Счетная палата Тюменской области выявила ряд нарушений, допущенных в ходе реконструкции автовокзала города Тюмени. Причем, большего внимания заслуживают не столько финансовые нарушения, сколько технические. Вообще-то речь идет о безопасности жителей города и области, пользующихся услугами автовокзала — проверкой установлено, что объект был принят после реконструкции с аварийной торцевой наружной стеной.
Функции заказчика строительства и реконструкции объектов, предусмотренных заданием по капитальному строительству на 2002 и 2003 годы, были поручены ГП ТО «ПКС» на основании договоров и соглашений с главным управлением строительства Администрации Тюменской области. В числе объектов был и тюменский автовокзал. В качестве исполнителя проектных работ было выбрано государственное унитарное предприятие «Екатеринбургский Гипроавтотранс» — «способом размещения заказа у единственного источника», как говорится в официальных документах. То есть без объявления открытого конкурса. Подрядчика выбрали по открытому конкурсу — им стало ОАО «СибИНКор» (конкурс прошел 14 августа 2002 года).
Уже на начальной стадии реконструкции были допущены нарушения, в частности, в нарушение градостроительного устава Тюменской области заказчик (ТП ТО «ПКС») перед началом производства работ не оформил разрешение госинспекции архитектурно-строительного надзора (ГАСН). Фактически это разрешение было получено лишь в середине октября прошлого года, то есть за два месяца до приемки законченного объекта.
Так как в связи с увеличением объема перевозок автовокзалу требовались дополнительные площади, эксплуатирующая организация в лице «Облпассажиравтотранса» и проектировщик в лице «Екатеринбургского Гипроавтотранса» согласовали перечень работ для реконструкции, предусмотрев строительство 3-го этажа. По результатам обследования здания автовокзала, выполненного ОАО «СибНИПИгазстрой», был сделан вывод о том, что резерв несущей способности ленточного фундамента стены позволяет произвести такую надстройку.
При подписании акта приемки законченного строительства в декабре 2003 года замечания о потере несущей способности торцевой стены отсутствовали. И лишь спустя 4 месяца после приемки автовокзала как объекта законченного строительства заказчик и подрядчик составили акт визуального и инструментального обследования торцевой стены здания, из которого следовало, что «наружная несущая стена по оси „1“ находится в аварийном состоянии, на отдельных участках имеются повреждения кирпича наружного строя, который разморожен, отслоился и высыпался».
Также «имеется косая трещина, уходящая вглубь стены, в отдельных зонах стены выявлена нулевая прочность раствора в швах кирпичной кладки». Комиссия (напомним, спустя 4 месяца после окончания строительства) пришла к выводу, что торцевая стена потеряла 60 процентов несущей способности и что целесообразно ее разобрать на всю толщину и «выложить заново на сохраненном цоколе, с обеспечением перевязки с оставшейся частью стены и угловой частью стены главного фасада».
Правомерен вопрос: кто будет исправлять допущенные ошибки и за чей счет? Заказчик — ГП «ПКС» заверил Счетную палату, что все работы будут произведены силами подрядчика — ОАО ПСК «СибИНКор» безвозмездно.
Информация Счетной палаты сегодня будет рассмотрена на комиссии областной думы по бюджету, налогам и финансам.