Федеральный эксперт Святослав Мурунов поведал, как городу найти свою уникальную «фишку».
_Известный слоган «Тюмень — лучший город земли» устарел и тормозит развитие столицы области. Так считает федеральный эксперт, урбанист Святослав Мурунов, который совместно с коллегами проводит в городе исследование запросов жителей относительно комфорта городской среды. Результаты исследования еще не готовы, но эксперт рассказал «Вслух.ру», что плохо и что хорошо в Тюмени, и как городу найти свою уникальную «фишку»._
— Вы обещали представить предварительные результаты исследования запросов тюменцев к городской среде и комфорту. К каким выводам вы пришли?
— Наше городское исследование продолжается — социологи, архитекторы, урбанисты изучают город со всех сторон. У нас есть несколько гипотез, потому что выводами назвать их пока сложно. Тюмень находится на верхней точке расцвета потребительской культуры. Центрами жизни здесь являются торговые центры. В Москве этот период прошел лет шесть назад, торговый центр там перестал быть средоточием жизни, людям теперь нужен город во всем его многообразии, нужны творческие кластеры, пространства, какие-то странные места, парки.
В Тюмени же торговые центры до сих пор остаются местами притяжения горожан. Причем жизнь там протекает по нетипичному для торговых центров сценарию. Дети играют в прятки, подростки стоят толпой где-нибудь в темном углу и просто общаются или слушают музыку, бабушки сидят на бортике неработающего фонтана, потому что на улице холодно…
— На лекции в ТюмГУ вы говорили, что в Тюмени «плавающий», перемещающийся центр города, и критиковали слоган про «лучший город Земли».
— Это хорошая гипотеза: если в городе центр может возникнуть в любом месте, то фактически и спальные районы не безнадежны и могут стать центрами города.
Областной центр несколько подустал с точки зрения городских смыслов. В свое время слоган «Тюмень — лучший город Земли» горожан вдохновил, но, на мой взгляд, свой эмоциональный потенциал он уже исчерпал. Тюмень постоянно попадает в разные рейтинги, а на любой критический вопрос отвечает: «Мы же лучший город Земли, чего нам еще хотеть?».
Хотя, если пройтись по городу, становится ясно, что не все отлично. Пространство занято машинами, приходится работать эвакуаторам, Тюмень — город заборов, в котором не сложилась современная местная архитектура. Она напоминает хорошее крестьянское барокко: видно, что деньги и амбиции давят на заказчика, и он требует сделать ему «покрасивше», хотя не знает, зачем ему это нужно.
Не хватает инфраструктуры для подростков. Когда об этом заходит речь, администрация предлагает спорт, хотя ребятам больше нужна социализация — антикафе, клуб, какая-то интересная площадка. Я нашел несколько подростковых центров, которые мегавостребованы и забиты под завязку, но нет ни одной открытой мастерской, например.
— У вас весьма критичный взгляд на город. Есть что-то в Тюмени, что вам понравилось?
— Понравились ваши университеты. Они деловые, мощные, не до конца включенные в городскую повестку, но максимально старающиеся это сделать. В постсоветских городах любой университет — это такое государство в государстве, но он все равно остается частью города и его повестки. К сожалению, стремление включиться в общественную жизнь у университетов в Тюмени кажется недостаточным, потому что мы увидели у студентов большой запрос на городскую практику.
В нашей анкете «Школы городских компетенций» основной запрос и от выпускников, и от студентов был такой: «Мы хотим попробовать». Таким образом, им нужны компетенции, которые можно применить здесь и сейчас. Как общаться с людьми? Как проектировать техническое задание? Как вести переговоры с бизнесом? Как вступать в совместные проекты, правильно делить прибыль, формировать юридический статус? Запрос на прикладные компетенции, так же, как и везде. Просто в Тюмени из-за ее деловитости и амбициозности и из-за наличия ресурсов эти процессы идут быстрее. Городской метаболизм ускоренный.
