В тюменской академии культуры 25 марта открылась выставке «Образы Гоголя в Тюменской художественной культуре. В день рождения Николая Васильевича Гоголя — 1 апреля — в ходе культурно-образовательной акции «Н. В. Гоголь и современная визуальная культура: к 200-летию писателя» организаторы выставки Наталья Соколова и Людмила Кайгородова подытожат доклады, прозвучавшие на презентации. Предметом презентации на выставке стал литературный текст и изобразительный символ, образ, созданный писателем и воссозданный на полотне. В экспозицию включены не только гоголевские произведения, изданные Иваном Сытиным в серии «Дешевая библиотека» (1913), несколько томиков из собрания сочинений 1937 года, современные издания и публикации, рассматривающие поэтику и уникальность творчества великого русского писателя, но и предметы, материалы, воссоздающие эпоху, проблемы и жизнь героев Гоголя на тюменской сцене, на киноэкране, в рисунках юных художников, учащихся Художественной школы им. А. П. Митинского. Литературный текст дополняется, иллюстрируется и продолжается эскизами театральных художников Владимира Осколкова и Сергея Переплкина, оформлявших спектакли «Нос» и «Женитьба» Тюменского театра кукол. Здесь же — фраки Хлестакова, платье купчихи и фотографии сцен из «REVISORа» Тюменского драмтеатра, оформленного Алексей Паненков. Как рассказала участникам презентации директор научной библиотеки, руководитель КиноКлуба академии Наталья Соколова, произведения Гоголя экранизировали 88 раз, в том числе, в России, Франции, Италии, США, Японии, Турции, Мексике, Египте, Гонконге… Первая экранизация — «Мертвые души» — стостоялась в 1909 году. Историк театра и преподаватель академии культуры Анна Николаева проанализировала «Растущий смысл, или Приключения классики на тюменской сцене», отмечая неповторимость сценографии и почерка режиссеров, которые ставили спектакли театрах Тюмени и Тобольска. Искусствовед Ирина Мануйлова затронула тему религиозных сюжетов в живописи, которые были созвучны духовным исканиям писателя, автор выставки Людмила Кайгородова рассматривает на материале профессионального изобразительного искусства XIX — ХХ вв. В творчестве художника-карикатуриста Михаила Знаменского и «сибирского Хогарта» — Ивана Калганова визуализируется ряд персонажей Н. В. Гоголя: чиновников-взяточников, игроков и шулеров, пьяниц и фланеров, нищих богомольцев, приказчиков и купцов… За каждым из них стоит литературный образ и реальное лицо, узнаваемый житель провинциального уездного города Тюмени позапрошлого века.
Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в
Telegram и самое полезное в
Vk.