Dipol FM | 105,6 fm
Max banner

Солистка группы "А.Т.О.М." Анна Сафронова: Болото не в Тюмени, а внутри человека

Солистка группы "А.Т.О.М." рассказала в интервью "Вслух.ру", почему уезжала из Тюмени, комфортно ли ей петь в ресторанах, и жива ли еще легендарная тюменская группа?

Анна Сафронова еще в девяностые, будучи девчонкой, покоряла рок-фестивали, а в двухтысячных уехала покорять Москву. С рождением дочерей взяла паузу в авторском творчестве и вернулась в Тюмень. Сегодня ее день похож на день большинства музыкантов — утром ученики, вечером рестораны. Не все знают, что за фирменной хрипотцой певицы скрывается история борьбы за голос и обретения себя. Жива ли группа «А.Т.О.М.», какая корысть может быть в преподавании и как не застрять в болоте — об этом певица рассказала «Вслух.ру».

Анна, вы одна из тех, кто на определенном этапе жизни уехал в Москву, я хочу начать именно с этого. Почему амбициозные музыканты стремятся сменить город? Почему, в частности, в Москву переехала группа «А.Т.О.М.»?

— Тут всё очевидно: в Тюмени у нас был всего один рок-центр, где можно играть. Каждую неделю туда зрителей не заманишь. В Москве играй хоть три раза в неделю — на тебя всегда найдется слушатель. Больше перспектив, больше мероприятий, больше интересных команд рядом. Можно общаться, крутиться в этом, заряжаться! У каждого члена нашей группы были в столице какие-то подработки, но мы понимали, что главное, зачем мы приехали, — музыка. Писать новые песни, выступать, записываться в студии. Кроме того, я всегда любила Москву, ее ритм жизни мне подходит.

Нередко слышишь, что Тюмень — это болото. Какие у вас ощущения от нашей культурной среды?

— Мне кажется, болото всегда внутри самого человека. Вне зависимости от того, сколько его окружает клубов. Сейчас в город привозят много артистов, при желании можно и самому на выходные выехать на концерт исполнителя, которого мечтаешь увидеть. Кроме того, всё есть в открытом доступе в интернете.

Вместо того, чтобы говорить «я сижу в болоте, меня всё бесит», попробуй сам что-то сделать. Стань кувшинкой в этом болоте! Всё зависит от тебя и от того, что ты несешь в этот мир. А свое персональное мини-болото можно устроить везде — хоть в Нью-Йорке, хоть в Сан-Франциско.

Более частые выступления, ради которых вы уезжали, приносили какой-то доход?

— С трёх концертов в неделю не озолотишься. Всё, что мы получаем от выступлений, мы обычно вкладываем в музыку. Это и инструменты, и электроника… Чтобы собственной музыкой зарабатывать на жизнь, нужно собирать Олимпийский, а не по клубам выступать. Может быть, и у нас бы это со временем получилось. Выйти на серьезный уровень — мечта любого музыканта! Закрыться с ребятами в гараже и сидеть там: только музыка, только полет души, творчество, новые песни. Но в реальности — у каждого есть семья, надо зарабатывать деньги. В этом плане Тюмень и Москва мало чем отличаются.


_Группа «A.T.O.M"_

Откуда появилась рок-музыка в вашей жизни?

— Когда мне было лет 16, меня пригласили в джаз-бэнд в ДК «Строитель». В это время в том же «Строителе» существовал рок-клуб. Рокеры меня тоже заметили, позвали в группу «Граффити», мы сделали вместе несколько песен. Группа «А.Т.О.М.» в то время уже существовала, пели Гриша Антропов и Серёжа Гринфельд. Однажды Ник Рок-н-ролл (основатель рок-клуба «Белый кот») попросил «А.Т.О.М» подыграть одному приезжему музыканту, а меня — подпеть ему на бэк-вокале. С тех пор мы с ними и заиграли. Сначала я играла на клавишах, пела бэк-вокал, а потом давай писать свои песни! Мы выступили с ними на фестивале женского рок-вокала «Сирин» — и пошло-поехало.

Когда Гриша уехал, мы начали безуспешно искать басиста. Говорю: давайте я буду играть! Сначала все посмеялись, потому что я вообще не понимала, что такое бас-гитара — на гитаре играла, но не знала ни нот, ни где какие струны. Но разобралась, понравилось. С тех пор играю. Актуальный состав группы — я, Сергей Гринфельд, Никита Отзыв.

Чтобы коллектив сложился и долго существовал, надо как-то психологически друг к другу подойти?

— Обязательно! Музыка — это интимная история, ты раскрываешь душу, особенно если поёшь свои песни. Нужно довериться. Для меня это чувство братства очень важно.

_Анна Сафронова и Сергей Гринфельд, 2000 г._

Что в биографии группы было самым ярким?