Мне кажется, уже накапливается усталость от этого ускорения, потому что такого количества городских событий я давно не встречал в России.
— Вы сказали на лекции, что Тюмень проводит события ради событий…
— Зачем нам событие? Чтобы было куда пойти. Это утилитарное отношение. По большому счету, событие может быть инструментом изменений, развлечением для создания у горожан каких-то эмоций, а может нести образовательную функцию.
Мне показалось, что город очень много ресурсов инвестирует в события, не оставляя возможности самим горожанам что-то предложить. Держит их на «коротком поводке»: А вот вам еще праздник, фестиваль, выставка, концерт — очень много всего. Хотя, если посмотреть афишу Тюмени, она ничем не отличается от афиши любого провинциального города. У вас пространство для гастролеров, местным экспертам, группам, артистам не уделяется достаточно внимания.
Это проблема всей России, потому люди и уезжают в Москву и Питер. Но Тюмени с ее ресурсами можно было бы позволить себе более внимательное отношение к местной культуре.
— Между тем, в Тюмени в этом году были открыты огромный музейный комплекс и исторический парк, проходит уральская биеннале современного искусства.
— С одной стороны, любой музей — это хорошо, потому что идет накопление городской культуры. Вопрос, участвуют ли городские активисты, эксперты в формировании программы музея, в его наполнении. Или музей тоже существует как государство в государстве, сам по себе.
Просто некое наблюдение — история Тюмени волнует только маленькую часть горожан: местных экспертов, краеведов, архитекторов, культурологов, но не волнует самих жителей. Отношение к истории города, на самом деле, довольно странное: зачем нам история, если у нас много денег и все хорошо? Например, в Тюмени долгое время не было краеведческого музея (имеется в виду затянувшееся на четверть века строительство музейного комплекса на улице Советской — прим. ред.).
С другой стороны, музеи, в которых я успел здесь побывать, явно проигрывают торговым центрам. Фактически людей там нет.
— Вы изучали, в том числе, вкусы тюменцев, и говорили, что горожане не определились, что им больше нужно — пивные или кофейни.
— Город находится в несколько неопределившемся состоянии, поскольку концентрация кофеен и пивных в Тюмени практически совпадает. Комбинация на одной улице или в одном квартале большого многообразия пивных заведений и разных кофеен говорит о том, что в Тюмени пока эти культуры находятся в переходном состоянии.
В крупных городах пивные чаще концентрируются в местах маргинальных, окраинных, а центр — это пространство хорошего стрит-фуда и хороших кофеен, потому что эти заведения выступают здесь местом встреч, переговоров и даже городских коворкингов. Пока кофейни, по которым я прошелся в Тюмени, по большей части — это не городской коворкинг в классическом понимании крупного города.
В Тюмени все-таки дефицит собственных идей. Все, что можно было скопировать из крупных городов — барбер-шопы, вайпер-бары, гастро-пабы — Тюмень уже скопировала, но не доверяет собственной интуиции, своей истории и не может предложить что-то уникальное. Для сравнения, соседний Екатеринбург очень успешно запускает новые форматы. Там сильно развита уральская идентичность. Амбициозность и энергичность дает им возможность и смелость, наоборот, не быть как Москва, сделать собственный эксперимент. Это хорошо, у города появляется настоящая уникальность, есть чем гордиться и на что обращать внимание.
— А в чем могла бы заключаться тюменская «фишка», местная уникальность?
— У вас очень сильно развита торговая составляющая. Тюмень — город купцов, а это очень хорошая культура. Купцы были и меценатами, и первыми горожанами, и первыми путешественниками, фронтирами, привозившими что-то новое. Однако купечество — тема, которую не принято обсуждать, у купца отрицательные коннотации — он барыга, жадина и так далее. Мне кажется, базовая культура Тюмени существует. Это купи-продай, торговля как коммуникация, желание быть все время в деле, чем-то заниматься.
