Пять полотен великих художников, которые можно увидеть только в Тюмени

Познакомиться с уникальными картинами тюменцы и гости города могут на постоянно действующей выставке «Шедевры художественной коллекции» в областном музейном комплексе имени Ивана Яковлевича Словцова.

Здесь представлены самые яркие произведения известных русских, западно-европейских и отечественных живописцев, которые удалось собрать в Тюмени в течение многих лет. Коллекция насчитывает более трех с половиной тысяч картин.

У каждого полотна – своя неповторимая история. Нередко тюменцы, посещая эту выставку, не верят, что им показывают оригиналы, а не копии произведений таких знаменитых художников как Айвазовский, Серов, Репин, Брюллов… Авторов, чьи работы украшают Третьяковскую галерею, Русский музей и Эрмитаж можно увидеть и в нашем городе.

О том, как в Тюмени собирали коллекцию живописи, и о картинах с самой интересной историей расскажем в этом материале.

Оглавление

Как зарождалась тюменская коллекция шедевров живописи

Непосредственное отношение к зарождению художественной коллекции имеют: педагог, исследователь Сибири Иван Яковлевич Словцов, купец, меценат Николай Мартемьянович Чукмалдин и живописец, педагог, общественный деятель Пантелиимон Петрович Чукомин, собравший в Тобольске картины известных художников, переданных впоследствии в Тюмень.

Словцов был коллекционером, археологом, этнографом и палеонтологом. Именно он в 1879 году выступил организатором первого тюменского музея. Знаменитый скелет мамонта, выставленный в музее «Городская Дума» - это находка экспедиции Ивана Яковлевича. Музей считался учебным и размещался в здании Тюменского реального училища, городские власти долгое время не соглашались выделить под него отдельное здание.

Затем эстафету создания музея подхватил купец, благотворитель, путешественник Николай Чукмалдин. Он выкупил коллекцию, собранную ранее Словцовым, и добавил в нее свои раритетные предметы, приобретенные в России, Египте, Израиле, Японии и других странах. Кроме того, он передал музею редкие книги и подарил первую коллекцию картин тюменского художника 19 века Ивана Александровича Калганова.

«Если говорить о живописи, то после смерти одного из первых тюменских художников Ивана Калганова, Чукмалдин собрал его произведения и вместе с выкупленной коллекцией Словцова подарил все это городу. Он поставил условие, чтобы под музей было выделено помещение, но, к сожалению, власти Тюмени так не смогли тогда предоставить здание, и коллекция по-прежнему хранилась в помещении Александровского реального училища», - рассказала старший научный сотрудник Центра учета, хранения и популяризации музейных фондов Тюменского музейно–просветительского объединения, хранитель коллекции живописи Елена Рындина.

В 1899 году Чукмалдин обратился в Городскую Думу с письмом, в котором выражает готовность выделить 10 тысяч рублей на устройство краеведческого музея, при условии, если власти объявят сбор средств на строительство здания и заложат в бюджет города статьи на покрытие расходов будущего общественного учреждения.

Переговоры длились полгода и зашли в тупик. Вариант размещения коллекции в Гостином дворе мецената не устраивал, тогда он принимает решение передать коллекцию Александровскому училищу, но ставит условие: в выходные дни музей должен быть открыт для посетителей.

В 1920 году по решению губотдела народного образования в Тюмени был создан Губернский музей. В его основу были положены коллекции Александровского училища. В прежнем помещении оставили палеонтологические и зоологические коллекции. Другую часть экспонатов перевезли в здание бывшего Коммерческого училища по улице Луначарского, 2.

Первый музей открылся в Александровском реальном училище, там же были собраны первые живописные работы. Фото из книги «140 лет тюменскому музею. Знай. Цени. Продолжай»

В 1922 году музею передали здание бывшей Городской управы. Старинное сооружение в стиле классицизма долгое время являлось центром музейной жизни.

«Следующим крупным шагом к созданию тюменской художественной коллекции можно считать деятельность Павла Афанасьевич Россомахина. Он стал первым директором краеведческого музея. Россомахин сам был художником, ценил искусство и сотрудничал с авторами, устраивал выставки. Наш регион входил тогда в состав Омской области. Есть интересный факт, что в этот период произошел обмен между нашим Краеведческим музеем и Эрмитажем. В довесок к Петровской коллекции курганного золота, которая уже хранилась в Эрмитаже, тюменцы отправили еще один клад, найденный на наших территориях. В обмен на это в Тюмень привезли несколько ценных полотен и экспонатов», - поделилась Елена Рындина.

Павел Александрович Россомахин

Ученик Ивана Яковлевича Словцова, художник. Возглавил музей в 1926 году. Фото из книги «140 лет тюменскому музею. Знай. Цени. Продолжай»

В 1957 году был подписан приказ о создании в Тюмени областной картинной галереи. Началось формирование ее фондов, которые включили произведения Тюменского и Тобольского краеведческих музеев.

Сохранился уникальный исторический документ - акт передачи произведений живописи, скульптуры и прикладного искусства из Тобольского музея на постоянное хранение в Тюмень.

Список составлен вручную, в нем можно увидеть имена и названия работ великих художников, которые и по сей день входят в собрание тюменской живописи.

