Своих не бросаем!

Тюменский тыл в Великую Отечественную войну

«Тыл – это половина Победы, даже больше», - так высоко оценивал маршал Советского Союза, полководец Георгий Жуков вклад трудового фронта в разгром фашистских захватчиков в ходе Великой Отечественной войны. Тюмень волею судьбы оказалась тыловым городом. В годы войны в тюменский край эвакуировали 30 промышленных предприятий и производств, научные и учебные учреждения, ряд министерств и ведомств.

Тюменцы, сознавая свою ответственность перед Родиной и фронтом, совершали настоящие трудовые подвиги. Работали женщины, молодежь, дети… Всё - ради долгожданной Победы!

В Тюмени разместили госпитали, в которых врачи боролись за жизнь бойцов Красной армии. Под них освободили здания городских школ, музея, пединститута, дома санитарного просвещения и других учреждений. Госпиталями стали 26 самых вместительных и самых красивых зданий города.

Тюменцы, сами оставаясь без необходимого, неустанно помогали солдатам. Собирали и отправляли на фронт деньги, теплые вещи, бытовые принадлежности… В тылу ощущали себя единым целым с теми, кто отражал атаки фашистов на передовой. В период военного времени проявились лучшие качества сибиряков: стойкость, сила духа, любовь к Родине и к ближнему, самопожертвование.

В годы войны в Советском Союзе развернулось мощное патриотическое движение по оказанию всемерной помощи фронту. Опираясь на эти традиции, в наши дни страна помогает участникам СВО, организуя масштабные акции, такие как «100 миллионов для Победы».

20 мая 2021 года указом Президента России Тюмени присвоено звание «Город трудовой доблести». В этом материале вспомним о самых ярких фактах из жизни города во время войны.

Митинг на Базарной площади 

Война началась 22 июня 1941 года. В полдень жители Тюмени из сообщений по радио уже знали, что немцы напали на Советский Союз. Городской комитет партии объявил, что на Базарной площади (ныне Центральная площадь) в 18 часов состоится митинг. Люди вышли на улицы. Их было более двадцати тысяч. Всего в Тюмени в то время проживало около 80 тыс. жителей. Каждый четвертый тюменец был на митинге. 

«Со знаменами своих предприятий, с боевыми лозунгами, призывающими громить врага, пришли труженики на этот митинг, взволнованно неся пламенную клятву патриотов бороться за коммунизм, за родину, за Сталина до полной победы», - вспоминали свидетели митинга. 

На экспозиции «Тюмень. Война. Великая Победа» в музее «Городская Дума» можно увидеть копию картины известного художника-фронтовика Степана Лопатина, изображающий тот самый митинг на Базарной площади, с которого в городе началась новая жизнь – жизнь в условиях военного времени.

«Начинается выставка с зала, посвященного довоенной Тюмени, где мы видим характерные картины повседневного быта тюменцев, их занятий, образа жизни до 1941 года, - прокомментировал методист по музейно-образовательной деятельности музея «Городская Дума» Павел Малиновский. - В частности, на выставке представлен фрагмент интерьера квартиры 1930-40-х годов. Есть витрина на тему сельского хозяйства, которое было развито в регионе и сыграло свою важную роль, обеспечив в тяжелые годы страну зерном». 

Известно, что в первый же день после объявления войны, более 500 тюменцев записались добровольцами в ряды Красной Армии. Причем, в военкоматы обращались и женщины с просьбой взять их на фронт, но тюменок начали мобилизовать, как и во всей стране, только с марта 1942 года.

«В тылу работать втройне - побеждать врага на войне» 

Этот лозунг как нельзя точно характеризовал ситуацию с промышленностью в тыловой Тюмени. Практически все эвакуированные предприятия прибыли в город в течение 1941 года. Уже в 1942 году заводы, как самостоятельные единицы или в составе объединенных с тюменскими предприятиями, приступили к выполнению государственных заданий и планов. К январю 1945 года выпуск тюменскими предприятиями промышленной продукции увеличился, по сравнению с 1942 годом, на 102 млн рублей (на 77,2%). 

Эвакуированные производства имели самую различную направленность. Но их объединяло одно – продукция была направлена на нужды фронта.

Так, Тюменский станкостроительный завод «Механик» с 28 марта 1942 года поменял статус и стал заводом №762 Главного управления №2 Наркомата минометного вооружения СССР.  

С первых дней войны предприятие стало выпускать минометы и мины калибра 82 и 120 мм, корпусы гаубичных снарядов калибра 122 мм. Одновременно завод специализировался на выпуске химических мин для постановки дымовых завес.  

В декабре 1944 года завод получил от НКВД СССР задание особой важности: изготовить и поставить в январе 1945 года для лаборатории №2 Академии наук СССР два фуговальных станка. Позднее эта лаборатория, возглавляемая академиком Игорем Курчатовым, была преобразована в Институт атомной энергии Академии наук СССР. 

