Dipol FM | 105,6 fm
92.01
98.72

Материалы интернет-конференции руководителей тюменского поискового обьединения «Десант памяти»

Лариса Рычкова, ведущая интернет-конференции: Добрый день! Начинаем интернет-конференцию, посвященную предстоящей поездке тюменского поискового объединения «Десант памяти» в Долину смерти, расположенную в Новгородской области в районе деревни Малое Замошье, где во время Великой Отечественной войны попала в окружение и была практически полностью уничтожена II Ударная армия под командованием генерала Власова. У нас в гостях Артур Валерьевич Ольховский, командир поискового объединения «Десант памяти», и Алексей Павлович Минин, командир поискового отряда «Сибирь» Тюменского государственного нефтегазового университета.

Вопрос задает корреспондент телекомпании «Ладья» Павел Девайкин: «Как жены относятся к вашему трехнедельному пребыванию в новгородских болотах?»

Артур Ольховский: Она уже привыкла и относится к этому с пониманием, потому что все, что я делаю, что связано с поиском — ей не чуждо, ей это близко, ведь она сама занимается проблемами гражданско-патриотического воспитания детей. Она готова к тому, что когда сын подрастет, он поедет со мной.

Алексей Минин: Моя жена к этому относится тоже, в принципе, с пониманием. У меня 10-летняя дочь, которая просилась со мной, но пока, думаю, рано, да и прохладно в это время в новгородских болотах.

И еще один вопрос Павла Девайкина: «Некоторые сравнивают поисковиков с туристами. Как вы можете это прокомментировать?»

Артур Ольховский: Определенная доля туризма, конечно, присутствует: проживание в палатках, приготовление пищи на костре, даже песни под гитару, иногда, два раза за всю экспедицию. Но все остальное… В принципе, что такое поисковая работа — это тяжелый физический труд: с 8 утра до 8 вечера с перерывом на обед ребята просто копают землю лопатами. Если отмести все нюансы и утрированно выразиться, то получается так. Сколько кубометров за экспедицию переворачивается земли, сколько выкорчевывается корней! Это тяжелый физический труд с элементами туристической романтики — я бы так сказал. Хотя очень много ребят среди поисковиков, неплохих туристов.

Алексей Минин: Дело в том, что помимо того, что я возглавляю поисковый отряд нефтегазового университета, еще и курирую туристический клуб этого же вуза. Поэтому, в принципе, могу сравнивать то, чем занимаются туристы, и то, чем занимаются поисковики. Поймите правильно: если брать за основу спортивный туризм, то, конечно, там тоже много работы, но это техника туризма: умение пользоваться альпснаряжением, умение вязать узлы. Но вот, допустим, лагерь мы, поисковики, ставим лучше. Почему? Мы там долго живем.
Туристы более спокойны: быстренько поставили, быстренько собрались, бросили это все. Артур сказал уже. Да, действительно поисковая работа — это труд, большой тяжелый труд.

Лариса Рычкова: Я знаю, что в этом году вы едете на «штабную поляну», где во время Любанской операции располагался штаб II Ударной армии. Именно там была последняя стоянка командования. Согласно историческим документам и картам, оттуда командиры после потери контроля над войсками уходили, разбившись на группы. Какие надежды вы возлагаете на нынешнюю экспедицию?

Артур Ольховский: Любой район Долины смерти помимо того, что в лесах и болотах до сих пор лежат без вести пропавшие солдаты, несет в себе очень много интересных находок — в плане экспонатов, материалов, документов. В 2001 году в квадрате 45,1 мы нашли документы 118-й отдельной автомоторной санитарной роты. Номер войсковой части удалось установить по двум печатям — гербовой и сургучовой, найденных рядом с останками, писаря или, возможно, командира роты. Хотя на этой отметке до нас уже работали поисковые отряды. С каждым годом земля отдает все больше и больше. Мы с ребятами-поисковиками единогласно пришли к выводу, что это не все документы. Что это малая часть того, что, остальное, скорее всего, там. И на сегодня, впрочем, как и в прошлом году, отдельная группа из 8 человек будет заниматься только поисками документов. Все остальные ребята будут поднимать солдат. Для этих восьми мы готовим специальное снаряжение — большие щупы, вертухи, крюки. Специально планируем в это году — не знаю, получится ли купить, скорее, возьмем в аренду — глубинный металлоискатель, чтобы глубина обнаружения была в пределах 3−3,5 м.

Лариса Рычкова: Вернемся на 14 лет назад. Как образовалось поисковое объединение?

