Познакомиться с уникальными картинами тюменцы и гости города могут на постоянно действующей выставке «Шедевры художественной коллекции» в музейном комплексе имени Ивана Яковлевича Словцова.
Здесь представлены самые яркие произведения известных русских, западно-европейских живописцев, которые удалось собрать в Тюмени в течение многих лет. Коллекция насчитывает более трех с половиной тысяч картин.
У каждого полотна – своя неповторимая история. Нередко тюменцы, посещая эту выставку, не верят, что им показывают оригиналы, а не копии произведений таких знаменитых художников, как Айвазовский, Поленов, Репин, Брюллов… Авторов, чьи работы украшают Третьяковскую галерею, Русский музей и Эрмитаж, можно увидеть и в нашем городе.
О том, как в Тюмени собирали коллекцию живописи, и о картинах с самой интересной историей расскажем в этом материале.
Оглавление
Как зарождалась тюменская коллекция шедевров живописи
Непосредственное отношение к зарождению художественной коллекции имеют: педагог, исследователь Сибири Иван Яковлевич Словцов, купец, меценат Николай Мартемьянович Чукмалдин и живописец, педагог, общественный деятель Пантелеймон Петрович Чукомин, собравший в Тобольске картины известных художников, переданных впоследствии в Тюмень.
Словцов был коллекционером, археологом, этнографом и палеонтологом. Именно он в 1879 году выступил организатором первого тюменского музея. Знаменитый скелет мамонта, выставленный в музее «Городская Дума» - это находка экспедиции Ивана Яковлевича. Музей считался учебным и размещался в здании Тюменского реального училища, городские власти долгое время не соглашались выделить под него отдельное здание.
Иван Яковлевич Словцов - создатель музея при Тюменском Александровском реальном училище. 1890-е годы. Фото из буклета «140 лет тюменскому музею. Знай. Цени. Продолжай»
Николай Мартемьянович Чукмалдин – меценат, главный жертвователь музея. 1890-е годы. Фото из буклета «140 лет тюменскому музею. Знай. Цени. Продолжай»
Затем эстафету создания музея подхватил купец, благотворитель, путешественник Николай Чукмалдин. Он выкупил коллекцию, собранную ранее Словцовым, и добавил в нее свои раритетные предметы, приобретенные в России, Египте, Японии и других странах. Кроме того, он передал музею редкие книги и подарил первую коллекцию картин тюменского художника 19 века Ивана Александровича Калганова.
Переговоры длились полгода и зашли в тупик. Вариант размещения коллекции в Гостином дворе мецената не устраивал, тогда он принимает решение передать коллекцию Александровскому училищу, но ставит условие: в выходные дни музей должен быть открыт для посетителей.
В 1920 году по решению губотдела народного образования в Тюмени был создан Губернский музей. В его основу были положены коллекции Александровского училища. В прежнем помещении оставили палеонтологические и зоологические коллекции. Другую часть экспонатов перевезли в здание бывшего Коммерческого училища по улице Луначарского, 2.
В 1922 году музею передали здание бывшей Городской управы. Старинное сооружение в стиле классицизма долгое время являлось центром музейной жизни.
В 1957 году был подписан приказ о создании в Тюмени областной картинной галереи. Началось формирование ее фондов, которые включили произведения Тюменского и Тобольского краеведческих музеев.
Сохранился уникальный исторический документ - акт передачи произведений живописи, скульптуры и прикладного искусства из Тобольского музея на постоянное хранение в Тюмень.
Список составлен вручную, в нем можно увидеть имена и названия работ великих художников, которые и по сей день входят в собрание тюменской живописи.
Изначально в Тобольске был создан первый в Сибири губернский музей. Туда художественные произведения стали поступать с конца 19 века. Одна из первых картин - «В лесу» художника Сергея Иванова. Тогда по стране был брошен призыв помогать провинциальным музеям, чтобы у них появились свои фонды. В основном, крупные собрания картин были сосредоточены в Москве, Петербурге и Саратове. Постепенно художники стали передавать свои работы в провинцию. Затем в 1920 году в Тобольске образовали Музей изящных искусств. Его вдохновителем стал Пантелеймон Петрович Чукомин.
