Обозреватель “Вслух.ру” узнала, зачем искать предков крестьянским потомкам, до какого колена реально установить родственников и сколько времени занимает “выращивание” генеалогического древа.
_Кто-то хочет больше знать о своей семейной истории, а кто-то не видит никакого смысла в поиске корней. Специалист-генеалог, член Красноярского историко-родословного общества Денис Баранов уверен: поиски информации о предках восстанавливают духовную связь между поколениями. Из разговора с родословом обозреватель «Вслух.ру» узнала, зачем искать предков крестьянским потомкам, до какого колена реально установить своих родственников и сколько времени занимает «выращивание» генеалогического древа._
— Денис Викторович, как давно вы занимаетесь генеалогией, с чего все начиналось?
— Мой поиск начался 16 лет назад: хотелось узнать побольше о прадеде, воевавшем во время Второй мировой войны. Было интересно, есть ли у него награды, где он воевал, сохранились ли снимки. При этом я даже не знал его имени, не говоря уже о месте рождения и многом другом. В установлении фактов мне помогли родители и родственники, которых я спрашивал о наших общих предках. Я многое узнал, сделал копии различных документов и фотографий, после чего влился в ряды историко-родословного общества Красноярского края и стал завсегдатаем архивов.
— Какими знаниями нужно обладать, чтобы подвизаться в генеалогии? Каково, к примеру, ваше образование и помогло ли оно вам в этой работе?
— Я окончил Красноярский государственный педагогический университет им. Астафьева, факультет отечественной истории. Это помогло понять, что нельзя изучать историю страны без истории семьи или наоборот: исследование одной стороны обогащает другую. Сегодня в своей профессиональной деятельности я полагаюсь на свой многолетний опыт работы в более чем 90 районных, областных, краевых, республиканских и национальных архивах России, Украины и Белоруссии.
Мне кажется важным поделиться своим опытом и методиками поиска. Потому я создал «Школу поиска и составления родословного древа» на базе Красноярской краевой научной библиотеки, в рамках школы я провожу обучающие семинары. Мне бы хотелось вдохновить людей на изучение истории своего рода, а также помочь начинающим исследователям. Подобные семинары я провел в Канске, Томске, Новосибирске, Барнауле, Иркутске, Улан-Удэ, Владивостоке и — недавно — Тюмени.
— До какого колена вы знаете собственных предков?
— Свою родословную я изучил до 12-го колена. Считаю, что каждый специалист по генеалогии начинал именно со своей родословной, потому что всем тонкостям этой работы нигде не научат, а главным движущим мотивом специалистов в этом деле является любовь к семейной истории.
— Зачем людям знать своих самых дальних предков? У этого есть какая-то практическая польза или это чисто духовный аспект развития?
— За мою практику не было ни одного клиента, который бы хотел получить материальную выгоду от исследования истории своей семьи. Первое, что движет этими людьми, — это интерес, а второе — духовная связь потомка с предками, желание быть на кого-то похожим, быть звеном одной большой цепи, иметь связь между поколениями.
Когда задают вопрос о том, зачем делать родословную, хочется понять: а почему не делать родословную? Есть, к примеру, династии, когда в роду все медики, и в их судьбах некоторые моменты повторяются. Если пять поколений рода изучить, то многое становится понятно. Поэтому и говорят, что не знающий предков не знает себя.
— Как «вырастить» свое древо? Какими базами можно воспользоваться?
— Именно об этом я рассказываю на семинарах часами. Чтобы понять механизмы исследования, у людей порой уходят годы. Вот несколько советов:
# 1) для создания семейно-исторической летописи я советую общаться с родственниками, узнавать как можно больше семейных историй;
# 2) для архивной работы важно знать административно-территориальное деление, здесь очень хорошо помогают библиотеки (краеведческий отдел);
# 3) начните с изучения сайтов, посвященных генеалогии, где предлагается большое количество оцифрованных документов различных губерний Российской империи.
Порой нужная информация может храниться на предприятиях, где работали родители. Могли остаться трудовые книжки, которые передаются в краевой архив. Раньше при поступлении на работу люди писали анкеты, автобиографии, составлялись личные дела. Если документы уцелели, то нужные сведения можно узнать из них.
— Сколько времени может занимать составление генеалогии?
— Это зависит от сохранности документов в архиве, от их доступности в читальном зале либо на интернет-сайтах и вашего личного желания, времени и возможности заниматься поиском. На составление генеалогического древа может уйти год или два, в лучшем случае три месяца. Если архивы хорошо сохранились, то можно найти сведения до 1620 года, это порядка 11−12 поколений.
Если же цель создать семейную историю, на это уходит больше времени. Обычно на своих семинарах по составлению родословной я учу людей тому, что мы тоже история, и нужно писать свои хроники, вести дневники. Потому что будет несправедливо составить родословную до 1600-х годов, а о себе ничего не написать.
— Вы ищете предков для иностранных клиентов и зарубежных компаний. Можете ли сравнить, кто охотнее интересуется прошлым своей семьи — россияне или жители других стран?
— Охотней интересуются иностранцы, потому что у них интерес к роду передавался из поколения в поколение и этот процесс никогда не прерывался. Но в странах постсоветского пространства такой интерес к составлению родословной быстро набирает темпы, об этом свидетельствует ежегодная статистика посещения исследователями читальных залов в областных и краевых архивах. Насколько мне известно, ежегодно посещаемость растет в десятки раз.
— Какой самый древний род вам удалось обнаружить? Куда вели его самые старые ветви?
— Как-то я составил родословную, где крайним стал 1648 год. Знаю человека, изучившего свою родословную до 781 года. Во всех областных архивах хранятся документы максимум до 1650 года. Если нужны более ранние материалы, их можно поискать в Российском государственном архиве древних актов.
— Насколько глубоко можно восстановить, например, историю обычной крестьянской семьи?
— При условии хорошей сохранности архивных документов поиск может быть углублен до 1600-х годов. По моему опыту, совершенно не важно, было ли это в Енисейской губернии или в Черниговской. Не зависит и от сословия так, как от сохранности документов. Это всегда самый важный фактор.
Если предки жили в деревне, обратитесь в краеведческий отдел библиотеки, ищите информацию по интересующему вас району — историю его заселения, упоминания о местных жителях. Полистайте подшивки местных газет, во многих есть рубрики, где рассказываются истории о семьях, династиях, уважаемых людях. Возможно, что-то найдется там.
С 1930-х годов в сельсоветах велась похозяйственная книга, в городе — домовая. Там есть сведения о составе семьи, зачастую очень скупые, но тем не менее важные. Эти документы, как правило, хранятся в краевых архивах.
— Существуют ли случаи, когда людям не стоит углубляться в дебри своей генеалогии?
— Конечно, все хотят быть потомками героев. Но нелицеприятные факты могут встречаться в каждой семье.
######Случаев, когда не стоит углубляться в родословную, не существует! Я считаю, что человек имеет право на ошибку, и потомок не имеет права его не судить, не зная всех обстоятельств. Знать историю своей семьи в любом случае — привилегия.