Артур Ольховский: Все было очень просто. В 1989 году я съездил - по линии комсомола пригласили — на Всесоюзную вахту памяти, которую проводило ЦК ВЛКСМ. Это было грандиозное, помпезное мероприятие! Восемь тысяч человек со всех городов России и Советского Союза. Сам первый секретарь ЦК ВЛКСМ товарищ Мироненко копал землю. Ходила байка, что его специально вывели на бойца, чтобы он, якобы, сам его откопал. В общем, достаточно интересное, крупное мероприятие. Мы поехали. Я ничего не понял абсолютно. Но самое главное, мы познакомились с ребятами из Набережных Челнов, которые как раз в это время работали с ветеранами из Тюмени по поиску документов. И в 1990 году ребята из педагогического отряда «Неугомонные» впервые поехали отрядом. На протяжении почти 10 лет в Долину смерти ездили только «Неугомонные». Потом ребята, которые тогда были детьми комиссаров из педагогического отряда «Неугомонные», стали выпускаться. Поступать в высшие учебные заведения. Часть ребят поступили в ТюмГУ, часть в ТюмГНГУ. И поскольку сами по себе эти ребята активные и не могут просто так прозябать, то на базе этих вузов, а теперь уже и сельхозакадемии, попробовали создать поисковые отряды. В Нефтегазовом университете они благополучно нашли Алексея Павловича Минина, который согласился возглавить поисковый отряд «Сибирь». У нас получилось в общей сложности 5 поисковых отрядов, которые вошли в объединение «Десант памяти». У каждого отряда есть свой план в течение года, своя программа. Объединяемся мы либо на больших каких-то мероприятиях, которые мы проводим, либо во время экспедиций, потому что те цели, которые мы ставим перед экспедицией, в одиночку достичь невозможно — время поиска короткое — две недели.

Лариса Рычкова: Алексей Павлович, а как вас нашли?

Алексей Минин: Подошли ребята именно из «Республики неугомонных» и сказали: «Не могли бы вы помочь нам и возглавить нас?» Могу назвать две фамилии — это Михаил Иванов и Андрей Чистяков — активные ребята. К сожалению, в этом году они не смогли поехать в экспедицию из-за учебы, но меня заинтересовали. Тем более мы с Артуром Валерьевичем знакомы были…

Артур Ольховский: С детства…

Алексей Минин: …почти с детства. Опять же это взаимовыгодное сотрудничество — то, что мы решаем общие вопросы — это одно, а во-вторых, наш отряд более молодой, подготовленных поисковиков не хватает и более опытные товарищи передают им свой опыт.

Вопрос Романа Мамонтова, студия «ТРТР», программы «Тюменское время»: Каков состав нынешней экспедиции. Сколько человек поедет в этом году в Долину смерти и есть ли среди них девушки?

Артур Ольховский: Вопрос про девушек из года в год такой вес имеет! В этом году отправляется в экспедицию 32 человека — 8 человек из Нефтегазового университета, 11 человек — Тюменский государственный университет и 12 человек ребят-школьников. Еще плюс ребята, которых мы называем работающая молодежь, — они не относятся ни к каким структурам. В общей сложности у нас получится, наверное, человек 35−37. Уже на месте к нам присоединяются ребята из Набережных Челнов и ребята из Москвы. Я планирую, что наш базовый лагерь будет порядка 65 человек. Девушки будут — 3 человека — посмотрим, что из этого получится.

Роман Мамонтов: Какой будет специфика работы в этом году?

Артур Ольховский: Нельзя говорить об этом до начала экспедиции — все решается на месте. Конечно, есть предположения, задумки возобновить поиски в больших воронках, землянках. Все это есть в документах, есть на картах, но вы помните: гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Так и здесь. Мы все это учитываем, стараемся по-максимуму взять снаряжения, но говорить, кто как будет работать — это уже на месте станет ясно. Точка, в которой будет находиться лагерь, позволяет охватить сразу три района поисков.

Роман Мамонтов: Помогает ли местное население в поисках останков солдат?

Артур Ольховский: Если район нам неизвестен, есть только архивы и карты, то, конечно, мы договариваемся с новгородскими поисковиками и местным населением, чтобы они нам помогли. Кроме того, если рядом с местом поиска есть населенный пункт, то мы обязательно проводим опрос населения — кто что знает, может показать. Бывали и негативные пересечения с местными жителями, некоторые считают, что мы мешаем им жить.

Лариса Рычкова: Проходят ли школьники, которых вы берете с собой, предварительную психологическую подготовку? Не было ли случаев неадекватной реакции, когда они обнаруживали останки?