«В этом списке мы видим, например, картину «Ялта» Ивана Константиновича Айвазовского. Всего из Тобольска привезли 38 предметов живописи, 8 скульптур и 30 работ в категории прикладного искусства. Если говорить о том, как сформировалась коллекция Тобольского музея и как там оказались картины выдающихся художников, то это отдельная впечатляющая история», - комментирует Елена Владимировна.

Изначально в Тобольске был создан первый в Сибири губернский музей. Туда художественные произведения стали поступать с конца 19 века. Одна из первых картин - «В лесу» художника Сергея Иванова. Тогда по стране был брошен призыв помогать провинциальным музеям, чтобы у них появились свои фонды. В основном, крупные собрания картин были сосредоточены в Москве, Петербурге и Саратове. Постепенно художники стали передавать свои работы в провинцию. Затем в 1920 году в Тобольске образовали Музей изящных искусств. Его вдохновителем стал Пантелеймон Петрович Чукомин.

Автопортрет Пантелеймона Петровича Чукомина

Фото из фондов Тюменского областного музейно- просветительского объединения.

Чукомин буквально горел стремлением организовать художественный музей у себя на родине и создал его. Часть картин и других предметов искусства собрал в брошенных домах зажиточных тоболяков, бежавших из города в период революции.
«После революции 1917 года, новая власть не хотела видеть классическую живопись, в стране был взят курс на создание коллекций современного искусства. Так, в 1919 году в Москве появился Музей живописной культуры, который свою экспозицию строил исключительно на произведениях художников-авангардистов. Это Малевич, Родченко... Известный абстракционист Василий Кандинский стал директором этого музея. Сюда за пополнением фондов приехал тоболяк Пантелеймон Чукомин. Ему передали из музейного бюро 13 произведений, выполненных художниками-авангардистами. Кроме того, он привез несколько классических работ», - рассказала Елена Рындина.

К сожалению, Тобольский музей изящных искусств просуществовал недолго. К концу 1920-х годов он был закрыт. На его месте возник музей Красного Севера и ему передали все коллекции. Позже его переименовали в краеведческий музей.

В итоге картины из Тобольска передали в Тюменскую картинную галерею, часть работ поступили в нее при содействии Министерства культуры СССР. Елена Рындина пояснила, что вклад в пополнение коллекции внесли ведущие музеи страны: Государственный изобразительный музей имени Пушкина, Эрмитаж, Русский музей.

Евгений Кроллау – первый хранитель тюменской коллекции

Новоиспеченную картинную галерею разместили в здании старинного купеческого особняка по улице Республики, напротив Тюменской филармонии.

Первым хранителем коллекции живописи стал искусствовед Евгений Константинович Кроллау. В августе 1957 года ленинградец, выпускник Института живописи, ваяния и зодчества имени Ильи Репина появился на пороге Тюменского управления культуры, одетый в костюм, с лыжами в одной руке и связкой книг в другой. Он рассказал, как выбрал место для новой работы – взял карту Советского Союза, буквально наугад ткнул пальцем и попал в Тюмень. Город тогда имел население всего 150 тысяч человек, о тюменской нефти еще никто не слыхивал, на севере были открыты только первые газовые месторождения.

Основатель Тюменской картинной галереи Евгений Константинович Кроллау


К моменту приезда Кроллау тюменские фонды насчитывали около 120 картин, среди которых 13 полотен русских мастеров, этюды, а также работы художников Тобольской губернии и современных авторов.

«Он был высококлассным специалистом в искусствоведении. Его вклад в создание тюменской коллекции оказался огромным. Он хорошо знал частных коллекционеров Ленинграда и смог выкупить ряд интересных картин для Тюмени», - отметила хранитель коллекции.

В основу легла идея создать в провинции свою «мини – третьяковку». В Ленинграде Кроллау просмотрел около двухсот коллекций, принадлежащих частным владельца. Он вез в Тюмень картину за картиной. Искусствовед знал, как правильно вести переговоры с хозяевами редких полотен.

«Будьте сдержаны. Не рыскайте по стенам. Не хвалите чересчур понравившуюся вещь, иначе цена поднимется, - вспоминает уроки Евгения Кроллау в книге «Мир художественного музея» искусствовед Наталья Сезева. – Коллекционеры люди своеобразные, осторожные, влюбленные в свои собрания, они не с каждым станут иметь дело. Не всякого допустят хотя бы к созерцанию милого сердцу художественного имущества – лишь того, кто выкажет себя достойным. Не говоря уже о том, чтобы уступить визитеру какую-нибудь вещицу».

За три года в должности главного хранителя Евгений Константинович собрал несколько сотен первоклассных работ, получив коллекцию, которая стала лучшей за Уралом. Его усилиями музей приобрел картины Саврасова, Серова, Коровина, Шишкина, Васнецова, Репина, Кустодиева и многих других классиков русской живописи. Именно Кроллау Тюмень обязана столь прекрасной подборкой русской классики, которой ленинградец отдал свое сердце.

Он также занимался и созданием полноценного каталога художественных произведений. У каждой картины, у каждой музейной вещи, как у живого человека, есть свой уникальный паспорт, где описана дата рождения, название, автор, перемещения из музея в музей, этапы ее реставрации и т.д. Раньше паспорта были бумажными, теперь стали электронными.

В 1987 году галерея получила более высокий статус и стала Музеем изобразительных искусств. Экспозиция переехала в здание Политпросвета. Елена Владимировна Рындина – нынешний хранитель шедевров классики, призналась, что еще в детстве посещала музей ИЗО в Политпросвете, и многие картины хорошо запомнила.

