"Не хватает индустрии". Как в Тюмени заработать клипмейкеру : Деньги : Вслух.ру : Новости Тюмень

"Не хватает индустрии". Как в Тюмени заработать клипмейкеру

В серии материалов интересуемся у самозанятых людей, чем они занимаются, почему выбрали именно такой формат и, главное, где скрыты подводные камни.
Новости > Деньги

Новым героем стал Никита Машкин. Он тот, кто способен, используя только один маленький (неодушевленный, стоит заметить) предмет, может создать видео, которое завораживает. Об особенностях тюменского рынка, конкуренции и доходах он рассказал “Вслух.ру”.

Первый ролик с толстенькой девочкой

Никита называет себя клипмейкером. Это определение подразумевает деятельность и видеографа, и видеооператора. Клипмейкер снимает, составляет сценарий, пишет раскадровки, ищет актеров, подбирает музыку. И это не весь спектр услуг. Еще Никита занимается монтажом видеороликов. В каких-то интересных проектах участвует наравне с режиссером. Ему интересны и короткие метры. Раньше, например, работал в продюсерском центре «База», где одним из заданий было создание роликов о тюменском регионе. «Сейчас эти ролики крутятся в кинотеатре “Космос”», – замечает наш герой.

Его увлечение видеосъемкой началось, как и у большинства, в школьные годы. Однажды он просто взял у друга камеру и, что называется, понеслось. Никита даже помнит, о чем был его первый ролик.

«Мне сейчас за него даже немного стыдно. В моем классе училась толстенькая девочка, и с ней никто не общался. Я захотел ей помочь и снять про нее видео. Оно было очень смешным и глупым одновременно. Я вообще часто снимал в школе», – рассказывает Никита.

Начинал снимать на самой обычной видеокамере, которая надевается на руку. Ему ее подарили родители. «Мне тогда казалось это крутым, понимаешь? – замечает он. – А потом пришло осознание, что для чего-то крутого нужно иметь оборудование получше. Другими словами, вкладываться. И речь идет о суммах в 200 или даже 300 тысяч рублей. А еще чтобы научиться снимать, мне нужно было куда-то идти. И я написал различным тюменским видеопродакшенам. Меня взяли в команду одного из них».

center

Никита Машкин

Так началось уже профессиональное освоение специальности. Никите удалось устроиться в одной из лучших на тот момент студий – видеопродакшене Wake up. Продакшена уже нет, но во «ВКонтакте» сохранилась группа, где выложены многие работы его сотрудников. В Wake up теоретические знания сразу закреплялись на практике, пока бесплатной. Это сегодня Никита уже не готов так работать, а тогда возможность самой практики казалась даром небес. Кстати, сегодня, по словам нашего героя, видеопродакшены для Тюмени не диковинка. Как минимум, четыре студии он может назвать.

С нефтегазовой отраслью не вышло

Между прочим, специализированного образования у Никиты нет. Профессию клипмейкера освоил на практике, с помощью YouTube и старших наставников. В его деле особую роль играет собственное желание и, конечно, окружение. Вообще на клипмейкеров хорошо учат только в больших городах. Например, в Москве. Там есть и кинооператорские направления, и различные школы кино. Правда, все они славятся не очень-то реальными ценами.

«Я ушел из школы после девятого класса. Родители настояли на том, чтобы учился на бурильщика нефтегазовых и газовых скважин. Они тогда еще не понимали, что в сфере видео тоже можно зарабатывать. Причем хорошо. С нефтегазовой отраслью у меня не сложилось, зато все получилось с видео. Первые деньги я начал получать примерно в 18 лет, а вскоре зарабатывал больше, чем мои родители. Постепенно стал брать на себя какие-то обязательства. За ту же квартиру заплатить, например. И сразу все вопросы отпали».

Тюменский "потолок"

Как показывает практика, во всех сферах деятельности нужен профессиональный рост. В творчестве этот вопрос стоит наиболее остро. Как говорит Никита, сейчас он столкнулся с таким своеобразным тюменским «потолком». Расти над собой нужно дальше, а для этого надо переезжать. Например, в ту же Москву. В Тюмени, к сожалению, не хватает индустрии и атмосферы.

«Я стараюсь как можно больше путешествовать. С октября по декабрь прошлого года пробыл в Амстердаме. Изучал язык и совершенствовался в операторской деятельности. Мне было интересно пообщаться с иностранными специалистами, узнать их видение профессии и получить новый опыт. Школа по созданию видео, кстати, в разных странах практически не отличается. Хотя свои особенности, конечно, есть. Иногда это бывает даже немного смешно. Я познакомился с русским оператором, который состоит в ассоциации нидерландских операторов. Он как-то мне сказал, что у нас в Москве так классно, есть Фонд кино и много других всяких преимуществ. В общем старая история о том, что трава всегда зеленее у соседа».

Как приходит успех

Никита работает со всеми форматами кроме свадеб и дней рождения. Это, по его словам, немного другая сфера. К тому же не такая многообещающая. Ведь сегодня можно снимать невероятные документальные фильмы или интервью, набирающие миллионы просмотров, трэвел-видео или предметные метры, а не только радоваться чужим праздникам.