Артур Ольховский: Да, они обязательно проходят психологическую подготовку. Им на протяжении нескольких лет рассказывается о Долине смерти, о проделанной работе, о неожиданностях, с которыми можно столкнуться, они смотрят фотографии. Однако… Я помню свой первый день в Долине… Высотой в целый кабинет черепа, а рядом такая же гора костей. И это нужно было перебрать и уложить в гробы. Меня хватило на три часа. Потом неделю я не мог спать, перед глазами — черепа, черепа, черепа. Потом я адаптировался. А недавно узнал, что ребята, за плечами которых четыре-пять экспедиций, каждый раз через тоже самое проходят. То есть тут — готовь, не готовь. Недаром на федеральном уровне решается вопрос о создании реабилитационных центров для поисковиков. Есть поисковики, которые занимаются этим круглогодично. И у них со здоровьем не все в порядке: это и болезни суставов (холод, сырость), пищеварительного тракта (неполноценная еда). Конечно, ребята это будут через себя пропускать, но мы будем рядом, поможем…

Алексей Минин: Тем более у нас в этом году есть подготовленные кадры.

Артур Ольховский: Да, в этом году получается серьезная экспедиция. С нами едут опытные поисковики, за плечам которых годы работы, так что тем новеньким 12 ребятишкам, я думаю, будет спокойно.

Лариса Рычкова: Расскажите о самых ярких впечатлениях за все время ваших экспедиций.

Артур Ольховский: Для меня самое яркое личное впечатление было, когда я поднял первый медальон.

Алексей Минин: Когда я поднял свой первый медальон, не знал, что с ним делать…. Встал, стоял.

Артур Ольховский: Конечно, яркое впечатление, когда мы в прошлом году нашли архивы Второй ударной армии.

Лариса Рычкова: Как это произошло?

Артур Ольховский: Работали с архивами, картами, поисковиками из Новгородской области. Так что были наметки. Долину смерти с Большой землей связывала узкоколейка, по ней вывозили раненых, продовольствие. Известно, что был разрыв узкоколейки, его найти никто не может. Есть предположение, что этот участок дороги и был базовым для подготовки раненых, перевозу их на Большую землю. В найденных документах этот «аппендицит» очень ярко прослеживается. Была масса предположений: там много останков, то, что какая-то часть документов тоже вывозилась по узкоколейке и т. д. Какие-то тут же отвергались. Найденные документы — закономерный результат работы. Я думаю, что должны быть еще несколько ящиков документов.

Лариса Рычкова: Расскажите, кто в этом году оказывает помощь экспедиции?

Артур Ольховский: Традиционно, это комитет по делам молодежи и туризму администрации Тюменской области, ректораты Тюменского государственного нефтегазового университета, Тюменского государственного университета, медиахолдинг «Радио Западной Сибири», студия ТРТР, ТК «Ладья», интернет-газета «Вслух.ру».

Лариса Рычкова, ведущая интернет-конференции: Спасибо большое нашим гостя. На этом наша интернет-конференция завершена. «Десант памяти» выезжает в Долину смерти 21 апреля. Мы желаем вам удачи в этой экспедиции. За ее каждым днем вы можете следить на нашем сайте. До свидания.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
В Тюмени установят памятник генералу Павлу Фитину с зашифрованным названием секретной операции
В Тюмени установят памятник генералу Павлу Фитину с зашифрованным названием секретной операции
Сдали известны подробности о будущей достопримечательности.
#Руслан Кухарук
#Павел Фитин
#память
#памятник
#достопримечательность
#легенда
#разведчики
#площадь Борцов революции
#история
#Тюмень
#новости Тюмени
Оперативные данные: к утру 27 апреля река Ишим в Абатском поднялась до 1197 сантиметров
Оперативные данные: к утру 27 апреля река Ишим в Абатском поднялась до 1197 сантиметров
Тура в Тюмени - до 413 сантиметров.
#паводок
#Ишим
#Абатский район
#Тобол
#Тура
#Тюмень
#новости Тюмени
#Тюменская область
Владимир Якушев: Сегодня на плечах российских законодателей лежат не менее масштабные задачи, чем сто лет назад
Владимир Якушев: Сегодня на плечах российских законодателей лежат не менее масштабные задачи, чем сто лет назад
Полпред поздравил законодателей УрФО с Днем российского парламентаризма.
#полпред
#Владимир Якушев
#УФО
#парламент
#поздравление
Перекрытия дорог и расписание автобусов: транспортные изменения на праздничные выходные в Тюмени
Перекрытия дорог и расписание автобусов: транспортные изменения на праздничные выходные в Тюмени
Актуальные схемы и контакты.
#дороги
#транспорт
#перекрытие
#автобусы
#расписание
#изменения
#тюменьгортранс
#схема
#Тюмень
#новости Тюмени
В Тюмени начинаются противоклещевые обработки на общественных территориях и в лесах
В Тюмени начинаются противоклещевые обработки на общественных территориях и в лесах
Сейчас отмечается первый пик активности насекомых.
#клещи
#обработка
#безопасность
#ЛесПаркХоз
#лес
#Тюмень
#новости Тюмени