Измениться или исчезнуть: переживет ли тюменский бизнес пандемию коронавируса? : Экономика : Вслух.ру : Новости Тюмень

Измениться или исчезнуть: переживет ли тюменский бизнес пандемию коронавируса?

| Экономика
Евгения Мурзина

Своим мнением о ситуации со «Вслух.ру» поделились управляющие и собственники предприятий Тюмени.


Сегодня практически весь бизнес терпит колоссальные убытки из-за простоев, за редким исключением. Местных предпринимателей мы попросили оценить текущие потери (а может, для кого-то доходы) или дать прогноз на будущее.

Главное — сохранить команду

Рестораны, кафе и фитнес-центры — были одними из первых, кто ощутил на себе снижение покупательского спроса. Это бизнес, который сложно перевести в онлайн. Некоторые рестораны пытаются переключиться на доставку, но это не более 10-20% объема выручки, да и атмосфера не та…

По словам шоумена, амбассадора и совладельца CAFÉ 15/86 Ивана Крылова, ресторанный бизнес - это в принципе лакмусовая бумага настроений в стране. Если что-то происходит в экономике, то рестораторы первыми это ощущают на себе.

center

Иван Крылов

«Количество гостей стало падать сразу после мартовских праздников, - отмечает Крылов. - Сначала мы списали это на традиционный спад после длинных выходных, но уже к следующему уик-энду стало понятно, что это страх перед коронавирусом. Количество посетителей падало медленно, но уверенно: сначала падение составило около 30%, и перед объявлением «нерабочей недели» достигло 60%».

С первого дня «каникул» ресторан «CAFÉ 15/86» перешел на доставку, но это всего 10-12% от обычной выручки за день. Крылов констатирует: «У нас специфичный бизнес даже для ресторанов. Мы не делаем и не делали акцента на доставку. Доставка – это, как правило, просто поесть, а стейки, крабы, рыба, строганина, например, это то, зачем ходят в ресторан.

Продукты, которые мы используем, качественные и дорогие, а переходить на более дешевые и менее качественные - не в нашей концепции. Мы прекрасно осознаем, что никак не заработаем на доставке, это не покроет наших ежемесячных расходов ни на аренду, ни на коммунальные услуги, ни на закуп продуктов, но это возможность заработать хоть какие-то деньги, поскольку для нас сейчас сохранить команду - это самое важное».

Сотрудники ресторана по-прежнему выходят на работу, но теперь посменно, у всех проверяется температура, все обеспечены перчатками и масками, антисептиками.

Что касается перспектив в ресторанном бизнесе в целом, то радостного мало, отмечает Иван Крылов. По его мнению, значительная часть участников рынка или изменится или исчезнет: все зависит от того, когда это всё закончится. В CAFÉ 15/86 он надеется на восстановление прежнего уровня спроса после 2-3 месяцев окончания режима самоизоляции.

Финансовая подушка

Чтобы пережить текущий кризис (когда практически все закрыто, поступлений доходов нет, а расходная часть никуда не делась), предпринимателям нужно будет максимально сократить расходы. Ну и выживут те, кто имеет финансовый запас, позволяющий продержаться 2-3 месяца без доходов.

Именно такая финансовая подушка есть у основателя боулинг-ресторана Brooklyn Bowl Артема Рахмеева. «Финансовое планирование позволило нам откладывать какую-то часть средств в резервный фонд, но его хватит ненадолго».

center

Артем Рахмеев

Количество посещений боулинг-ресторана снизилось уже в 20-х числах марта на 70-80%, сейчас, соответственно, заведения закрыты, продаж нет. «Выручка нулевая. Для нас это колоссальные убытки. Чтобы вы понимали – у нас только на складах остатков, включая алкоголь, на 2 млн рублей. Мы только за коммунальные услуги платим 400 тыс. рублей в месяц», - сокрушается Рахмеев.

Часть скоропортящейся продукции раздали сотрудникам, часть можно будет вернуть – некоторые поставщики пошли ресторанам навстречу, но это несоизмеримо мало по сравнению с остатками. И что-то все же придется выкинуть.

К доставке Рахмеев относится критически: «Мы не планировали и не планируем делать ставку на доставку еды: даже если ее запустить, она составит всего 10-20% от ежедневной выручки. У нас не заточены под это процессы: нет колл-центра, служб доставки и т.д., а налаживать все это сейчас в экстренном режиме смысла нет». Что касается снижения арендной платы, то переговоры с собственниками ТЦ ведутся.

Несмотря на то, что рестораны закрыты, работа не прекращается: шеф-повар раз в 2 дня посещает ресторан: проверяет продуктовые остатки на предмет срока годности, контролирует работу вентиляционной, морозильной и других систем. Каждые 2 дня команда собирается на дистанционную планерку – сейчас подводятся итоги марта плюс «мозговой штурм», что можно предпринять для улучшения ситуации.

На вопрос о перспективах Рахмеев отвечает: «Если карантин продлится до конца апреля, то больше половины тюменских ресторанов просто не откроется, ведь на запуск опять понадобятся большие средства. Что касается Brooklyn Bowl, чтобы вернуться к прежнему уровню доходов, потребуется много времени: после месячного карантина вряд ли у тюменцев будут средства на развлечения. К тому же нас всех ожидает рост цен на продукты…».

Фитнес дома – в тренде

Все борются с последствиями карантина по-своему: так, фитнес-центры перешли на онлайн-тренировки в Инстаграме, но фактически это не приносит прибыли, а делается больше для поддержания лояльности… А вот отдельные тренеры на платных онлайн-тренировках неплохо зарабатывают.