В ее памяти удивительным образом сохранилось даже то, как именно раритеты были развешаны в залах. Спустя годы, став хранителем коллекции, она смогла быстро сориентироваться в ней, изучить историю и описание большинства полотен. Ее первая профессия – филолог, учитель мировой художественной культуры. Хранитель обязан хорошо знать периодизацию и стилистические особенности живописи.

«Коллекция живописи состоит из нескольких частей. Она включает: русскую живопись 17-20 веков, западно-европейскую живопись, отечественную живопись 20-го столетия. Уже постепенно поступают работы художников 21-го века, в собрание входят работы тюменских художников и изобразительное искусство Севера. Сохраняется классификация, принятая еще в Тюменском музее изобразительных искусств, который вошел в состав регионального музейного объединения», - пояснила Елена Рындина.

Сейчас в коллекции более трех с половиной тысяч картин. И она постоянно пополняется.

«Сами художники дарят свои произведения, - делится Елена Владимировна. - Обычно это происходит после персональной выставки. Все понимают, чтобы оставить свой след в истории, очень важно попасть в музейную коллекцию. В основном нам передают свои работы современные художники, к сожалению, сейчас практически нет таких меценатов, которые покупали бы старинные картины в частных коллекциях и передавали их в музей».
В Тюмени есть частные коллекционеры, и музей ведет с ними переговоры о демонстрации работ в своих залах. Договориться непросто - полотна стоят целое состояние, и рисковать их сохранностью коллекционеры не спешат.

Климатолог для картин: как хранят шедевры великих мастеров

В 2017 году тюменское собрание живописи перевезли в оборудованное помещение нового музейного комплекса.

Полотна обрели достойный дом. Для правильного хранения картин важны два параметра: влажность и температура. Их контролирует система климат-контроля. Влажность помещения, где на выдвижных стойках закреплены работы художников, не должна быть выше 60 процентов, а температура - не выше 24 градусов по Цельсию.

В фондохранилище областного музейного комплекса имени И.Я.Словцова

Кроме того, в музейном комплексе есть штатный климатолог, который следит за соблюдением температурно-влажностного режима и отслеживает динамику показателей, чтобы при необходимости их скорректировать. Сигналы из фондохранения передаются на компьютер, где их оценивают специалисты.

В фондохранилище областного музейного комплекса имени И.Я.Словцова

Произведения нужно беречь от ударов и повреждений. Если картина отправляется в путешествие, на выставку в другой музей, ее упаковывают в три слоя, используя крафтовую бумагу и полиэтиленовый материал «с пупырками». Перевозят ценные картины только спецтранспортом. Чтобы перевозить музейные ценности, транспортники должны получить соответствующие разрешения, перевозчикам необходимо иметь разрешение на такие виды груза.

Работают с произведениями живописи в перчатках, чтобы не повредить красочный слой. По этому поводу разработаны служебные регламенты.

Кстати, в фондохранение можно попасть на экскурсию, чтобы посмотреть своими глазами как выглядит дом, где живут картины.

Василий Васильевич Кандинский: «Без названия. №207»

Василий Васильевич Кандинский

Родился 16 декабря 1866 года в Москве, в семье коммерсанта. Русский художник, живописец, график. Считается одним из основоположников такого направления в изобразительном искусстве, как абстракционизм. Также являлся одним из основателей творческого объединения «Синий всадник», в которое входили представители экспрессионизма в искусстве.

В детские годы путешествовал с родителями по странам Европы и по России. В 1871 году семья осела в Одессе. Здесь будущий художник окончил гимназию, а также получил художественное и музыкальное образование. Затем учился на юридическом факультете Московского университета, на кафедре политической экономии и статистики.

Карьеру художника Кандинский выбрал сравнительно поздно - в возрасте 30 лет. В 1896 году - отказался от предложенного Дерптским университетом места приват-доцента и уехал в Мюнхен, чтобы учиться живописи.

Кандинский закончил Мюнхенскую академию художеств. С 1900 года он много путешествовал, посетив Северную Африку, Италию, Францию.

В 1910 и 1912 годах Кандинский также участвовал в выставках художественного объединения «Бубновый валет». В эти годы он вырабатывает новаторскую концепцию «ритмического» использования цвета в живописи, переходит от фигуративной живописи к чистой абстракции. В 1921 году выехал в Германию, работал там, но с приходом фашизма, вынужденно эмигрировал во Францию. Умер 13 декабря 1944 года в возрасте 77 лет в местечке Нейи-сюр-Сен.

Любопытно, что в июне 2017 года на аукционе «Сотбис» за 22 минуты дважды был побит рекорд на работы Кандинского: «Мурнау— пейзаж с зелёным домом» был приобретён за 26,7 млн долларов, а «Картина с белыми линиями», до 1974 года висевшая в Третьяковской галерее, была продана за 42 млн долларов.

Источник: Википедия

Картина Василия Кандинского, находящаяся в тюменском собрании живописи

История с тюменской картиной Кандинского – почти детективная. Только спустя много лет, раскручивая спираль фактов, изучая документы, искусствоведы смогли узнать авторское название абстракции, вышедшей из-под кисти художника.

