А ваши отношения с городом сложились по любви?
_Тюменцев представили самим себе на специальном показе вербатима «Тюмень. Остаться нельзя валить?» в постановке тюменско-московского режиссера Данила Чащина, предварившем сегодняшнюю премьеру в театральном центре «Космос». Буквально — зрителей развернули лицом друг к другу и подвесили в пространстве над городом и его почти безлюдными почему-то улицами._
Режиссер Данил Чащин и автор сценария Юлия Поспелова за короткий срок создали нечто, напоминающее мгновенный снимок города. Поиск материала для спектакля начался несколько месяцев назад, но сама сборка заняла всего пять дней. В разных обстоятельствах и с разными зрителями, которые в течение вечера тоже отвечают на главный вопрос постановки, он может быть разным.
Ощущение странного, затяжного и по-своему притягательного полета над городом создавали видеопроекции на две противостоящие стены зала и буквальная параллель с эфиром некой радиостанции «Тюмень». В этом полете зрителям рассказали о часто непростых отношениях с Тюменью, складывающихся у ее жителей. А еще, выбрав случайного человека из числа зрителей в зале, прямой наводкой расспрашивали его: так валить нужно или остаться?
Рассказы героев постановки зачитали известные тюменские радиоведущие, тележурналисты и актеры. Они расселись вдоль двух других, не занятых видеопроекциями стен и словно взяли зрителей в тиски. Прозвучавшие в их исполнении рассказы умиляли, заставляли остро сопереживать особенно драматическим моментам, неизбежно заставляли примерять на себя опыт существования героев в общем для всех собравшихся пространстве. При этом конфликт один и тот же — бросить вызов, испытать себя на прочность, найти свое место в большом городе. Просто для некоторых, особенно приехавших с севера, из-за границы или из небольших городков, таким местом становится Тюмень, для других — Москва.
Смысловым центром постановки предсказуемо стали сами пришедшие на показ, занявшие середину одного из залов «Космоса». Они расселись в кресла-мешки и на стульчики, трогательно украшенные плетеными ковриками.
В числе зрителей были редкие тюменцы и более часто встречающиеся «понаехавшие» из Кургана, Тобольска, Омска, Украины, Ишима, Когалыма и так далее.
Причем в зале вместе оказались и те, кто давно определился, в какой земле хочет быть похороненным («Уже даже посчитали, во сколько это обойдется!» — «И как?» — «Дорого!!!»), и размышляющие о дальнейших поисках своей конечной точки в географии. Главным опытом непростой постановки и стала возможность тем и другим посмотреть и послушать друг друга.
Всего прозвучали семь не придуманных жизненных историй и одна собственно режиссерская, стоящая особняком, созданная на основе его размышлений, а также разных высказываний о Тюмени, среди которых выделяется мнение о нашем городе известного блогера Ильи Варламова.
Эта гибридная маска, в отличие от остальных документальных свидетельств, отчасти контрастирует с ними не только в силу некоторой искусственности. Большинство историй — о преодолении ощущения чужеродности, бездомности в незнакомом городе, о поиске общего языка даже не с людьми, с пространством, а еще оснований для того, чтобы разрешить себе в нем остаться, найти некие, очень субъективные, свидетельства того, что «город принял». И все эти герои так или иначе выбирают Тюмень, кроме режиссера, который сам несколько лет назад уехал из Тюмени, ставшей его «бывшей», в Москву, совершив традиционный выпад провинциала против собственной провинциальности.
К слову, последовательно очеловечивая отношения с городом, сам Данил после проказа афористично выразился на тему отношений к Тюмени, заметив, что у части жителей они очень напоминают гражданский брак: давно живут вместе, все устраивает, но жениться не торопятся, потому что вроде как все еще надеются встретить более ценного кандидата.
В сыгранных ведущими рассказах серый город, глядящий со стен, распадался яркими деталями. С одной стороны бетонные откосы бесконечных многоэтажек, трудно отличимых друг от друга, с другой — уникальные истории, снятые с живых людей, которые и живут там, в этих серых домах, быть может, за соседней с вашей дверью. Их решение всякий раз оставляло пришедших перед необходимостью принять собственное.
Еще не раз пришедшие на спектакль были поставлены перед выбором. Сначала нужно было рублем (десятирублевой монетой, выданной организаторами) проголосовать за один из экспонатов выставки-погружения в спектакль, развернутой в холле театрального центра, и тем самым сообща выбрать символ города, обозначить, какой из более или менее привычных городских образов, созданных художником-постановщиком Марией Хайбуллиной, на этот раз окажется ближе большинству. А в конце оставить все ту же тюменскую десятирублевку на фирменных весах «Тюмень» — так все-таки валить или остаться?
_Билеты на сегодняшнюю премьеру — на оба спектакля — выкуплены полностью еще накануне, сообщили в МТЦ «Космос». Поэтому если вы хотите услышать истории тюменцев и ответить на сакраментальный вопрос, следите за сайтом театрального центра. Ближайшие показы вербатима — в сентябре, билеты скоро поступят в продажу._
Еще по теме:
============
Данил Чащин: Этот мир «твердый», хочется сделать его «мягким»
Тюменская «Молодость» нагнала жути
В Тюменскую область — в поисках счастья