В Тюмень прилетела пятикратная чемпионка мира по плаванию Юлия Ефимова
_У пятикратной чемпионки мира по плаванию Юлии Ефимовой день расписан буквально по минутам. И это притом, что после чемпионата в Казани, где она выиграла свое пятое золото, для нее наступило время заслуженного отдыха. 14 августа спортсменка прилетела в Тюмень, сегодня она пообщалась с журналистами._
— У вас плотный график, что успели сделать за пять дней?
— Я успела встретиться в губернатором Тюменской области, съездить в «Олимпийскую ребячку», провела мастер-класс, пообщалась с детьми, побывала на автограф-сессии (даже на лбу расписаться пришлось!), была приглашена на несколько эфиров на радио и телевидение. Немножко отдохнула — погуляла по набережной, восстанавливала силы на горячем источнике и попробовала шашлыки на даче у друзей. Времени мало, дел много. В начале сентября я уезжаю из России в США, где продолжу тренироваться.
— Тюмень становится для вас ближе?
— Я уже знаю несколько улиц. В нынешний свой приезд нашла хороший салон, где сделала маникюр. Друзья водят меня по городу, уже начинаю чувствовать себя, как дома. Бываю в Тюмени редко и недолго, но стараюсь каждый раз открывать для себя что-то новое.
— Можете ли оценить, насколько хорошо в Тюмени развита инфраструктура для занятий плаванием?
— Отличные условия для детей в «Олимпийской ребячке», у нас такие же на олимпийской базе для пловцов. Была приятно удивлена, но там бассейн небольшой, 25-метровый. Не первый раз побывала в «Зодчем», где дорожки 50 метров, это просто олимпийский объект, я там тренировалась. Условия созданы, нужно приводить в бассейн детей.
— Не рассматриваете Тюмень как базу для тренировочного сбора?
— Эффективней тренироваться в Америке, где работает мой тренер Дэвид Сало. Он — один из лучших в мире, и пока я не планирую от него уходить. Возможно, позже я открою в России свою школу плавания. Думаю об этом. Тюмени не хватает бассейнов, как и всей России. Если они есть, то чаще всего коммерческие, а должны быть в каждой школе, в каждом вузе. В США именно так, и это дает свои плоды: чем больше людей занимаются, тем легче отыскать талантливых пловцов. Я об этом говорила и на встрече с губернатором Владимиром Якушевым. Нужно строить бассейны.
— Почему не пробудете на Родине дольше? Отдыхали бы вволю после чемпионата мира.
— Остается совсем мало времени до Олимпиады-2016. Нужно усиленно тренироваться. Кроме того, нужно морально готовиться к выступлению в Бразилии, поскольку это очень тяжелый старт. Будут перед Играми различные соревнования, но я их рассматриваю лишь как подготовку. Наверное, поучаствую в этапах Кубка мира. К сожалению, пришлось отказаться от выступления на этапах в Москве и во Франции, так как потянула ногу, позже, после восстановления, планирую выступить в США.
— Над чем нужно работать, чтобы подойти в лучшей форме к Играм?
— Мы с папой разбирали мое выступление на чемпионате. Пришли к выводу, что немножко не хватило времени разгрузиться, поскольку нагрузку держали до самого конца. Если сравнить с тем, как я готовилась два года назад к чемпионату в Барселоне, а мы там делали хорошую разгрузку, то сейчас мне этого не хватило. Непосредственно перед Играми поеду или в саму Бразилию, или в Мексику, чтобы там успеть потренироваться.
— После соревнований в Казани вы высказывали мнение, что команда провалилась по вине Всероссийской федерации плавания. Что нужно делать, чтобы выступления были более успешными?
— Что нужно сделать, чтобы выступать лучше, я не должна объяснять, этим должны заниматься тренеры, однако они не очень хотят это делать. Я уже говорила, что есть ребята очень талантливые. Их не надо трогать эмоционально. А у нас уже перед чемпионатом мира начинается дерганье команды, все переживают и морально ломаются перед стартом. Если дать возможность спортсменам спокойно делать свою работу, без ненужных сборов, все будет нормально. Если у пловца все в порядке с условиями для тренировок, не нужно его заставлять ехать на тренировочный сбор, отделять от тренера. Для первого шага нужно хотя бы наладить микроклимат в команде. Проблемы есть, но это не мои проблемы, и о них все в команде знают. Мне нужны условия, чтобы спокойно тренироваться, и другим спортсменам — то же самое. Моя задача — завоевывать медали.