«Его произведение фигурирует в нашем собрании под не авторским названием - «Композиция». Почему под не авторским? – размышляет Елена Рындина. - Картина написана в 1916 году. Когда произведение было передано из Тобольска в Тюмень, оно поступило как «Натюрморт» неизвестного художника. Ранее бытовала версия, что якобы авторство Кандинского было установлено при ее реставрации. Картина была сильно загрязнена, реставрировали ее холст и сделали расчистку красочного слоя. Считалось, что тогда и была обнаружена монограмма К-16, указывающая на фамилию автора».

В паспорте картины указано, что реставрация проходила в 1979-80 годах в Омском художественном музее. Но, есть и более ранняя запись от 1974 года. Уже тогда был указан автор – Кандинский, а его работа значилась как «Абстрактная экспозиция». Запись была сделана Семеном Ивенским, заместителем директора Тюменской картинной галереи по научной работе. Он сам определил авторство, и ему совсем не нужно было ждать реставрации и найденной монограммы.

«Картина Кандинского поступила в тюменские фонды из Тобольска, - объясняет Елена Владимировна. - Когда Пантелеймон Чукомин приехал в Москву, чтобы пополнить Тобольский музей изящных искусств новыми произведениями он встретился лично с Василием Кандинским руководителем Музея живописной культуры. Кроме того, Кандинский возглавлял закупочную комиссию. Он сам отбирал предметы для передачи в провинциальные музеи, и в акте передаче Тобольску 13 картин стоит его подпись, а также подпись известного художника- авангардиста Александра Родченко».

Часть работ авангардистов, доставленных тогда из Москвы, утрачена. Из 13 полотен в Тобольске сейчас хранится 5, в Тюмени – 4 картины.

В акте передачи произведение Кандинского значилось под номером 207, у нее не было никакого названия. Везде за рубежом она так и фигурирует «Без названия. №207».

«В 1958 году вышла книга искусствоведа Уилла Громанна «Василий Кандинский: Жизнь и творчество». Громанн был лично знаком с Кандинским, имел доступ к его дневникам. Художник-авангардист фиксировал в дневнике все события, связанные со своими картинами. Там была и запись о его работе, переданной в Тобольск. Громанн написал в своей книге, что картина называется: «Без названия. №207». Но этот факт оставался неизвестным, поэтому она фигурировала как натюрморт неизвестного художника», - прокомментировала Елена Рындина.

Теперь осталось переименовать картину и присвоить ей верное название.

«Надеюсь, что вскоре у нас произойдет такой процесс, как переатрибуция и мы вернем нашей картине ее истинное имя - «Без названия. № 207», - отметила Елены Владимировна. - Кандинский был художником, который тщательно подходил к тому, как его картина именуется. Он четко разделял работы на импрессии, импровизации, композиции и вел учет. Сейчас картина называется «Композиция». Когда она участвовала в первой персональной выставке (после смерти Кандинского, он умер в 1944 году) в 1989 году, сначала в Третьяковской галерее, потом в Русском музее, в каталоге экспозиции ей дали называние «Композиция».

Сегодня тюменцы и гости города могут увидеть эту картину с удивительной судьбой на постоянно действующей выставке. Расшифровать то, что изображает авангардист довольно сложно. Но каждому зрителю дано право видеть свое прочтение работы художника.

По одной из версий, это произведение относится к периоду метаний автора. Он в скором порядке вернулся из-за рубежа в 1914 году и попал в предреволюционную Россию. В 1915 году, находясь в состоянии внутреннего раздрая, он не написал ни одной картины. Об этом рассказывает жена художника Нина Кандинская в своей книге «Кандинский и я».

«Высылка из Мюнхена, затянувшаяся война, неясность планов на будущее – все это отняло у Кандинского радость, которую ему приносила живопись. Цифры говорят сами за себя. В промежутке между 1915 и 1921 годами возникло совсем небольшое количество произведений, в сравнении с другими периодами. Кандинский был так подавлен, что за 1915 год не создал вообще ни одной картины. Он делал рисунки-акварели и в следующем году, несмотря на упадок творческих сил, заставил себя написать 8 картин», - пишет супруга художника.

Картина написана в 1916 году, как раз в тот нелегкий период. Есть мнение, что в этом произведении он использовал мотивы, которые были свойственны предыдущему «мюнхенскому» этапу жизни художника.

«Можно увидеть объекты похожие на лодки с веслами, трубы Архангелов, прослеживаются апокалиптические настроения, тема Вселенского потопа, - описывает Елена Рындина. - В его картинах этого периода чувствуется отражение тревожных предчувствий каких-то глобальных перемен. Живописцы имеют тонкую душевную природу и могут ощущать и предвидеть какие-то события раньше других, в данном случае, речь идет о революции 1917 года».

Кандинский был сторонником того, чтобы живопись производила на человека такое же впечатление, что и музыка. Картина как бы звучит, создает настроение, затрагивает струны души.

Один из вариантов прочтения картины - это «космическое видение» предметов. Как будто автор посмотрел сверху, и у него появилось сферическое видение, подобно тому, как сегодня фиксируют объекты с высоты различные дроны.

У музейщиков есть мечта - реализовать по мотивам произведения Кандинского объемную инсталляцию, изобразить элементы картины и поместить зрителей как будто внутрь ее. Это был бы интересный опыт.

