Dipol FM | 105,6 fm
Max banner

Александр Сидоров: Местным сельхозпроизводителям пора объединять сбыт

Онлайн-конференция «Вслух.среда» дала ответы на насущные вопросы тюменцев, занимающихся производством продуктов питания.

_На сайте «Вслух.ру» состоялась онлайн-конференция «Вслух.среда», посвященная реализации сельскохозяйственной продукции местного производства в Тюменской области. Наш гость — заместитель директор департамента потребительского рынка и туризма Тюменской области Александр Сидоров._

— Здравствуйте.

— Добрый день.

— Разговор должен начаться с известной всем акции «Покупаем тюменское». Она стала привычной для обывателя: все время встречаются этикетки. Расскажите немного об истории акции.

— Проект «Покупаем тюменское» стартовал в 2009 году. Причинами его запуска на тот момент были: низкое количество нашей продукции на полках магазинов; кризисный период 2008—2009 годов, когда наши производители очень нуждались в поддержке.

— Получается, проект работает семь лет. Кто стал его участником?

— В первую очередь это, конечно же, местные товаропроизводители. Любой производитель, который хочет войти в наш проект, заключает с департаментом соглашение, в рамках которого получает комплекс услуг по продвижению своей продукции. Это и предоставление бренд-бука, и информационная поддержка, и участие в конкурсе «Покупаем тюменское», и создание странички на сайте проекта. На данный момент таких соглашений заключено около шестидесяти.

Участниками проекта можно назвать и торговые площадки — как местную розницу, так и федеральные сети. Департаментом заключено 14 соглашений с крупными федеральными сетями. Этим соглашением закреплены обязательства по продвижению продукции, то есть по брендированию полочного пространства, созданию условий для проведения дегустаций. Кроме того, соглашение подразумевает расширение ассортимента, географии продаж и предоставление информации о том, как в сети обстоит дело с местной продукцией.

— К отношениям с федеральными сетями мы еще вернемся. А что касается «Покупаем тюменское», у вас наверняка есть обратная связь с участниками акции, они довольны или нет? Были ли претензии, учтены ли они?

— Главное достижение проекта «Покупаем тюменское» — это, конечно же, доля продукции местных производителей на полках магазинов. При старте проекта семь лет назад эта доля составляла 10% в крупных сетях и 20-25% в мелкой рознице. Сейчас она доведена до 50% рынка в крупных сетях и более 80% в мелкой рознице. С этой очки зрения проект безусловно успешен. Кроме того, он повысил узнаваемость нашей продукции, открыл для потребителей многие новые бренды тюменских производителей и показал их сильные стороны. Мы получаем положительные отклики от наших производителей, которые обеими руками за участие в этом проекте. Число соглашений продолжает расти.

И наконец еще одна составляющая успеха — это рост прибыли производителей. И более того, эти деньги в конечном счете остаются в нашем регионе. То есть они возвращаются к нам в виде налогов, инвестиций, зарплат работников предприятий.

Приведу такой пример: наиболее эффективным инструментом являются так называемые закупочные сессии — когда департамент на своей площадке проводит и моделирует встречи производителей с представителями федеральных сетей. Первые закупочные сессии, которые были произведены в 2014 году, дали финансовый результат в 1 млрд рублей. То есть, на такую сумму были заключены договоры на поставку местной продукции в сети. А в прошлом году были проведены закупочные сессии с сетями «Ашан», «Магнит», «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель» и «Метро». Вот, например, по результатам закупочной сессии с «Ашаном» в эту торговую сеть зашли 26 местных производителей. В этом году состоялась очень удачная торгово-закупочная сессия с торговой сетью «Окей», по результатам которой в магазинах этой сети без вязких проволочек появились ишимский сыры и тюменские конфеты.

— Помимо оформления торговой полки, знак акции размешается на самой продукции, так?

— Да, причем логотип «Покупаем тюменское» совершенствуется из года в год. В этом году он сдвоенный и дополнен знаком «Выбирай свежее». Кроме упаковки, это реклама баннеров, которые размещаются по городу, брендированные автобусы и реклама в торговых сетях, которые рассказывают о достоинствах тюменской продукции.

— А были попытки использовать этот значок нелегально? Здорово ведь, марка узнаваемая, значок узнаваемый.