— Не пропало желание выступать за сборную России?
— Неважно, какие отношения у меня с федерацией, я тренируюсь для себя и для России. Я медали приношу не для них, а для страны и для себя. Для этого я и уехала в Америку, чтобы выступать на высоком уровне, завоевывать награды. Хотя, слышала, что говорят непатриотично в Америке тренироваться. Когда мне было 18 лет, я стояла перед выбором — либо бросаю плавание, либо что-то меняю в жизни. Я выбрала второе. Поехала в Америку без знания языка, у меня там ни друзей, ни знакомых. До сих пор мурашки по коже, как это было страшно. Представляете, как сложно было родителям меня отпускать. Я рисковала. Для чего? Чтобы быстрее плавать, чтобы зарабатывать медали для России. У меня есть мечта — выиграть Олимпийские игры.
— Как складывается жизнь в США?
— Она у меня состоит из работы. Встаю в шесть утра каждый день кроме воскресенья, еду на тренировку, после которой возможен только отдых. Потом у меня вторая тренировка на воде либо в зале. Погодные условия в Калифорнии отличные, тепло, что способствует хорошему настроению. Но все время у меня уходит на тренировки, а не на развлечения.
— Чем подготовка в Америке принципиально отличается от тренировок в России?
— Нюансов много. У Дэвида Сало свой подход, не похожий на тот, что применяют российские тренеры. У него тренировки позитивные. Никто человека не заставляет заниматься — ни родители, ни тренер, но ребята знают, для чего они пришли в бассейн. Приходят с улыбкой, с хорошим настроением. На спортсменов никто не орет, как принято у нас. Я тренировалась в России. Имею ввиду не тот период, когда занималась у своего папы, а когда перешла в 13 лет к другому наставнику. Ни одного хорошего слова я с тех пор не услышала, только брань, только претензии, что я все делаю не так.
Да, Сало тоже повышает голос, но совершенно иначе. Я плыву, он кричит: «Давай! Сейчас тебя Рута (Рута Мейлютите, литовская спортсменка — Прим. ред.) обгонит! Быстрее!» Слово «быстро» я на тренировке слышу раз по 100, причем он знает его не меньше, чем на шести языках, в том числе по-русски. Что касается самого процесса, то мы много уделяем внимания движениям под водой — поворотам, отталкиваниям
— У остальных ребят в сборной не было желания, видя ваш пример, тоже тренироваться за рубежом?
— Никита Лобинцев, Александр Сухоруков и Владимир Морозов готовятся в Америке, Андрей Гречин — в Швейцарии. Если есть такое желание, нужно просто договориться с тренером, но, возвращаясь к конфликту в федерации, многих не пускают. Хотя если взять тех, кто завоевал медали, пятеро тренируются не в России, и лишь один — в нашей стране. Пока наша школа «не тянет». Методы работы не менялись десятилетиями, они остались с тех времен, когда наши спортсмены выигрывали награды, но нужно делать шаг вперед. Тренера категорически не хотят учиться, даже английский знают не многие. Я не говорю, что абсолютно все тренеры стоят на месте.
— Вы следите за спортивными соревнованиями, если это не плавание?
— Мне очень тяжело смотреть спорт, я сильно переживаю. Смотрела зимнюю Олимпиаду в Сочи — слезы, крики, соседи жаловались. Мне нельзя смотреть такое, перед соревнованиями особенно. Слишком эмоционально реагирую.
— Как вам в непростых условиях (постоянный контакт с водой) удается отлично выглядеть?
— Мне приходится постоянно делать масляные маски на волосы, поскольку они очень сухие. После соревнований они вообще умирают, так как я их мочу по десять раз за сутки. Папа в России покупает разные масла, привозит мне. Обязательно использую крем для лица, после бассейна кожа просто скукоживается. Стараюсь следить за собой, все-таки я девушка.
— В Тюмени вас любят, вы чувствуете на соревнованиях поддержку тюменских болельщиков?
— Когда выступала в Казани, видела российские флаги с надписью «Тюмень», «Спасибо Якушеву за Ефимову». Болельщики из регионов уже меня делят — «это наша спортсменка! — нет наша!» Приятно, конечно, но я в первую очередь выступаю за Россию.