Иван Константинович Айвазовский: «Ялта»

Иван Константинович Айвазовский

Родился 29 июля 1817 году, в Феодосии (Крым). Российский художник-маринист и баталист, коллекционер, меценат. Живописец Главного Морского штаба, действительный тайный советник, академик и почётный член Императорской Академии художеств, почётный член Академий в Амстердаме, Риме, Париже, Флоренции и Штутгарте.

Настоящее имя Ивана Константиновича Айвазовского - Ованес Айвазян. Об этом художнике знают даже люди, несведущие в живописи. Иван Константинович Айвазовский - выдающийся маринист. Маринист - это «певец моря», так называют художников, которые писали морские пейзажи.

Умер художник 19 апреля 1900 года в Феодосии, в возрасте 82 лет.

Источник: Википедия

Всего в собрании музейного объединения находится три картины Айвазовского. Работы: «В волнах» и «Флот в виду Севастополя» сейчас - в фондохранении, а «Ялта» расположена на выставке «Шедевры художественной коллекции».

Чем интересна эта картина? «Ялта» небольшая по размеру - 58 см. в ширину и 94 см в длину. Глядя на нее, мы можем увидеть традиционные приемы художника, которые так любят ценители его таланта. Речь идет о мастерской передаче морской воды, с переливами ее цвета от темного индиго до бирюзового, когда изображена потрясающая кружевная пена. Также мы видим образ корабля, который не то терпит крушение, не то просто бьется в волнах…

«Это позднее произведение, написано в 1899 году, за год до смерти автора, – комментирует Елена Рындина. – В этот период он старался больше писать, признаваясь: «82 года заставляют меня спешить». Айвазовский – очень плодовитый художник, по одной из версий, за свою жизнь он создал более 5 тысяч картин. Множество его работ разошлись по частным коллекциям, поэтому не исключено, что не все его полотна посчитаны. Процесс учета произведений усложняет и тот факт, что у этого художника было много подражателей – копиистов».

Романтизму свойственно восприятие природы как стихии, с которой человек борется как со своей судьбой, роком. Море часто выступает как метафора жизни, его сравнивают с «житейским» морем. Как человек противостоит стихии, выйдет ли он победителем? Это один из любимых мотивов художников-романтиков.

«Картина «Ялта» имеет и непосредственное историческое значение. Когда-то это был небольшой курортный городок. А Айвазовский был одним из популяризаторов Крымского побережья, его природы. При этом он никогда не писал море с натуры, потому что считал, что невозможно уловить постоянно меняющуюся стихию… У него была великолепная фотографическая память, и он писал по памяти. За многие годы художник выработал собственную технологию и понимание того, что с чем сочетается. Он мог буквально за несколько часов на глазах у изумленной публики создать настоящий шедевр», - рассказывает хранитель тюменской коллекции.

Кстати, название этой картины «Ялта» тоже вызывает вопросы, в некоторых документах она значится как «Буря». Поэтому, каково авторское именование работы – это перспектива для дальнейшего научного исследования. Не все до конца ясно с этим произведением, говорят искусствоведы.

«У нас шел проект «Сокровища музеев России» на манер передвижных выставок. Когда началась реклама в СМИ этого проекта, выпускались рекламы в виде мемов. Там был использован портрет Айвазовского, который как бы приглашал всех желающих на выставку. На ней была представлена наша картина «В волнах», и сработал такой эффект, что тюменцы стали приходить посмотреть именно на Айвазовского, хотя эта работа из тюменских фондов».

Очень часто, в случае с Айвазовским, посетители музея не верят, что видят оригиналы картин: «Это копии? Не может быть, что у нас в Тюмени есть оригинал!». Экскурсоводам нередко приходится убеждать гостей в подлинности полотен известных художников.

Илья Ефимович Репин: «Портрет Мары Олиф»

Илья Ефимович Репин

Родился 5 августа 1844 года в городе Чугуеве в Харьковской области. Русский живописец, педагог, профессор, действительный член Императорской Академии художеств.

Уже с самого начала своего творческого пути, с 1870-х годов, Репин стал одной из ключевых фигур русского реализма. Художнику удалось решить задачу отражения в живописном произведении всего разнообразия окружающей жизни. Репинскому художественному языку была свойственна пластичность, он воспринимал различные стилистические направления от испанских и голландских художников XVII века до Александра Иванова и современных французских импрессионистов.

Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Он создаёт галерею портретов современников, работает как исторический художник и мастер бытовых сцен. Стихией художника была современность, и, даже создавая картины на темы легендарного прошлого, он оставался мастером животрепещущего настоящего, сокращая дистанцию между зрителем и героями своих произведений.

Последние 30 лет жизни Репин провёл в своём имении Пенаты в Куоккале, в окрестностях Санкт-Петербурга. Из них 13 лет в вынужденной эмиграции, после передачи этой территории Финляндии. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».

Скончался художник 29 сентября 1930 года в поселке Куоккала.

Источник: Википедия

Ценители искусства говорят: «Репин в живописи – это наше все». Это художник, для которого были доступны все жанры: от исторических картин до портретов, пейзажей, натюрмортов…

В Тюмени находится потрясающая работа кисти Ильи Репина – «Портрет Мары Константиновны Олиф».

Главной героиней выступила Мария Олиф, у отца которой были французские корни. Ее дед в период войны 1812 года воевал против русских. Но после победы Российской империи, поступил на службу в русскую армию и через некоторое время даже стал адъютантом Великого князя Константина Романова. Когда у Олифа родился сын, его крестным отцом стал Великий князь, в честь которого, мальчика и назвали Константином. Позже он станет отцом Марии Олиф, изображенной на известном портрете Репина. Мать Мары Олиф являлась одной из родственниц знаменитого рода Мамонтовых.