— На самом деле, мы проводим мониторинг сетей в части того, как они исполняют наши соглашения. Да, были случаи, когда этот значок размещался у продукции других производителей: в чем там дело было, уж не знаю, переложили товар с полки на полку или что-то другое.

— А сам производитель? Были такие, кто пытался использовать этот знак, не имея на это права?

— Повторю, чтобы использовать знак, достаточно заключить соглашение с нами. И здесь на самом деле особо сложных процедур нет. Все зависит от желания производителя. Мы всячески поддерживаем расширение использования этого знака, разумеется. Производитель, который хочет его использовать, должен, в свою очередь, соблюдать определенные условия. То есть, производить качественную продукцию, участвовать в мероприятиях, которые мы ему предлагаем.

— Существует некая категория товаров, которая не производится на территории Тюменской области, но упаковывается здесь. Такие товары можно отнести к категории местных? Кто-то приводил в качестве примера, по-моему, чай или что-то подобное.

— Основной критерий — местный или не местный — это наличие здесь производственной базы. Производство упаковки точно требует присутствия людей, производственных и складских мощностей. В конечном счете, производитель зарегистрирован на территории нашего региона и платит налоги здесь. Безусловно, мы не можем называть этот чай тюменским, поскольку он у нас не выращивается, но, тем не менее, это тюменская продукция.

— Но это не вводит в заблуждение покупателей?

— Нет, не вводит, потому что там указано и место производства, и происхождение, и фактический производитель.

— Теперь вопросы от посетителей сайта «Вслух.ру». «В каких параметрах в департаменте потребительского рынка измеряют успешность или не успешность акции „Покупаем тюменское“? И можно ли считать ее удавшейся не формально, а реально?» Какие цели формулировали для себя и добились ли их? Может, действительно, результатом в принципе довольны, но рассчитывали на одно, а получили другое.

— Я фактически уже ответил на этот вопрос, когда говорил о доле нашей продукции в сетях. За семь лет она выросла в пять раз, с 10% до 50%. Это без дополнительных пояснений свидетельствует об успешности проекта. Собственно — это основная задача, которую мы ставили. Вторая задача — это расширение географии продаж наших производителей. Цель не в том, чтобы их продукция попала в сеть и продавалась там. Федеральные сети работают на территории всей России и, допустим, наш производитель с таким же успехом может продаваться в этой сети в Санкт-Петербурге, Челябинске, Новосибирске. Вот это можно назвать вторым этапом проекта, над которым мы работаем сейчас: большинство производителей, которые участвуют в акции, в федеральных сетях присутствуют, теперь наша задача в том, чтобы они зашли в сети и в других регионах России.

— Очень важный вопрос: местным товаропроизводителям по-прежнему сложно попасть на прилавки федеральных сетей? Может быть, имеет смысл поговорить о самой процедуре?

— Да, это проблема имеет две стороны. С одной, безусловно есть проблемы коммуникационного характера, связанные с тем, что региональный директор сети, который управляет местными магазинами, у нас в регионе не определяет ассортимент и товарную матрицу. Это зависит от категоричного менеджера, который может находиться в Екатеринбурге, Новосибирске, в том же Санкт-Петербурге. Кроме того, процесс входа в сеть, заключения договора формализован. Есть стандартный договор, который нельзя менять, и в большинстве сетей заключение этих договоров автоматизировано. Например, в «Магните» договор заключается по процедуре аукциона. Какое-то личное общение, переговоры практически исключены.

Вторая сторона проблемы — попасть в сеть непросто, но гораздо сложнее удержаться там, остаться на полке и продаваться. Модель работы федеральной сети существенно отличается от мелкой розницы, и многие производители к этому не готовы. В договоре с федеральной сетью жесткие договорные условия: это, к примеру, необходимость уплаты бонусов торговой сети, совершенно другие требования к маркетингу, ценовой деятельности, жесткие сроки по объемам и срокам поставки. И те же самые типологические схемы, когда продукция тюменского производителя продается в магазинах федеральной сети в Тюмени через распределительный центр в Челябинске. От этого зачастую страдают молочные компании с коротким сроком годности, которые просто не успевают дойти до Челябинска и вернутся обратно в Тюмень.

— Это, конечно, удивительно, что приходится ждать принятия решения от человека, который находится далеко и может не быть в курсе сложившейся ситуации.

— Федеральные сети являются крупными игроками, они ориентированы на работу с такими же крупными производителями. Поэтому мелким производителям зачастую попасть в федеральную сеть нереально.