К сожалению, Тобольский музей изящных искусств просуществовал недолго. К концу 1920-х годов он был закрыт. На его месте возник музей Красного Севера и ему передали все предметы. Позже его переименовали в краеведческий музей.
В итоге часть картин из Тобольска передали в Тюменскую картинную галерею, часть работ поступили в нее при содействии Министерства культуры СССР. Елена Рындина пояснила, что вклад в пополнение коллекции внесли ведущие музеи страны: Государственный изобразительный музей имени Пушкина, Эрмитаж, Русский музей.
Евгений Кроллау – первый хранитель тюменской коллекции
Новоиспеченную картинную галерею разместили в здании старинного купеческого особняка по улице Республики, напротив Тюменской филармонии.
«Первым хранителем коллекции живописи стал искусствовед Евгений Константинович Кроллау. В августе 1957 года ленинградец, выпускник Института живописи, ваяния и зодчества имени Ильи Репина появился на пороге Тюменского управления культуры, одетый в костюм, с лыжами в одной руке и связкой книг в другой. Он рассказал, как выбрал место для новой работы – взял карту Советского Союза, буквально наугад ткнул пальцем и попал в Тюмень. Город тогда имел население всего 150 тысяч человек, о тюменской нефти еще никто не слыхивал, на севере были открыты только первые газовые месторождения.» - так описывается история появления Кроллау в Тюмени в книге «Мир художественного музея».
За три года в должности главного хранителя Евгений Константинович собрал несколько сотен первоклассных работ, получив коллекцию, которая стала лучшей за Уралом. Его усилиями музей приобрел картины Саврасова, Серова, Коровина, Шишкина, Васнецова, Репина, Кустодиева и многих других классиков русской живописи. Именно Кроллау Тюмень обязана столь прекрасной подборкой русской классики, которой ленинградец отдал свое сердце.
Он также занимался и созданием полноценного каталога художественных произведений. У каждой картины, у каждой музейной вещи, как у живого человека, есть свой уникальный паспорт, где описана дата рождения, название, автор, перемещения из музея в музей, этапы ее реставрации и т.д. Раньше паспорта были бумажными, теперь стали электронными.
В 1987 году галерея получила более высокий статус и стала Тюменский областной музей изобразительных искусств. Экспозиция переехала в здание Политпросвета. Елена Владимировна Рындина – нынешний хранитель шедевров классики, призналась, что еще в детстве посещала музей ИЗО в Политпросвете, и многие картины хорошо запомнила.
В ее памяти удивительным образом сохранилось даже то, как именно раритеты были развешаны в залах. Спустя годы, став хранителем коллекции, она смогла быстро сориентироваться в ней, изучить историю и описание большинства полотен. Ее первая профессия – филолог, учитель мировой художественной культуры. Хранитель обязан хорошо знать периодизацию и стилистические особенности живописи.
Сейчас в коллекции более трех с половиной тысяч картин. И она постоянно пополняется.
Климатолог для картин: как хранят шедевры великих мастеров
Полотна обрели достойный дом. Для правильного хранения картин важны два параметра: влажность и температура. Их контролирует система климат-контроля. Влажность помещения, где на мобильных стеллажах располагаются работы художников, не должна быть выше 60 процентов, а температура - не выше 24 градусов по Цельсию.
Кроме того, в музейном комплексе есть штатный климатолог, который следит за соблюдением температурно-влажностного режима и отслеживает динамику показателей, чтобы при необходимости их скорректировать. Сигналы из фондохранения передаются на компьютер, где их оценивают специалисты.
Произведения нужно беречь от ударов и повреждений. Если картина отправляется в путешествие, на выставку в другой музей, ее упаковывают в три слоя, используя микалентную бумагу, крафтовую бумагу и полиэтиленовый материал «с пупырками». Перевозят ценные картины только спецтранспортом. Чтобы перевозить музейные ценности, транспортники должны получить соответствующие разрешения, перевозчикам необходимо иметь разрешение на такие виды груза.
Работают с произведениями живописи в перчатках, чтобы не повредить красочный слой. По этому поводу разработаны служебные регламенты.
Кстати, в фондохранение можно попасть на экскурсию, чтобы посмотреть своими глазами как выглядит дом, где живут картины.