«Мария Олиф не была красавицей, особенно если посмотреть на другие ее портреты, но имела особое влияние на мужчин, - размышляет Елена Рындина. - Например, набросок ее портрета сделал Михаил Врубель, который был ею очарован и даже хотел на ней жениться. Врубель написал своим родителям в письме, что нашел свой идеал, невесту для себя. Но, прагматичность, свойственная семейству Олиф, дала о себе знать, и Мара вышла замуж за племянника Саввы Мамонтова. Юрий Мамонтов был ее первым мужем».

Если вернуться к портрету из тюменской коллекции, написанному Репиным, то он был сделан в 1906 году. Мария Олиф приезжала к нему в гости в «пенаты» - так называли усадьбу в поселке Куоккале под Петербургом, ныне поселок Репино.

Писатель Корней Чуковский, бывший соседом художника, часто наблюдал за работой Репина, приходил к нему в дом и нередко развлекал его гостей, во время того, как они позируют. Чуковский в своих воспоминаниях о художнике зафиксировал тот факт, что Репин, будучи перфекционистом, все время стремился довести работу до совершенства, и это далеко не всегда шло на пользу.

«Портрет был исполнен очень быстро, и, видимо, Мара Константиновна сразу забрала у автора эту работу. И у Репина не было возможности дорабатывать картину. Он был потрясающим психологом, схватывал все самое ценное - образ, эмоции, черты человека, и мог перенести это на холст. Но когда художник пытался дорабатывать свои произведения, он мог сделать их хуже, чем первоначальный вариант. Иногда Репин не дописывал работы и просто их уничтожал, потому что ему не нравились его творения».

Любопытно, что когда Мара позировала Репину, она уже находилась во втором браке. Ее мужем был военный моряк Дмитрий Свербеев. Более того, в новых отношениях у нее возник некий любовный треугольник. Генерал Иван Георгиевич Эрдели во время гражданской войны вел дневник, посвященный Маре. Она была его возлюбленной, оставаясь женой Свербеева.

«Если мы посмотрим портрет Мары Олиф, то увидим, что она изображена в необычном виде, скорее всего, это театральный костюм. На ее голове турецкая феска, которую женщины не носили, тем более в России. Некоторые эксперты видят в этой детали выражение женской свободы, эмансипации. Мара предстает женщиной, готовой смело примерить на себя любой образ. Она демонстрирует нам свою независимость от мнения окружающих, от установленных правил и границ», - рассказала Елена Владимировна.

Когда Белая армия отступила, генерал Эрдели какое-то время находился на юге. Он несколько раз встречался с возлюбленной. Хозяйка дома, где квартировал генерал, оставила свои воспоминания о Маре Олиф. По ее свидетельству можно судить о том, насколько отличалось женское восприятие этой героини от мужского. Хотя не исключено, что в этой истории есть некая доля женской зависти. Хозяйка дома стала свидетельницей встречи Олиф и Эрдели после долгой разлуки. Вот что она писала:

«Мадам Мария Константиновна Свербеева была очень не интересной по внешности. Высокого роста, очень худая, плоская, безгрудая шатенка, с зелено-желтыми глазами. Нижняя часть лица, если можно так выразиться, была крысиная, напоминала крысу, которая что-то вынюхивает. Мой муж, ценивший во внешности женщины красивую фигуру, бюст, всегда выражал удивление, чем же увлекается Иван Георгиевич. У нее фигура, на которой руке не за что было зацепиться. Одевалась она шикарно, с огромным вкусом, была в высшей степени аккуратна и чистоплотна. Много внимания уделяла уходу за собой. Не смотря на такую внешность, Мария Константиновна как-то чарующе действовала на человека, с которым она говорила. Она умела говорить с плотником так, что он ее понимал, интересовался говорить с нею. Центр внимания занимала она и в беседах в высшем обществе. На вечеринках, когда собирались знакомые и друзья, внимание всех было сосредоточено на Марии Константиновне. Она очень образована, развита всестороннее, объездила всю Европу, много путешествовала. В совершенстве владеет французским, немецким и английским языками. Интересный собеседник и умная женщина».

Только Репину удалось запечатлеть на портрете ее победительную властность над мужчинами. Ни один другой художник не смог показать это качество Марии Олиф на языке живописи.

«Во Франции, куда эмигрировала госпожа Олиф, в 1922 году ее написал художник Федор Малявин. Ранее портрет сделал Валентин Серов, и его работа находится в собрании Русского музея. Но никто из живописцев не смог отразить настоящие качества Марии Олиф. Только тюменский портрет передал высоту положения и элегантность этой необыкновенной женщины, ее царский взгляд, обаяние, мудрость, самодостаточность», - резюмировала искусствовед.

Эта картина – гордость нашего музея, ее часто берут на столичные выставки. Но, вот на экспозицию в Третьяковской галерее, посвященную Репину, полотно почему-то не взяли. Зато насладиться этим потрясающим портретом можно в Тюмени.

Карл Павлович Брюллов: «Царь Эдип»

Карл Павлович Брюллов

Родился 12 декабря 1799 года в Санкт-Петербурге. Русский художник живописец, яркий представитель классицизма и романтизма. Писал жанровые и исторические полотна.

