В течение недели пианист, культуролог и публицист общался с жителями Тюмени.
Приезд в Тюмень лектора-музыковеда, скрипача и педагога Михаила Казиника стал, пожалуй, одним из главных культурных событий этой осени. До этого не бывавший в Тюменской области ни разу, российско-шведский музыкант за неделю успел открыть школу будущего «Культуру», встретиться с педагогами, пообщаться с предпринимателями, провести серию мастер-классов и дать два концерта для детей и взрослых.
Выступая перед педагогами из Тюмени, Ишима и Тобольска, Михаил Казиник раз за разом повторяет мысль, что ученик — не сосуд, который нужно наполнить. Он — светильник, который нужно зажечь. Именно в этом, по его мнению, кроется секрет успеха ребенка.
_Одну из таких встреч вы можете послушать_
«Как эксперт Нобелевского концерта, я, встречаясь с лауреатами этой премии, интересовался у них, занимались ли они в детстве чем-то. И они только подтвердили мою догадку о том, что ребенок, у которого в детстве было искусство, потенциально Нобелевский лауреат. Если вы хотите, чтобы ребенок сделал первый шаг к Нобелевской премии, начинайте не с химии, начинайте с музыки. В музыке сокрыты все формулы, все знания, все глубины, — отмечает Михаил Казиник. — Все нобелевские открытия случаются не внутри предмета, а на межпредметном уровне. Все мышление по-настоящему не конкретно, а абстрактно. Из абстракции рождается конкретное нобелевское открытие».
Михаил Семенович считает, что человек культуры никогда не будет ни одинок, ни беден, ни бездомен.
«Никогда я не бываю так полон, как с музыкой Моцарта в сердце, как с поэзией Пушкина. Все это заставляет меня улыбаться», — говорит скрипач.
При этом Михаил Казиник с удовольствием слушает и столь популярные сегодня батлы. Только рэп-встречу между Славой КПСС и Oxxxymiron он включал три раза.
«Это талантливые ребята, знают литературу, хоть и ругаются матом. Мне понравилось их выступление, но только потому, что я слушал с позиции Баха и Моцарта», — отмечает музыкант.
Последнее время Михаил Казиник проживает в Стокгольме, однако признается, что на постсоветском пространстве проводит много времени.
«Я никуда не уехал, я не эмигрант, у меня два гражданства. Два паспорта дают мне как музыканту возможность в любой момент улететь в любую точку планеты. Понятие эмиграции перестало существовать в момент распада коммунизма. Уезжая из Северной Кореи или СССР, ты предавал Родину и „великую коммунистическую идею“. Скромный инженер, покидая СССР, оставлял своих родных и близких, продавал квартиру, переезжал в чужую страну и с грустью вспоминал лучшие времена юности. В искусстве, культуре эмиграции нет вообще. Все мы стремимся к единству планеты», — рассуждает Михаил Казиник.
Выступления и концерты Михаила Казиника рассчитаны на самую широкую аудиторию: музыковед рассказывает об истории искусства, о классической музыке. И взрослого, и ребенка он пытается завлечь произведениями классиков.
«Нам нужно менять не только школу, но еще и систему преподавания: к нам приходят очень хорошие, контактные, талантливые и смешные дети. А мы их зажимаем, учим быть собой, подводим под стандарты», — делится Михаил Семенович.
Одной из целей приезда Михаила Казиника в Тюмень стало открытие школы будущего «Культура», где музыке, театру и балету ребят будут учить по авторской методике музыканта. Главное — вырастить их свободными.
«Власть не сакральна, не велика, не величественна. Пока Россия не придет к убеждению, что власть — это лишь нанятый нами менеджер, мы не сможем ничего изменить. Пока нам лишь остается открыть в одном городе отдельную школу, где мы будем воспитывать детей, играя», — подвел итог встречи культуролог.
Во время выступлений Казиник все время обращается к игре на пианино и скрипке, приглашает на сцену детей и показывает, как с ними стоит работать. Вместе с Михаилом Семеновичем областную столицу посетили скрипач Борис Казиник и пианист Вячеслав Зубков. Помимо большого концерта в филармонии, коллектив играл короткие произведения на каждой встрече с тюменцами.