Василий Васильевич Кандинский: «№207. Без названия»
Любопытно, что в июне 2017 года на аукционе «Сотбис» за 22 минуты дважды был побит рекорд на работы Кандинского: «Мурнау— пейзаж с зелёным домом» был приобретён за 26,7 млн долларов, а «Картина с белыми линиями», до 1974 года висевшая в Третьяковской галерее, была продана за 42 млн долларов.
Источник: Википедия
«Его произведение фигурирует в нашем собрании под не авторским названием - «Композиция». Почему под не авторским? – размышляет Елена Рындина. - Картина написана в 1916 году. Когда произведение было передано из Тобольска в Тюмень, оно поступило как «Натюрморт» неизвестного художника. Ранее бытовала версия, что якобы авторство Кандинского было установлено при ее реставрации. Картина была сильно загрязнена, реставрировали ее холст и сделали расчистку красочного слоя. Считалось, что тогда и была обнаружена монограмма К-16, указывающая на фамилию автора».
В паспорте картины указано, что реставрация проходила в 1979-80 годах в Омском художественном музее. Но, есть и более ранняя запись от 1974 года. Уже тогда был указан автор – Кандинский, а его работа значилась как «Абстрактная композиция». Запись была сделана Семеном Ивенским, заместителем директора Тюменской картинной галереи по научной работе.
Часть работ авангардистов, доставленных тогда из Москвы, утрачена. Из 13 полотен в Тобольске сейчас хранится 5, в Тюмени – 4 картины.
В акте передачи произведение Кандинского значилось под номером 207, у нее не было никакого названия. Везде за рубежом она так и фигурирует «Без названия».
«В 1958 году вышла книга искусствоведа Уилла Громанна «Василий Кандинский: Жизнь и творчество». Громанн был лично знаком с Кандинским, имел доступ к его дневникам. Художник- авангардист фиксировал в дневнике события, связанные со своими картинами. В книге опубликован список всех произведений Кандинского, составленный, скорее всего, самим художником. В этом списке под порядковым номером 207 фигурирует картина «Без названия» с местонахождением в Тобольске.», - прокомментировала Елена Рындина.
По одной из версий, это произведение относится к периоду метаний автора. Он в скором порядке вернулся из Германии в 1914 году (был выслан в течение 24 часов) из-за начала Первой Мировой войны и попал в предреволюционную Россию. В 1915 году, находясь в состоянии внутреннего раздрая, он не написал ни одной картины. Об этом рассказывает жена художника Нина Кандинская в своей книге «Кандинский и я».
«Высылка из Мюнхена, затянувшаяся война, неясность планов на будущее – все это отняло у Кандинского радость, которую ему приносила живопись. Цифры говорят сами за себя. В промежутке между 1915 и 1921 годами возникло совсем небольшое количество произведений, в сравнении с другими периодами. Кандинский был так подавлен, что за 1915 год не создал вообще ни одной картины. Он делал рисунки-акварели и в следующем году, несмотря на упадок творческих сил, заставил себя написать 8 картин», - пишет супруга художника.
Картина написана в 1916 году, как раз в тот нелегкий период. Есть мнение, что в этом произведении он использовал мотивы, которые были свойственны предыдущему «мюнхенскому» этапу жизни художника.
«Можно увидеть объекты похожие на лодки с веслами, трубы Архангелов, прослеживаются апокалиптические настроения, тема Вселенского потопа, - описывает Елена Рындина. - В его картинах этого периода чувствуется отражение тревожных предчувствий каких-то глобальных перемен. Живописцы имеют тонкую душевную природу и могут ощущать и предвидеть какие-то события раньше других».
Кандинский был сторонником того, чтобы живопись производила на человека такое же впечатление, что и музыка. Картина как бы звучит, создает настроение, затрагивает струны души.
Один из вариантов прочтения картины - это «космическое видение» предметов. Как будто автор посмотрел сверху, и у него появилось сферическое видение, подобно тому, как сегодня фиксируют объекты с высоты различные дроны.
Иван Константинович Айвазовский: «Ялта»
Романтизму свойственно восприятие природы как стихии, с которой человек борется как со своей судьбой, роком. Море часто выступает как метафора жизни, его сравнивают с «житейским» морем. Как человек противостоит стихии, выйдет ли он победителем? Это один из любимых мотивов художников-романтиков.
