вышли из леса, не теряйте время — звоните в полицию. Поиски начинаются в день обращения.
Фото предоставлено Еленой Пуркиной