— Самые яркие моменты — это, конечно, фестивали! Во-первых, «Сирин», который проходил в Тюмени. На него приезжали очень крутые музыканты. Во-вторых, «Максидром». Увидеть всё это изнутри было очень здорово! И другие — «Старый Новый Рок», «Урал рок» — где можно пересечься с уникальными людьми.

Еще одно яркое воспоминание — как я однажды сломала ногу. Мы писали альбом, все инструменты уже были записаны, оставался вокал. Через две недели нам ехать, а Москву на какой-то фестиваль… И вот я падаю и ломаю ногу! Думала, ребята не поверят, решат, что это прикол. Они, конечно, удивились, но планов своих мы не поменяли. На выступлении я просто не стояла, а сидела на барном стуле — отставила костыли, взяла бас-гитару.

Из всей музыкальной деятельности — написание песен, работа в студии, концерты — что приносит наибольшее удовольствие?

— Это всё кардинально разное и всё мне нравится! На репетиции ты придумываешь, сыгрываешься с людьми. На студии оттачиваешь материал, слышишь каждый нюанс и стараешься причесать до идеального состояния. А концерт — это мощнейший выброс энергии!

Новые песни сейчас пишутся?

— Иногда чувствую, что «идет», какие-то моменты записываю. Но сейчас так много других задач, голова всегда занята чем-то другим. Песни ушли на второй план. Сначала я по этому поводу приуныла, но потом поняла, что не просто сижу прозябаю. Я узнаю что-то интересное, впитываю что-то новое, и когда придет время, это прорвется. Подчеркну, важно не столько свободное время, сколько свободная голова!

Вроде бы укладываешь детей спать — и твори! Но я в это время готовлю какой-нибудь мастер-класс, подучиваю песни, занимаюсь на бас-гитаре. Править текст и музыку в такое время можно, но, чтобы писать новый материал, надо отстраниться от повседневного, наладить связь с космосом. Канва должна прийти сама собой, вылиться. Не надо высасывать ее из пальца.


_Дочерей певица называет «мини-сафрики"_

С чего для вас вообще началась музыка и как давно?

— Еще в детском саду родителям говорили: «Отдавайте ее куда-нибудь, человек поет!» А мне нравилось, как клавиши на фортепиано нажимаются — со стороны это так красиво выглядело! Поэтому в музыкальной школе выбрала фортепианное отделение. Ходила туда со слезами на глазах и каждое утро просила родителей «выписать» меня оттуда (раз записали, надо же выписать). Под конец всё изменилось, я начала играть с большим интересом. После 11 класса поступила на Эстрадно-джазовое отделение Колледжа искусств, на вокал. После его окончания там же осталась преподавать.

Преподавание — это необходимость или в нем есть свой кайф?

— Когда мне предложили преподавать, я очень долго сопротивлялась: говорила, что я не учитель, это не моё. Наталья Михайловна Гультяева (зав кафедрой) спорила со мной, доказывала, что я замечательный педагог. Я до сих пор в этом сомневаюсь, но ищу в преподавании корыстные цели. Сама я как ленивый ученик не стала бы заниматься каждый день по несколько часов. А если ты преподаешь, то волей-неволей, занимаясь с людьми, репетируешь и сам. Кроме того, я ответственно подхожу к работе — мне хочется донести до учеников что-то новое, показать новые фишки и приемы. Для этого приходится развиваться в этой сфере. А пока ты в этом разбираешься, ты и для себя выбираешь какие-то приемы, которые тебе удобны.

Та часть работы, которая связана с пением в ресторанах, вам комфортна? Роковая сущность не сопротивляется петь Лободу?

— Комфортно было бы, конечно, полностью посвятить себя той музыке, от которой кайфуешь. Но все мы взрослые люди и понимаем, что иногда приходится делать то, что может быть не очень интересно. Главное — как к этому будешь относиться.

Знакомые рок-музыканты иногда выражают сочувствие по поводу того, что я пою, например, Уитни Хьюстон. Но что же в этом плохого? Я занимаюсь нормальным делом! Репертуар на самом деле зависит от меня. Я могу не петь песни, которые мне совсем уж не нравятся. Другое дело, что их у меня будут просить!

Что в себе больше всего цените как профессионал?

— Во-первых, умение докопаться до сути песни. Ведь музыка — это не ноты. Это внутренняя пульсация, которую нужно уловить. Мне кажется, что я могу это делать, пропускать через себя и быть честной с самой собой.

Во-вторых, ценю в себе самокритику. Я ко всем строга в плане музыки, но к себе — в сто раз более притязательна. Стараюсь, конечно, трезво себя оценивать. Где-то понимаю, что еще пахать и пахать, а где-то радуюсь результатам — с моими связками я умудряюсь делать такие вещи!