Кстати, название этой картины «Ялта» тоже вызывает вопросы, в некоторых документах она значится как «Буря». Поэтому, каково авторское именование работы – это перспектива для дальнейшего научного исследования. Не все до конца ясно с этим произведением, говорят искусствоведы.
Очень часто, в случае с Айвазовским, посетители музея не верят, что видят оригиналы картин: «Это копии? Не может быть, что у нас в Тюмени есть оригинал!». Экскурсоводам нередко приходится убеждать гостей в подлинности полотен известных художников.
Илья Ефимович Репин: «Портрет Мары Олив»
Ценители искусства говорят: «Репин в живописи – это наше все». Это художник, для которого были доступны все жанры: от исторических картин до портретов, пейзажей, натюрмортов…
В Тюмени находится потрясающая работа кисти Ильи Репина – «Портрет Мары Константиновны Олив».
Если вернуться к портрету из тюменской коллекции, написанному Репиным, то он был сделан в 1906 году. Мария Олив приезжала к нему в гости в «Пенаты» - так называли усадьбу в поселке Куоккале под Петербургом, ныне поселок Репино.
Любопытно, что когда Мара позировала Репину, она уже находилась во втором браке. Ее мужем был военный моряк Дмитрий Свербеев. Более того, в новых отношениях у нее возник некий любовный треугольник. Генерал Иван Георгиевич Эрдели во время гражданской войны вел дневник, посвященный Маре. Она была его возлюбленной, оставаясь женой Свербеева.
«Если мы посмотрим портрет Мары Олив, то увидим, что она изображена в необычном виде, скорее всего, это театральный костюм. На ее голове турецкая феска, которую женщины не носили, тем более в России. Некоторые эксперты видят в этой детали выражение женской свободы, эмансипации. Мара предстает женщиной, готовой смело примерить на себя любой образ. Она демонстрирует нам свою независимость от мнения окружающих, от установленных правил и границ», - рассказала Елена Владимировна.
Когда Белая армия отступила, генерал Эрдели какое-то время находился на юге. Он несколько раз встречался с возлюбленной. Хозяйка дома, где квартировал генерал, оставила свои воспоминания о Маре Олив. По ее свидетельству можно судить о том, насколько отличалось женское восприятие этой героини от мужского. Хотя не исключено, что в этой истории есть некая доля женской зависти. Хозяйка дома стала свидетельницей встречи Олив и Эрдели после долгой разлуки. Вот что она писала:
«Мадам Мария Константиновна Свербеева была очень не интересной по внешности. Высокого роста, очень худая, плоская, безгрудая шатенка, с зелено-желтыми глазами. Нижняя часть лица, если можно так выразиться, была крысиная, напоминала крысу, которая что-то вынюхивает. Мой муж, ценивший во внешности женщины красивую фигуру, бюст, всегда выражал удивление, чем же увлекается Иван Георгиевич. У нее фигура, на которой руке не за что было зацепиться. Одевалась она шикарно, с огромным вкусом, была в высшей степени аккуратна и чистоплотна. Много внимания уделяла уходу за собой. Несмотря на такую внешность, Мария Константиновна как-то чарующе действовала на человека, с которым она говорила. Она умела говорить с плотником так, что он ее понимал, интересовался говорить с нею. Центр внимания занимала она и в беседах в высшем обществе. На вечеринках, когда собирались знакомые и друзья, внимание всех было сосредоточено на Марии Константиновне. Она очень образована, развита всестороннее, объездила всю Европу, много путешествовала. В совершенстве владеет французским, немецким и английским языками. Интересный собеседник и умная женщина».
Карл Павлович Брюллов: «Эдип и Антигона»
Картина «Эдип и Антигона», которая хранится в тюменском музее, была написана Карлом Брюлловым в 1821 году по заказу Общества поощрения художников. Эту организацию создали меценаты, желающие помогать русским мастерам в их продвижении.
Картину «Эдип и Антигона» Брюллов создавал одновременно с полотном «Раскаяние Полиника». Именно за эти работы Общество поощрения художников наградило живописца поездкой в Италию, куда он отправился вместе со своим старшим братом Александром. Таким образом, картину «Эдип и Антигона» можно считать своеобразной путевкой в Италию для братьев Брюлловых.