Карлу Брюллову повезло стать единственным русским художником, который при жизни был награждён лавровым венком, и получил бриллиантовый перстень от императора Николая Первого. Современники Брюллова называли его Великим Карлом. Полотно «Последний день Помпеи» принесло ему звание «первой кисти государства», его сравнивали с Рубенсом и Рембрандтом. За свою недолгую жизнь, художник написал около 200 портретов, он принимал участие в росписи купола Исаакиевского собора, площадь работы составила 800 квадратных метров.

Впервые его увидели в 1833 году жители Рима, в Италии. Картину выставили в мастерской Брюллова. Эта работа привлекла большое внимание, каждый человек из высшего общества, которому было не чуждо искусство, приходил, чтобы посмотреть на эту картину. Одним из известных посетителей стал писатель Вальтер Скотт.

Вернулся в Россию, до 1836 года жил в Москве, где познакомился с Александром Сергеевичем Пушкиным, затем переехал в Санкт-Петербург.

Умер 11 июня 1852 года в Италии.

Источник: Википедия

Картина «Эдип и Антигона», которая хранится в тюменском музее, была написана Карлом Брюлловым в 1821 году по заказу Общества поощрения художников. Эту организацию создали меценаты, желающие помогать русским мастерам в их продвижении.

Брюллов был очень талантливым начинающим живописцем, но у него возникло недопонимание с Академией художеств. Он считал, что ему уже пора бы поехать в «пенсионерскую» поездку за рубеж. «Пенсионерами» назывались те авторы, которые получали «пенсион» - средства на обучение.

«Поездки на учебу за рубеж оплачивали обладателям малых и больших золотых и серебряных медалей, - комментирует Елена Рындина. Продолжительность поездки зависела от уровня наград. Живописцы сами выбирали, в какую страну они поедут и у какого мастера будут обучаться. В основном ехали смотреть на подлинники и учиться на примерах европейских шедевров в Италию, Германию, Францию».

Картину «Эдип и Антигона» Брюллов создавал одновременно с полотном «Раскаяние Полиника». Именно за эти работы Общество поощрения художников наградило живописца поездкой в Италию, куда он отправился вместе со своим старшим братом Александром. Таким образом, картину «Эдип и Антигона» можно считать своеобразной путевкой в Италию для братьев Брюлловых.

Полотно изображает сюжет древнегреческой трагедии Софокла «Царь Эдип». Эдип - сын царя города Фивы Лая и царицы Иокасты. Отец велел бросить своего ребенка в пропасть, поскольку ему предсказали гибель от руки сына. Но мальчика подобрали и воспитали пастухи. Когда он стал юношей, однажды в дорожной стычке случайно убил Лая, не ведая, что это его отец. Придя в Фивы, он разгадал загадку Сфинкса, тем самым освободил город от этого ужасного чудовища. В награду получил руку царицы Иокасты, не зная, что это его мать, и стал правителем Фив.
Спустя 15 лет боги насылают на город мор. Оракул возвещает, что он прекратится, когда будет изгнан убийца Лая, и открывает Эдипу страшную истину. Иокаста от позора кончает жизнь самоубийством, вешаясь на своем поясе. В ужасе от содеянного Эдип ослепляет себя и отправляется в изгнание. Все отворачиваются от него, и только старшая дочь Антигона добровольно следует за отцом в его скитаниях, служа ему поддержкой и опорой.

«Полотно было продано коллекционеру, имя которого так и осталось неизвестным, - пояснила главный хранитель. - На долгое время след картины потерялся. После Великой Отечественной войны ее нашли в Ленинграде на чердаке одного из домов свернутой красочным слоем внутрь и значительно загрязненной.Реставрацию поврежденной картины осуществили непрофессионально - слой живописи был смыт до подмалевка. Затем она была приобретена в частную коллекцию, а в 1959 году через Министерство культуры полотно было продано в Тюменскую картинную галерею».

Композицию картины «Эдип и Антигона» Карл Брюллов в 1822 году перевел в литографию для альбома, который назвал «Литографические безделки». В наши дни он хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Литографию сравнили с картиной и подтвердили авторство.

«Между литографией и картиной есть существенные различия. Иногда мы называем эту работу «руиной» из-за ошибок в ее реставрации, но, тем не менее, она является важным историческим свидетельством. Именно эта картина стала путевкой Брюллова в Италию, где он стал известным художником, написав масштабное полотно «Последний день Помпеи», которое принесло ему мировую славу», - резюмировала Елена Рындина.  

Сейчас картина «Эдип и Антигона» доступна для посетителей постоянной экспозиции, не смотря на ошибки реставраторов, полотно впечатляет и дает представление о творчестве Карла Брюллова.

Эмилия Яковлевна Шанкс: «Наем гувернантки»

Эмилия Яковлевна Шанкс

Родилась 1 августа 1857 года в Москве в семье британского предпринимателя Джеймса Стюарта Шанкса, владельца ювелирной мастерской и основателя торгового дома «Английский магазин Шанкса и Болина», одного из самых фешенебельных магазинов Москвы на Кузнецком Мосту. Двое из восьми детей Джеймса Шанкса - Эмили и её младшая сестра Мария (Мэри) Яковлевна Шанкс - иллюстратор произведений Льва Толстого, стали профессиональными художницами.