— Хотя это было бы, наверное, неплохо.

— В плане расширения какого-то ассортимента — было бы бесспорно неплохо.

— От читателя вопрос. «Почему „Окей“ идет навстречу местным товаропроизводителям, а, например, „Перекресток“ — в меньшей степени. Получается, что если представители сети хотят видеть на своих полках местные продукты, то находят возможность сотрудничать?»

— Федеральные сети имеют разное позиционирование, стандарты работы, ассортимент. Приведу примеры. Есть разные сети формата гипермаркет, к примеру «Окей» или «Ашан». А есть федеральные сети, которые по формату скорее магазины у дома — «Магнит», «Монетка», «Пятерочка». Кроме того, есть федеральные сети-дискаундеры, как «Магнит» или «Ашан». Есть федеральные сети более высокого ценового и сегмента, и ассортимента. Есть то же «Метро», которое по своей концепции вообще является оптовиком.

Но если говорить о конкретных цифрах и магазинах, то в «Окее» или «Перекрестке» количество местной продукции зависит от товарной группы. Например, 77% всех хлебобулочный изделий в «Окее» тюменского производства, в «Перкрестке» — 41%. С другой стороны, местные колбасы в «Перекрестке» — 62%, а в «Окее» — 40%.

Можно взять сети, которые относятся к одной группе, «Перекресток», «Пятёрочка» и «Карусель», и посмотреть, как там обстоят дела с этой продукцией. Например, в «Перекрестке» половина всего молока — тюменское, в «Пятерочке» — 20%. В «Карусели» тюменское — 90% всего яйца, в «Пятерочке» — 30%. Все зависит от кредитования группы.

Если смотреть по всем сетям, то топ-3 продуктов, которые везде лидируют — это яйцо (в сетях Тюменской области его 70%), хлебобулочные изделия (более 60%) и молочная продукция (52%).

— Хотя, есть чем похвастаться, те же самые конфеты, кондитерские изделия, почему бы и нет. Вопрос такой: «Многие ли местные производители решаются на открытие своих фирменных магазинов? Что подсказывает опыт — это перспективный путь? Или у каждого предприятия разные пути — успешные и не очень?

— На самом деле, даже зарубежный опыт говорит, что торговля в современных условиях — это не способ развития, а, по сути, выживание. Особенно, для мелких и средних производителей. Они понимают это, многие из них участвуют в фирменной торговле. Тот же свинокомплекс «Согласие», очень известный производитель «Абсолют», а также «Ясеньагро», «Покровский», агрохолдинг «Юбилейный», «Тюменьмолоко», сеть магазинов «Сельский дворик».

Фирменные магазины имеют два направления — это либо магазины узкого сегмента, мясного, например. Либо все-таки магазины с большим ассортиментом. Как правило, покупатель приходит за определенным ассортиментом и набором продуктов, и один производитель не сможет закрыть всю товарную линию магазина. Есть, конечно, уникальный пример с «Абсолютом», когда есть и хлебокомбинат, и молочный завод, и мясной: продают все ходовые товары производства. Но в основном все производители, открывая свои фирменные магазины, приближаются к формату минимаркета или супермаркета. Там самый разный ассортимент. В тех же магазинах «Покровский», кроме молочки «Ясеньагро», может присутствовать молочка «Данон», потому что магазины должны ориентироваться на разные вкусы.

— То есть, они таким образом расширяют ассортимент?

— Да, задача стоит все-таки в объединении и создании магазинов, где все сегменты будут закрываться местной продукцией. Конечно, кроме той, которая у нас не производится.

— А ведь на самом деле нет ничего страшного, в том, что небольшой выбор товаров. Например, магазин ориентирован только на мясо. Это же здорово, если человек знает, что этоь производится где-то здесь, что это местное сырье, и оно точно качественное. Может, и не поленится съездить до такого магазина.

— Такой формат магазинной лавки довольно успешен, хороший пример — «Согласие».

— А каким-то образом департамент помогает или подсказывает желающим открыть свои собственные торговые точки с местом этих самых точек? Допустим, есть же районы, в которых точно будет этот товар идти, при этом будет хорошо и тем людям, которые там живут, и тем, кто собирается разместить там магазин.

