В поисках зрителя : Культура : Вслух.ру : Новости Тюмень

В поисках зрителя

рубрика: Культура

Автор:

Рецензия на самую громкую премьеру года.


Уже в эту субботу состоится беспрецедентное для Тюмени событие на стыке культуры и технологий – показ VR-спектакля “В поисках автора”, поставленного командой продюсера Андрея Зубова. Наш обозреватель Артём Кушнир побывал на спектакле до премьеры и делится тем, что увидел.

Холл молодёжного театрального центра “Космос”. Вырубные фигуры героев спектакля, столик с AR-метками, огромный экран, на котором бесконечно крутится новостной сюжет программы “ТСН” телеканала “Тюменское время”. Публика – журналисты местных СМИ, пришедшие на предпоказ. Волонтёры поясняют, как пользоваться дополненной реальностью, расстраивая владельцев iPhone – приложение пока доступно только для Android.

Тем не менее, счастливые владельцы телефонов на Android скачивают приложение, наводят на метки, радуются и дают посмотреть несчастным владельцам айфонов.

На одной метке открывается нарезка программ “Тюменского времени”, в которых участвовала команда спектакля, ещё на одной – реклама софтовой компании, на самой же интересной – появляется утка, которую можно либо спасти, либо убить. Мы выбираем убийство и через десяток секунд утка взрывается прямо на экране мобильника. В такой нарочито развлекательной форме зрителя готовят к действу, которое отнюдь не призвано веселить – об этом как бы говорит нам содержимое сюжета ТСН: набережная, завернутый труп, комментарий полицейского.

Зритель уже в холле понимает, что это будет не рядовое развлечение, в котором всё просто и не требует объяснений, мозг вынужден включаться ещё здесь, до самого спектакля.

Проходим в зал, получаем VR-очки BoboVR (кажется, модель Z4, 1590 рублей в рознице), занимаем первые два ряда. Продюсер Андрей Зубов терпеливо объясняет, что сейчас будет происходить, учит правильно пользоваться VR-очками – многие видят их впервые. Правила просты – когда нас в зале окружает красный свет – это знак для того, чтобы надеть очки. Когда в очках появляется зелёный зал – это знак того, что очки нужно снять. Тут же выясняется, что для людей с очками обычными возможны проблемы – дальнозорким лучше надевать VR поверх обычных очков, близоруким же придётся их снимать.

center

После трейлера, который мы смотрим на полупрозрачном экране (за которым видно одинокого Автора на стуле), проходим в зеленый зал, где хаотично расставлены около 30 крутящихся стульев. Все занимают места, и только в процессе понимают, что на стуле в центре сидит явно не гость, а актёр. Граница между актёрами и залом тут стирается и необычной конфигурацией зала, и нарочитым беспорядком – возле стула автора валяются книги, сигареты, таблетки, но это сразу не воспринимается как декорация, порождает ощущение реальности происходящего – ну, зашли мы в обычный беспорядок творческого человека, а может, в “Космосе” просто редко убирают мусор…

Возможности пространства использованы на все сто – казалось бы, логично для зрителя крутиться на стуле и головой, когда он находится в очках, но игра живых актеров в зале построена так, что публика крутится на стуле и наблюдая за ними. Это тоже добавляет динамики и стирает те самые границы между актёрами и зрителями.

Дальше действие разворачивается по схеме – диалоги актёров, красный сигнал, VR-очки, просмотр видео, затем снова диалоги актеров и так далее. Не буду пересказывать содержание пьесы, скажу только, что это по-настоящему дикая и недобрая история, её карнавальность, впрочем, сразу вызывает недоверие, но тем самым режиссёр говорит нам – “да вы не обращайте внимание на содержание, следите за игрой”. И мы следим, и это действительно интересно, потому что все эти диалоги в какой-то момент перестают быть важными, а важным становится поиск автора, и хотя на каждом стуле сзади написано “Автор”, всё же, мы понимаем, что дикость этой истории – порождение режиссёра (не Данила Чащина, а режиссера внутри спектакля), его больного воображения, поэтому она выглядит такой несуразной. И конечно, режиссёр (на этот раз уже Данил Чащин) в итоге достигает главной цели – с каким бы скепсисом ни относился зритель к происходящему, он ловит себя на мысли – блин, а ведь я повёлся, я тоже играю в эту игру и думаю, что Автор – это я.

Эффект оказывается таким сильным, что после финальных титров, на которые мы смотрим с другой стороны экрана, а актёры – из классического зрительного зала, зрители не знают, что делать – то ли вставать и уходить, то ли оставаться на этих стульях. Отличная игра режиссёра, хотя казалось бы, что такого в инверсии зрителей в актеров и наборот?

Конечно, спектакль можно и критиковать – за мелочи, ну, например, строго говоря, это всё же не VR, а 360, даже не 3D, да и использование панорамного видео и манипуляций с очками не кажется таким уж оправданным, но какая разница, если режиссёр задачи своей достиг? Зрителя/Автора он нашёл. Игра Осинцева и Аузина меня как зрителя вполне бы удовлетворила и без VR, но то же их поведение в роликах позволяет полнее насладиться их талантом.

В общем, я не знаю, попадёте ли вы на этот спектакль, так как билеты уже распроданы, но хотя бы просто знайте – в театральном пространстве Тюмени состоялся действительно крутой проект, и возможно причина его успеха – как раз в объединении усилий опытных театральных актеров и режиссёров и молодых видеографов и продюсеров.

Будем надеться, что проект VR-театр не закончится на этом спектакле. Говорят, что «В поисках автора» будет в репертуаре Тюменского драмтеатра с показами каждый месяц.

А пока можете посмотреть программу “Хэштег”, в которой Сергей Осинцев и Андрей Зубов подробно рассказывают о проекте.


Другие новости

29 сентября 2017 г.
28 сентября 2017 г.

реклама