«Полотно было продано коллекционеру, имя которого так и осталось неизвестным, - пояснила хранитель коллекции «Живопись». - На долгое время след картины потерялся. После Великой Отечественной войны ее нашли в Ленинграде на чердаке одного из домов свернутой красочным слоем внутрь и значительно загрязненной. Реставрацию поврежденной картины осуществили непрофессионально - слой живописи был смыт до подмалевка. Затем она была приобретена в частную коллекцию, а в 1959 году через Министерство культуры полотно было продано в Тюменскую картинную галерею».
Композицию картины «Эдип и Антигона» Карл Брюллов в 1822 году перевел в литографию для альбома, который назвал «Литографические безделки». В наши дни он хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Литографию сравнили с картиной и подтвердили авторство.
«Между литографией и картиной есть существенные различия. Иногда мы называем эту работу «руиной» из-за ее состояния после непрофессиональной реставрации, но, тем не менее, она является важным историческим свидетельством. Именно эта картина стала путевкой Брюллова в Италию, где он стал известным художником, написав масштабное полотно «Последний день Помпеи», которое принесло ему мировую славу», - резюмировала Елена Рындина.
Сейчас картина «Эдип и Антигона» доступна для посетителей постоянной экспозиции, несмотря на ошибки реставраторов, полотно впечатляет и дает представление о творчестве Карла Брюллова.
Эмилия Яковлевна Шанкс: «Наем гувернантки»
Рисовать учились все дети из обеспеченных семейств, но художник, как профессия, для женщины была сравнима с актерской, и не очень одобрялась высшим обществом. Тем не менее, тяга Эмилии к искусству была настолько сильной, что она стала вольнослушательницей Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
«Ее учителем был Владимир Маковский. Еще одним ее преподавателем, а затем и другом, стал Василий Поленов, - рассказала Елена Рындина. - Они вместе работали в мастерских дома у Шанксов и у Поленовых. Вместе ходили в «анатомичку» сестры Эмилия и Мэри Шанкс и сестра Василия Поленова - Елена Поленова, изучать строение тела человека и очень серьезно относились к познанию живописи. Благодаря огромному трудолюбию, Эмилию приняли в Товарищество передвижников. Она стала одной из двух женщин, вошедших за всю историю в это объединение. Причем одновременно с Шанкс свою кандидатуру подавал Валентин Серов. Но художница получила большее количество голосов».
Даже при том, что к ней серьезно отнеслись «товарищи по кисти», критики относились к ней снисходительно, не воспринимая серьезно ее живопись, ее любовь к детям и психологизм. Ребенок для Эмилии Шанкс – это уникальный внутренний мир, личность со своими переживаниями и интересами…
К сожалению, современники автора не ценили данное качество в живописи. Психология и дети были не в моде. Картина была написана в 1890-ых годах. Она поступила в Тюмень из Тобольского музея. Доподлинно неизвестно, как она оказалась в Тобольске.
Тюменцы и гости города очень любят эту картину, часто задерживаясь возле нее на выставке. Кроме того, ее используют на уроках психологии. Ученики разбирают интригующий момент встречи педагога с будущими воспитанниками, описывают характеристики всех участников этой волнующей сцены, обсуждают художественно и ярко воссозданный живописный интерьер дома в стиле модерн конца 19 века.
«Обстановку и предметы, которые мы видим на картине «Наем гувернантки», как раз можно было увидеть в известном магазине торговой компании «Шанкс-Болин», где торговали тканями, платьями, аксессуарами, ювелирными изделиями. Сама Эмилия, не смотря на богатство своей семьи, одевалась скромно, не носила дорогих украшений», - пояснила Елена Рындина.
Семья Шанкс покинула Россию в 1913 году, Эмилия перед отъездом распродала свои картины. Они разошлись по частным коллекциям, в музеях мало ее произведений.
Автор Елена Кухальская
Фото Екатерины Христозовой, Анны Андреевской
Использованы фотографии и исторические данные из книги «Тюмень. Мир художественного музея», сведения и фото из буклета «140 лет тюменскому музею. Знай. Цени. Продолжай», фотографии из фондов Тюменского областного музейного комплекса имени Словцова, факты и изображения интернет-энциклопедии ВИКИПЕДИЯ.
Благодарим за информационную поддержку специалистов Тюменской областной научной библиотеки имени Д. И. Менделеева, сотрудников Тюменского областного музейно-просветительского объединения.