— Вот что интересно, большим спросом наши фирменные магазины пользуются у жителей спальных районов. Там присутствует очень широкий ассортимент. Практически все производители в формате фирменной торговле представлены именно там. Это довольно перспективное направление. Компактные районы, где человек, выйдя из дома, может зайти в 2-3 магазина: в одном купить молоко, в другом купить мясо, и все это тюменское. Задача департамента — консолидация усилий заинтересованных сторон, чтобы они объединялись в тех или иных рамках.

— Есть ли примеры, чтобы сельскохозяйственные производители Тюменской области продавали франшизу другим предпринимателям, чтобы те открывали фирменные магазины? Кажется, что некоторые бренды, например, «Согласие» или «Абсолют» уже могут это делать?

— По сути, да. Но франшизы в классическом понимании, когда регистрируется товарная марка, передаются права на эту марку, уплачиваются поушальные взносы, такого у нас еще нет. Скажем, это перспективное направление завтрашнего дня. Франшиза, как правило, становится актуальной, когда производитель выходит в другой регион. Вот там уже открытие магазинов по франшизе себя зарекомендовало как классический ход, который является успешным. Наши производители готовы, чтобы начать продавать франшизу: есть фирменный дизайн, тот же магазин «Покровский». Кстати, у магазина «Покровский», насколько я знаю, были попытки работать по данной модели, но в классическом смысле, с передачей прав пока не было.

— Странно, к нам же подобные проекты заходят из Кургана, Челябинска. Почему бы и нам не попробовать?

— Ну, челябинцы зашли к нам не по франшизе, они открыли здесь свои фирменные магазины.

— Это интересно. Следующий вопрос: «Местные товаропроизводители основным своим преимуществом называют свежесть продукции. Дескать, у наших продуктов короткий срок годности, но мы рядом. Все это уже говорит о высоком качестве продукта. Но так ли это?»

— На самом деле да. Территориальная близость производителя к точкам сбыта позволяет ему продавать свежую продукцию с короткими сроками годности. Кроме того, производители, которые находятся в нашем регионе, стараются не ударить в грязь лицом и выпускать качественную продукцию. К плюсам можно отнести не только близость к производителю, но и к контролирующему органу. У нас очень хорошо работает Роспотребнадзор, который проверяет не только розничные сети, но и осуществляет контроль на предприятиях в рамках государственной программы развития потребительского рынка и защиты прав потребителей.

У нас есть мероприятия по лабораторным исследованиям пищевой продукции, как производимой производителями Тюменской области, так и ввозимой из других регионов. Вот, например, в 2015 году было проведено 210 лабораторных исследований. Из них выявлено 20% проб, не соответствующих техническому регламенту. Как правило, это молочная продукция, масло с добавками растительных жиров, сырные продукты. В этом году количество проб уже выше, на данный момент отобрано 250, до конца года будет 600. И процент отбраковки стал выше, это около 30% - по-прежнему масло. И в основном это продукция не из нашего региона. То есть, это дешевые сырные продукты, дешевые масла, которые продаются под видом настоящего продукта. По сути, когда потребителя вводят в заблуждения, указывая на упаковке вместо спреда масло сливочное, хотя этот продукт по гораздо дешевой цене стоит на полке рядом с настоящим маслом и создает недобросовестную конкуренцию.

— Значит, покупатель не наткнется на такие продукты. Но, к сожалению, многие из них стали маскироваться под узнаваемые марки, например, масло «Крестьянское» — ромбик, который заметен издалека. За такими вещами вы тоже следите? Особенно, когда идет обман с помощью похожей упаковки?

— Как я уже говорил, если в прошлом году мы отобрали 200 проб, то в этом году их будет в три раза больше. Если в прошлом году мы смотрели магазины по Тюмени, то в этом году в списке еще и районы. Мы работаем везде, наша работа в этом направлении только активизируется.

— Можно ли сказать, что утвердилась мода на тюменские продукты, как некогда людей поглотила мода на здоровое питание?

— На самом деле можно. Люди целенаправленно идут в магазин за тюменским: оценили качество этого продукта, отдают ему предпочтение. Кроме того, если говорить о наших производителях, в силу территориальной близости они могут дать больше ассортимент. Например, в федеральную сеть нужно везти продукты из другого региона, там представлены 2-3 позиции из ассортимента. У нас те же самые молочные и мясные магазины дают потребителю очень широкий выбор. И людям это нравится.