_В составе кавер-группы «72 Band"_

Кстати, что не так со связками?

— В 16 лет мне делали операцию, удаляли кисту со связок. Она появилась из-за неправильной работы с голосом. После таких вмешательств связки до конца не восстанавливаются, на месте кисты осталась ороговевшая ткань. К этому прибавились психологические зажимы. Я помню момент, когда связки после лечения уже были идеальные — розовые, с ровными краями — а голоса просто не было! Оказалось, это из-за стресса. Голос и внутреннее состояние очень взаимосвязаны.

Года через три-четыре после операции я добила связки неправильным звукоизвлечением и стала хрипеть. Такое чувство, как будто ты в одночасье лишился голоса! У меня была очень жесткая депрессия. Когда связываешь с вокалом всю свою жизнь, с этим тяжело смириться. Мне говорили: «Ну, ты же еще и пианистка классная!» Но я хотела петь.

Наталья Михайловна учила меня поверх моего экстремального вокала петь чистым звуком. Каждый день по несколько часов мощной работы: полностью снимались все зажимы с челюсти, гортани, языка. Я как будто заново училась извлекать звуки! Эта работа продолжается и сейчас.

Как удалось преодолеть эти испытания и как они повлияли на вашу жизнь?

— Для меня эта тема — еще одна ступень в развитии. Помимо упражнений на развитие голоса, меня интересуют упражнения на восстановление. Тема востребованная. У меня есть друзья-ведущие, у которых такая же проблема. Есть педагоги, у которых устают связки. Связки можно и восстановить, и как минимум успокоить, снять напряжение.

На собственном опыте я понимаю, что голос — хрупкий инструмент, который очень важен для человека. Это наша возможность коммуникации! Когда мне делали операцию, надо было полностью молчать неделю. Оказалось, от этого можно сойти с ума! Я чувствовала себя беспомощным котёнком. Мой главный принцип в занятиях с людьми — не навреди. Как у врача.

Сама я сейчас могу петь чистым звуком и понимаю, что всё в этой жизни можно исправить. Всё обратимо, кроме потери близких людей. Головой о стену бейся, только не говори «не знаю, не могу, не умею». Иди и делай! Не ной, а просто пытайся. Ты всегда можешь что-то сделать, пока жив!

И последний вопрос. Группа «А.Т.О.М.» сейчас существует? Мир ещё вас увидит?

— О распаде мы не объявляли, всё в порядке! Каждый из нас так или иначе занимается творчеством — ребята — там, я — здесь. Надеюсь, еще соберемся с новым видением, новым взглядом и продолжим. Как минимум вспомним, что было!

_Фото из архива Анны Сафроновой_

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram, самое полезное в Vk и самое актуальное в MAX
Последние новости
Александр Моор поздравил энергетиков с профессиональным праздником
Александр Моор поздравил энергетиков с профессиональным праздником
В энергетике Тюменской области трудятся порядка 4 тысяч человек.
#энергетики
#губернатор
#Александр Моор
#поздравление
#Тюменская область
#тк
В Тюмени участники массового ДТП выплатят пострадавшему пассажиру автобуса 450 тысяч рублей
В Тюмени участники массового ДТП выплатят пострадавшему пассажиру автобуса 450 тысяч рублей
Апелляция не изменила приговор.
#прокуратура
#приговор
#моральный вред
#ДТП
#суд
#компенсация
#Тюмень
#новости Тюмени
#тк
В Тюмени платное парковочное пространство увеличили на 1237 машино-мест, но денег пока не берут
В Тюмени платное парковочное пространство увеличили на 1237 машино-мест, но денег пока не берут
Цена варьируется до 25 до 70 рублей в час.
#парковка
#платная парковка
#деньги
#плата
#транспорт
#Тюмень
#новости Тюмени
#тк
Тюменцам напомнили правила уборки и вывоза снега
Тюменцам напомнили правила уборки и вывоза снега
Жители могут сообщить о некачественных услугах.
#снег
#уборка
#осадки
#Тюмень
#новости Тюмени
#карт
Ленинский округ Тюмени отметил 60-летие
Ленинский округ Тюмени отметил 60-летие
Сейчас здесь проживает 185 тысяч жителей.
#Ленинский округ
#юбилей
#Евгений Сорокин
#Илья Махарашвили
#Тюмень
#новости Тюмени
#тк

Настоящий ресурс использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16 (далее — Яндекс), сервис Яндекс Метрика использует файлы «cookie» с целью сбора технических данных посетителей для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать ресурс, Вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.

Собранная при помощи «cookie» информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, собранная при помощи «cookie», будет передаваться Яндексу и храниться на серверах Яндекса в Российской Федерации.

Вы можете отказаться от использования «cookie», выбрав соответствующие настройки в браузере.

Подробнее о нашей политике обработки персональных данных.

Принять