«Во время карантина было очень мало заказов, а я давно интересовался предметной съемкой. Пока у меня имелось свободное время, решил попробовать. Взял мамины духи, снял о них видео, выложил в Instagram и отметил бренд. Через несколько дней представители бренда мне написали. Им понравилось видео. Они выложили его к себе. За неделю моя работа набрала реально большое количество просмотров. Об этом узнал другой бренд духов. Они тоже предложили сотрудничать, а представители первого уже отправили мне мужскую коллекцию», – улыбается клипмейкер.

Примерно так сегодня успех и приходит. Его еще называют феноменом «залетело». Можно работать над своей клиентской базой годами, а потом случайно стрельнет одно единственное видео. Вообще работа по поиску клиентов – это всегда запутанная история. В Тюмени в этом вопросе отлично работает сарафанное радио. Хотя не стоит умалять значение интернет-сервисов.

«Сейчас, например, удобно работать с «Яндекс. Услугами» или чем-то подобным. Благодаря возможности удаленной работы у меня много заказов и из Тюмени, и из Москвы. Их соотношение примерно 50 на 50. Я часто работаю с большими столичными заказами. Отсюда и возникла необходимость оформить самозанятость», – отмечает Машкин.

Заказы могут быть необычными. Однако, если обобщать, то в Тюмени, по словам Никиты, чаще заказывают репортажи, видео со свадеб и дней рождения, а также рекламные ролики. На последние особый спрос появляется в летнее время. Никита работает и с крупными проектами. Так, например, несколько лет назад он участвовал в съемке клипа для молодежного форума «Утро». Видео должно было привлечь молодежь из разных регионов. Как заметил наш герой, этот проект был очень интересным, отчасти потому, что в нем участвовали люди с крутыми идеями.

Затраты и окупаемость

«Разумеется, сегодня мало делать просто отличный продукт, нужно знать и то, как его правильно подать. Хотя далеко не всегда все происходит так, как задумывалось. Бывает, что работы, от которых ты многого не ожидал, вызывают эффект «вау». Люди на них активно и положительно реагируют. А бывает и наоборот. Работы, в которых ты вкладываешься, остаются незамеченными. О них никто не говорит, под ними никто ничего не пишет. А еще с каждым новым видео от тебя ждут другого. Ждут выхода на более высокий уровень. И если это действительно происходит, можно ждать репостов и лайков», – объясняет Никита.

Ни для кого не секрет, что на создании видео можно зарабатывать. Рекламный ролик, например, будет стоит от 5 до 10 тысяч, отчетный – от 20 до 50, а предметная съемка и вовсе оценивается в долларах. Но прежде в эту сферу нужно хорошо вложиться. Начать можно с разных сумм. Например, со 150 тысяч, на которые необходимо купить камеру, объективы, свет, флешки, батарейки и прочую мелочевку.

Но этого бывает недостаточно, если вовремя не собрать клиентскую базу. Многие начинающие видеографы долго копят, покупают все необходимое, а потом, столкнувшись с отсутствием заказов, уходят из сферы.

С другой стороны, для специалистов по видео сегодня появляются различные сервисы, предоставляющие оборудование в аренду. В Тюмени такие организации еще новинка, но в Екатеринбурге подобное направление хорошо развивается. Главное при работе с такими сервисами продумывать съемку с учетом трех-четырех дней доставки. Никита рассказал, что в остальном все просто. Ты берешь, например, свет за 2000, добавляешь 250 рублей за доставку и округляешь эту сумму до 3000 в счете клиенту с учетом всех возможных форсмажоров.

center

Конкуренция

Никита поделился наблюдением о том, что конкуренция в видеосфере сейчас очень высокая. Ничего удивительного – камеру может купить каждый. Уже завтра он начнет снимать, выложит объявления в соцсетях, на «Яндекс. Услугах» и «Авито». Качество его работы будет ниже, но и цена тоже. Постепенно он выйдет на рынок и поднимет стоимость. Или все-таки не выдержит и сбежит. Остаются только те, кому по-настоящему нравится их работа, кто ловит кайф от создания видео.

«Создание видео – это симбиоз творческой и технической работы. Тебе нужно и разбираться в технике, и постоянно генерировать идеи. Это не самая легкая задача. Хотя, как я уже говорил, многое зависит от проекта. На самом деле, да, я работаю 24 на 7», - признается клипмейкер.

Резюме

Если честно, умением подбирать музыку к видео возможности Никиты не ограничиваются. Конечно, я пролистала ленту в его социальных сетях еще до интервью, но после встречи решила еще раз пересмотреть хотя бы его последние выложенные работы. И знаете, они действительно завораживают. В какой-то момент понимаешь, что самозанятость – это не нововведение в системе налогообложения, это совершенно особый стиль жизни и мышления.

* Кстати, теперь у нас есть Telegram-канал.
Интересные истории, байки из редакции и авторские колонки. Подписывайтесь – @vsluh_ru*


Последние новости


реклама
adverse.description
adverse.description
adverse.description
adverse.description