Управляющий фитнес-клубом «Даудель-спорт» Игорь Самборецкий рассказывает: «Примерно за 1,5 недели до начала карантина у нас снизилось количество продлений и продаж клубных карт новым клиентам. По персональным тренировкам спрос снизился в районе 20%, по клубным картам – ориентировочно на 25-30%. Встали продажи с понедельника (27 марта), когда стало известно о прекращении работы клуба и нерабочей неделе.

center

Игорь Самборецкий

Это связано, во-первых, с ситуацией неопределенности – никто не знает, когда это закончится. Во-вторых, клиенты не могут спрогнозировать поступление заработной платы и, соответственно, планировать свои расходы». Часть менеджеров по продажам фитнес-клуба продолжает работать на удаленке, используя облачную телефонию.

В качестве временной антикризисной меры фитнес-клуб предложил скидки новым клиентам на годовые клубные карты – до 30%, «чтобы нам было чем платить зарплату сотрудникам», говорит Самборецкий. А в качестве поддержания контакта с аудиторией в Инстаграм-аккаунте тренеры «Даудель-спорта» проводят онлайн-тренировки для подписчиков.

Фитнес-индустрия относится к списку отраслей, наиболее пострадавших от коронавируса. Самборецкий рассчитывает на такие меры господдержки, как отсрочка по налоговым платежам, снижение взносов в фонды социального страхования с 30% до 15%, отмена или перенос даты внесения коммунальных платежей.

Перспективы рынка фитнес-индустрии в Тюмени топ-менеджер оценивает следующим образом: «Думаю, что крупные игроки продержатся, а вот из маленьких клубов выживут не все, если индустрия будет закрыта до конца месяца. Глобальной перестройки в работе нашего фитнес-клуба после окончания пандемии я не планирую, все-таки у нас офлайн-бизнес, возможно, двух-трех человек из бэк-офиса переведем на удаленную работу».

Курс на онлайн

Одним из главных трендов в бизнесе, который привнес в нашу жизнь коронавирус, стало использование онлайн-возможностей по-максимуму. Если раньше многие откладывали запуск и проведение онлайн-курсов, мастер-классов и т.д., то сейчас есть время изучить специальные программы и все запустить, только действовать надо быстро.

Фитнес-тренер по zumba fitness Елена Миткова отмечает, что сама ситуация вынудила ее запустить онлайн-тренировки по zumba, до которых раньше просто не доходили руки. Цены на виртуальные занятия ниже, чем на обычные, но и вложений меньше: не нужно тратить деньги на аренду спортзала и время, чтоб до него добраться.

center

Елена Миткова

Она настроена оптимистично: «После карантина тренировки возобновятся в усиленном темпе: ничто не заменит живой энергии. Онлайн-тренировки также останутся: например, для тех, кто не имеет возможности выезжать из дома, либо для фанатов зумбы, живущих в другом регионе».

Кризис помог выйти в плюс и тюменской стилистке Дарье Пахниной. Благодаря запуску нового курса ее прибыль выросла на 30%. Да, пришлось приостановить проекты с магазинами, которые сейчас закрыты, констатирует Пахнина, но часть клиентов удалось перевести на онлайн-режим, с кем-то договорились на встречи после периода самоизоляции.

«В онлайне я работаю уже давно, предоставляю такие услуги, как разбор гардероба, индивидуальные консультации по стилю, онлайн шопинг-сопровождение», - говорит Дарья.

center

Дарья Пахнина

Здесь же она вовремя сориентировалась и запустила антикризисный онлайн-вариант курса «Стиль для себя», сделав на него привлекательную цену: 500 рублей за 4 занятия, при том, что оффлайн-курс стоит 6000 рублей. Курс проходит в закрытом аккаунте Инстаграма: 4 занятия в формате прямых эфиров с домашним заданием и обратной связью. «Это предложение оказалось востребованным и собрало 200 девушек», - радуется Дарья Пахнина.

«Кризис – это, прежде всего, возможности для роста, - уверена стилист. – Главное: не впадать в панику и правильно ими воспользоваться. Признаюсь, в первые дни я тоже поддалась паническим настроениям, но потом, как истинный предприниматель, начала искать пути, которые помогут настроить работу по-новому».

В целом большинство предпринимателей заняли выжидательную позицию, стараясь с минимальными потерями пережить время вынужденного простоя, а кто-то наоборот, оборачивает ситуацию в свою пользу, набирая популярность в онлайне, тем более что сегодня большинство аудитории именно там.

P.S. В ближайшее время «Вслух.ру» опубликует продолжение темы, пообщавшись в представителями других сфер бизнеса.

Главное фото: theoutline.com

СПРАВКА

Перечень отдельных сфер деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением коронавирусной инфекции:

- авиаперевозки, аэропортовая деятельность, автоперевозки;

- культура, организация досуга и развлечений;

- физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт;

- деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма;

- гостиничный бизнес;

- общественное питание;

- деятельность организаций дополнительного образования, негосударственных образовательных учреждений;

- деятельность по организации конференций и выставок;

- деятельность по предоставлению бытовых услуг населению (ремонт, стирка, химчистка, услуги парикмахерских и салонов красоты).

* Кстати, теперь у нас есть Telegram-канал.
Интересные истории, байки из редакции и авторские колонки. Подписывайтесь – @vsluh_ru*













Другие новости

7 апреля 2020 г.

реклама
adverse.description
adverse.description
adverse.description
adverse.description