С 1882 года в качестве вольнослушательницы училась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в мастерской Владимира Поленова. Окончила училище в 1890 году с присвоением звания классного художника. Награждена большой серебряной медалью за картину «Письмо няни».

С 1891 года - экспонент Товарищества передвижных художественных выставок. В 1894 году за полотно «Чернильное пятно» была включена в члены товарищества и стала первой из двух женщин-живописцев, удостоенной этой чести.

Отличительная черта жанровой живописи Эмилии Шанкс - обязательное присутствие на полотнах детей: «Старший брат», «Трудная задача», «Любимая кукла», «Наём гувернантки», «Мыльные пузыри», «Гостья в институте». Картину «Новенькая в школе» приобрёл у автора для своей коллекции в 1892 году Павел Третьяков.

Эмилия Шанкс скончалась в 1936 году в Лондоне.

Источник: Википедия

Рисовать учились все дети из обеспеченных семейств, но художник, как профессия, для женщины была сравнима с актерской, и не очень одобрялась высшим обществом. Тем не менее, тяга Эмилии к искусству была настолько сильной, что она стала вольнослушательницей Московского училища живописи, ваяния и зодчества.

«Ее учителем был Владимир Маковский. Еще одним ее преподавателем, а затем и другом, стал Владимир Поленов, - рассказала Елена Рындина. - Они вместе работали в мастерских дома у Шанксов и у Поленовых. Вместе ходили в «анатомичку» изучать строение тела человека и очень серьезно относились к познанию живописи. Благодаря огромному трудолюбию, Эмилию приняли в Товарищество передвижников. Она стала одной из двух женщин, вошедших за всю историю в это объединение. Причем одновременно с Шанкс свою кандидатуру подавал Валентин Серов. Но художница получила большее количество голосов».

Даже при том, что к ней серьезно отнеслись «товарищи по кисти», критики не щадили художницу за ее любовь к детям, за ее психологизм. Ребенок для Эмилии Шанкс – это уникальный внутренний мир, личность со своими переживаниями и интересами…

Часто ее картины изображают настоящие психологические дуэли. Кстати, одну из ярких работ Эмилии Шанкс «Новенькая в классе» приобрел Павел Третьяков для своей галереи.

«Если взглянуть на картину «Наем гувернантки», то тут разворачивается настоящий поединок взглядов. Мы видим, что более всего здесь переживает няня детей, она их растила, воспитывала, пестовала. Сама гувернантка смотрит на детей, оценивает своих будущих воспитанников. Мальчик глядит с интересом и даже задором, а девочка напряжена и закрыта. Ее эмоции и поза зеркальны с позой гувернантки, с которой идет собеседование. Мы видим в работах Эмилии Шанкс тонкий психологизм, ее конек – не социальный конфликт, а именно психологический», - описывает работу хранитель коллекции.

К сожалению, современники автора не ценили данное качество в живописи. Психология и дети были не в моде. Картина была написана в 1890-ых годах. Она поступила в Тюмень из Тобольского музея. Доподлинно неизвестно, как она оказалась в Тобольске.

Картина была написана в 1890-ых годах. Она поступила в Тюмень из Тобольского музея. Доподлинно неизвестно, как она оказалась в Тобольске. 

Тюменцы и гости города очень любят эту картину, часто задерживаясь возле нее на выставке. Кроме того, ее используют на уроках психологии. Ученики разбирают интригующий момент встречи педагога с будущими воспитанниками, описывают характеристики всех участников этой волнующей сцены, обсуждают художественно и ярко воссозданный живописный интерьер дома в стиле модерн конца 19 века.

«Обстановку и предметы, которые мы видим на картине «Наем гувернантки», как раз можно было увидеть в известном магазине торговой компании «Шанкс-Болин», где торговали тканями, платьями, аксессуарами, ювелирными изделиями. Перед нами типичная сцена из московской купеческой жизни. Сама Эмилия, не смотря на богатство своей семьи, одевалась скромно, не носила дорогих украшений», - пояснила Елена Рындина.

Семья Шанкс покинула Россию в 1913 году, Эмилия перед отъездом раздала свои картины. Они разошлись по частным коллекциям, в музеях очень мало ее произведений, большинство работ осели у коллекционеров.

Возможно, новые факты из жизни столь теплой и тонко чувствующей художницы откроются в ходе нового научного исследования, которое ведет англичанка Розалин Блейксли. Она приезжала в Тюменскую область за тысячи километров, чтобы взглянуть на одну единственную работу - картину Эмилии Шанкс «Наем гувернантки».
У тюменцев есть уникальная возможность увидеть прекрасные произведения искусства и услышать захватывающие рассказы о них. Шедевры классики ждут своих зрителей. Поверьте, вы окунетесь в совершенно особенный мир художественного искусства, который находится ни за три девять земель, а рядом – в центре города.

Автор Елена Кухальская

Фото Екатерины Христозовой, Анны Андреевской

Использованы фотографии и исторические данные из книги «Тюмень. Мир художественного музея», сведения и фото из буклета «140 лет тюменскому музею. Знай. Цени. Продолжай», фотографии из фондов Тюменского областного музейного комплекса имени Словцова, факты и изображения интернет-энциклопедии ВИКИПЕДИЯ.

Благодарим за информационную поддержку специалистов Тюменской областной научной библиотеки имени Д. И. Менделеева, сотрудников Тюменского областного музейно-просветительского объединения.