К сожалению, у тюменцев нет желания заниматься культурой, переосмыслить свой город. Хотя здесь есть и музеи, и культурологи, и местные эксперты. Вы спрятались за слоган «Тюмень — лучший город Земли». Он вас стимулирует, вдохновляет, но он свое уже исчерпал, на мой взгляд. Он вас ограничивает. На любое предложение есть универсальный ответ. Зачем заниматься купечеством, если вы и так лучший город Земли? Зачем нам что-то сложное и непонятное? А культура — это всегда сложности, пространство для дискуссий, споров и поиска.
В Тюмени я не увидел запроса на идентичность. Город в этом плане находится в спящем состоянии. С одной стороны, он очень деловой, живой, подвижный. С другой — у вас блеск в глазах куда-то испарился. Появилась механистичность в городе, который что-то строит, куда-то бежит, что-то проектирует, но нет в этом тюменского. Все это лучшие мировые практики, передовой московский опыт, но где здесь то, что тюменцам необходимо, их ритм?
— А среди тюменцев, представителей креативной среды вы нашли людей, которые могли бы придать городу новые смыслы?
— Мы нашли запрос на это. Любовь к городу обнаружена, тюменцы свой город любят, в этом есть потенциал. Но возможность эту любовь проявить у жителя областного центра сейчас ограничена старыми форматами взаимодействий. Хочешь проявить любовь к городу — иди, хлопай в ладоши на площади, или убирай мусор на субботнике, или пиши свои идеи на сайт.
Этого мало для современного горожанина, ему хочется не только предлагать свои идеи, но и вместе с другими искать новые. В городе есть все необходимые для этого условия — университеты, культурные эксперты, большой пласт активистов. Возможно, не хватает правильного вопроса: что такое Тюмень? Или что будет после слогана «Тюмень — лучший город Земли»? Ну, лучший, хорошо, а что дальше? Возможно, этот вопрос запустит городской процесс коммуникации, диалога и осмысления, как горожане хотят жить и кем они себя хотят позиционировать в мире, России и регионе.
— Что же будет после «лучшего города Земли»?
— Как минимум, процесс осмысления. Кроме рейтингов, что реально стало лучше? Какие возможности не были использованы? В каких-то моментах сейчас Тюмень напоминает Краснодар. Один из самых быстрорастущих городов, которым долгое время управляли застройщики. В нем не осталось парков, он весь в парковках, из него начинают уезжать прогрессивные предприниматели. В городе стало невозможно жить.
Молодежь там чувствует себя ненужной. Она как бы есть, но кроме спорта ей нечем заняться. Краснодар — это фактически новостройка в поле с очень плохой экологией. В каких-то местах в Тюмени я увидел тренды, которые пять последних лет наблюдал в Краснодаре. Мне кажется, у Тюмени есть все шансы остановиться и не повторять этих ошибок.
— У представителей власти есть понимание, как развивать Тюмень?
— Повестка губернатора совпадает с федеральной повесткой. Вовлечение, коммуникация, развитие других видов деятельности, городская среда — федеральная повестка сейчас крутится вокруг этого. С местными чиновниками мы общались раньше и, надеюсь, пообщаемся на конференции 13 декабря. Однако у них, мне кажется, срабатывает защитный механизм: «Мы — лучший город Земли, значит, и так должны все знать».
— То есть, теперь этот слоган не дает городу развиваться?
— Да, он ограничивает город в поисках новых путей. Это хороший базис, сформировавший отношение к нему, но, с точки зрения развития, он Тюмень сдерживает. Это такие золотые грабли, на которые вы наступили.
Справка
_Святослав Мурунов — урбанист, социальный инженер, эксперт федерального уровня, преподаватель МГУ и инновационного центра «Сколково», член рабочей группы Минстроя по городской среде, основатель Центра прикладной урбанистики, эксперт по комплексному развитию постсоветских территорий._