— Вот вопрос, не теряющий актуальности в течение многих лет: «У многих людей присутствует страх перед химической составляющей продуктов. Наличие в продукте компонентов с литерой Е. Даже, наверное, помните, в газетах очень часто публиковались таблички с информацией, какая цифра какой вред наносит человеку. Разве обязательно это говорит о невысоком качестве продукта?»

— На самом деле, химические добавки являются неотъемлемым спутником прогресса и сопутствуют расширению производства и потребления. И не все добавки с маркировками Е являются вредными. Есть абсолютно безвредные или даже полезные, такие как аскорбат или тафоферол, проще говоря, витамины Е и С, которые добавляются как антиокислители. Либо какие-то природные эмульгаторы типа пектина или крахмала — пищевые подсластили или красители. Да, на самом деле, есть добавки Е, которые вредны, например, Е 240, печально известный формальдегид. Но такие добавки к применению в России запрещены.

Если говорить о трендах, то в последнее время набирает силу популярность био- или экопродуктов, лишенных каких-либо добавок или дополнительной обработки. Как правило, у таких продуктов короткие сроки годности. Здесь уже все определяет выбор потребителя. Человек сам голосует за тот продукт, который ему нужен.

— Многие легко поддаются влиянию негативной информации о том, что товары, в которых присутствует компоненты с литерой Е, вредны. Имеет ли смысл бороться с этим производителю или департаменту? Например, готовить листовки и поясняющие буклеты?

— Это, конечно же, вопрос просвещения потребителей и потребительской грамотности.

— У нас появиться много частных сыроварен, интернет-магазинов с фермерскими продуктами. Можно ли доверять продукции кустарного производства, например, покупать сметану и молоко у какой-нибудь бабушки в деревне, а сыр — в частной сыроварне? Насколько такие производители освоили Интернет в качестве инструмента сбыта?

— Я бы разделял продукцию на кустарную, это та сметана, которую мы покупаем у бабушки, и продукцию частных сыроварен и мелких производителей, как правило, это личные подсобные хозяйства. Сейчас мелкий производитель — это грамотный человек, который знает процесс. Я сам знаком со хозяевами ЛПХ, и среди них много людей с ветеринарным, зоотехническим образованием, то есть они прекрасно знают, как выращивать птицу, как делать сыр.

Это люди увлеченные, они ответственно подходят к своему делу и выпускают качественную продукцию, часто это не только их заработок, но и дело для души. Кроме того, они осваивают пространство, интернет-площадки, те же социальные сети и форумы. Есть примеры, когда яйцо из ЛПХ продается на форумах: человек зарекомендовал себя, ему пишут, он собирает заявки и предоставляет свой продукт. Это перспективный тренд, такие продукты понимают даже торговые сети. Многие из них как раз сейчас прорабатывают модели торговли через Интернет. Многие даже считают, что у нас за этим будущее: люди перестанут ходить в гипермаркеты, начнут все заказывать на дом.

— В последнее время все чаще слышно, что Тюменская область выполнила задачу обеспечения продовольственной безопасности. Условно говоря, можно один мешок картошки считать достаточным, а можно и пять. Какие тут критерии?

— Все зависит от баланса потребления и производства. Если те объемы потребления, которые приходятся на нашу область, закрыты нашей продукцией, то, можно сказать, что эта задача выполнена. Если говорить о каких-то примерах, то Тюменская область находится на лидирующих местах в России по урожайности овощей и картофеля. Занимает первое место в регионах УФО и Сибири по урожайности зерновых культур. 50% всего молока, которое мы производим, поставляется в другие регионы, как и 70% яйца. По 25% мяса и картофеля тоже идет на экспорт. По этим товарным группам Тюменская область полностью себя обеспечивает. Эта задача как раз была выполнена.

— А как тюменские производители справляются с задачами по импортозамещению? Можно ли говорить, что ишимский сыр не хуже швейцарского? Какой вообще спектр продуктов могут заменить местные производители?

— Для начала давайте вспомним, какие продукты попали под продуктовое эмбарго и запрещены для ввоза из Канады, США, стран Евросоюза и Турции. Это мясо крупного рогатого скота, свинина, мясо домашней птицы, колбасные изделия, рыба, молоко и молочные продукты, овощи, фрукты и орехи. То есть мы можем, оценив эти товарные группы, увидеть, что все это производится в Тюменской области, кроме фруктов и орехов.

Что же касается замены сортов сыра, то ассортимент зарубежной продукции был гораздо шире, присутствовали экзотические, специфические национальные сорта сыра, которые заменить на 100%, на мой взгляд, невозможно. Но в своем сегменте качественного сыра наши производители вполне конкуренты. По вкусовым качествам наш сыр зарубежному продукту ни в чем не уступает. Ну, а замещение всего сегмента — это задача частных сыроварен. Тех людей, которые смогут удовлетворить вкусы искушенных гурманов.

— Предприятия агропромышленного комплекса получают серьезную государственную поддержку. Правительство региона как-то отслеживает эффективность вложенных средств? Можно ли говорить о том, что эта господдержка оказывается не зря?

— Основными критериями оценки являются развитие материально-технической базы и рост объемов производства. Простой пример: за последние 10 лет, с 2006 года, наше собственное производство в Тюменской области увеличилось в два раза, то есть во многом благодаря государственной поддержке. Как раз это является индикатором ее эффективности. И, естественно, все вложения бюджетных средств у нас жестко контролируются как отраслевым департаментом, так и счетной палатой, правоохранительными органами. В этой сфере наведен полный порядок.

— К этому вопросу я точно присоединюсь, потому что часто приходилось слышать и в репортажах коллег, и в новостях, что агрофирма «КРиММ» освоила переработку картошки вплоть до выпуска чипсов. Но ничего подобного не встречается на прилавках — ни криммовской картошки, ни чипсов? Почему? Они все отправляют в другие регионы?

— На самом деле, нет. Продукция «КРиММа» присутствует и в федеральных сетях. У них несколько фирменных магазинов в Тюмени, кроме того, «КРиММ» у нас является одним из крупнейших поставщиком в учреждения образования, социальной сферы и здравоохранения. За этот год ими было поставлено 2000 тонн картофеля. По сути, это оптовик, одна из его задач — работа с учреждениями. Тем не менее, фирменный магазин есть, все желающие могут туда прийти и приобрести продукцию.

— А также внимательнее смотреть на этикетки в тех же федеральных сетях. Большое спасибо, что нашли время прийти к нам в студию.

— Всего доброго.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram, самое полезное в Vk и самое актуальное в MAX
Последние новости
В Тюмени Дед Мороз прошел подготовку в филиале Центра «ВОИН»
В Тюмени Дед Мороз прошел подготовку в филиале Центра «ВОИН»
По легенде, сказочный герой подтянул физподготовку и научился управлять БПЛА.
#Новый год
#Дед Мороз
#ВОИН
#БПЛА
#подготовка
#Тюмень
#новости Тюмени
#тк
В Тюменской области автоинспекторы напомнят водителям-родителям о «детском» стиле вождения
В Тюменской области автоинспекторы напомнят водителям-родителям о «детском» стиле вождения
Перед каникулами пройдут профилактические акции.
#Госавтоинспекция
#ГАИ
#безопасность
#дети
#родители
#водители
#Тюмень
#Тюменская область
#новости Тюмени
#тк
Тюменцев приглашают на бесплатные мастер-классы в новогодние праздники
Тюменцев приглашают на бесплатные мастер-классы в новогодние праздники
Для желающих проведут «Большую зимнюю мастерскую».
#Космос
#молодежь
#мастер-класс
#творчество
#бесплатно
#Тюмень
#новости Тюмени
#тк
В Тюмени прогнозируют сильный ветер с порывами до 18 м/с
В Тюмени прогнозируют сильный ветер с порывами до 18 м/с
Прогноз погоды на 22 декабря.
#прогноз
#погода
#снег
#метель
#Тюмень
#новости Тюмени
#тк
«База знаний»: для тюменской молодежи подготовили обучающие видеоматериалы для соцпроектирования
«База знаний»: для тюменской молодежи подготовили обучающие видеоматериалы для соцпроектирования
Полученные знания можно сразу применить на практике.
#молодежь
#помощь
#обучение
#образование
#Тюмень
#новости Тюмени
#тк

Настоящий ресурс использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16 (далее — Яндекс), сервис Яндекс Метрика использует файлы «cookie» с целью сбора технических данных посетителей для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать ресурс, Вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.

Собранная при помощи «cookie» информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, собранная при помощи «cookie», будет передаваться Яндексу и храниться на серверах Яндекса в Российской Федерации.

Вы можете отказаться от использования «cookie», выбрав соответствующие настройки в браузере.

Подробнее о нашей политике обработки персональных данных.

Принять