В заречной части города разместился Тюменский химико-фармацевтический завод №39 Наркомата химической промышленности СССР, созданный на базе эвакуированного в октябре 1941 года Московского химико-фармацевтического завода им. Льва Карпова. С первых дней пребывания в нашем городе предприятие приступило к выпуску медикаментов. 

«В Тюмень приехали 80 сотрудников и члены их семей - всего 250 человек. Предприятие расположилось в Заречной части города. Завод производил лекарства. У нас представлена его продукция», - рассказал Павел Малиновский.  

В феврале 1942 года для нужд фронта завод начал выпускать сублимированный йод, соли кофеина, химически чистый хлористый натрий для физиологических растворов и другие препараты. Продукцию из Тюмени отправляли на фармацевтические заводы в Челябинск, Воронеж, Казань, Хабаровск, Москву, Новосибирск. Партии медикаментов поставлялись также на флот и в пограничные войска. 

Если говорить о пищевой промышленности, то особую роль в снабжении фронта молочной продукцией сыграл Ялуторовский комбинат. Он поставлял в блокадный Ленинград сухое молоко, а в госпитали – солодовое масло. Кроме того, молочный завод изготавливал сухие смеси омлета, картофеля, мороженого, а также яичный порошок. В 1943 году ялуторовчане завоевали Красное Знамя ГКО СССР. 

Также была отмечена работа Тюменского овчинно-шубного завода им. Кирова, Ишимской обувной фабрики, Тобольского мясокомбината. Наркомат внешней торговли СССР оценил хорошую работу Тобольского зверосовхоза, пушнина которого поступала на экспорт.

Условия работы на производстве в военное время были жесткими. Работники трудились без отпусков и выходных по 10-12 часов в сутки. Опоздание на пять минут грозило штрафом 25% от заработной платы на полгода.  

Тем не менее, Великая Отечественная вызвала большой патриотический подъем, в промышленности широко развернулось социалистическое соревнование. Зародившись в предвоенные годы, движение двухсотников, выражающее увеличение выработки продукции до 200% плана, получило большое развитие в годы воины на предприятиях под лозунгом: «Работать за себя и за товарища, ушедшего на фронт!».

 Движение двухсотников переросло в движение трехсотников, пятисотников, тысячников…  

Фото музея «Городская Дума» 

Многие мужские профессии в годы войны вынужденно освоили женщины. Широкую известность получила комсомольско-молодежная фронтовая бригада Натальи Величко, работавшая на Тюменском мотоциклетном заводе №65 НКСМ. Коллектив завоевал переходящее Красное Знамя комитета комсомола, одним из первых за стахановскую работу был занесен в Книгу Почета городского комитета ВЛКСМ.  

По инициативе Марии Смирновой на тюменском заводе №672 НКМВ была создана женская бригада литейщиков. 543 женщины в навигацию 1941 года плавали на судах Иртышского пароходства, а в следующую навигацию их количество увеличилось до 1100 человек. Овладев профессией машиниста паровоза, тюменки водили поезда на тюменском отделении железной дороги.

Непотопляемые: тюменские торпедные катера  

Рассказывая о тюменской промышленности военного времени нельзя обойти вниманием тему судостроительного завода и его продукции. Катера из Тюмени стали известны по всему СССР и далеко за его пределами.

 
В 1941 году Тюменский судостроительный завод был преобразован в завод №639 Главного управления Наркомата судостроительной промышленности СССР.  

В цехах разместили оборудование заводов из Ленинграда, Москвы, Керчи, Херсона, Рыбинска и Зеленодольска. На объединенное предприятие возлагалось строительство малого боевого флота – выпуск торпедных катеров.

В 1941-1945 годах катера в СССР производил только тюменский завод. Кроме того, он выпускал минометы, реактивные снаряды М-13 и полупонтоны с верхним металлическим покрытием. Также судостроители ремонтировали поврежденные в боях катера, которые доставляли в Тюмень по железной дороге. 

В своем выступлении на XII Тюменской городской партийной конференции секретарь парторганизации судоверфи отметил: «Коллектив завода гордится тем, что созданная им боевая продукция по новой конструкции принята на вооружение Военно-Морского Флота и по техническим и боевым качествам новый объект является лучшим по сравнению с объектами, выпускаемыми в Англии и Америке».

 
В 1944 году началась постройка именных торпедных катеров на добровольные взносы трудящихся. Изготовлены катера «Молодой патриот трудовых резервов», «Московский ремесленник», «Алтайский школьник», «Алтаец», «Барнаульский колхозник», «Тамбовский комсомолец», «Ленский речник», «Герой Советского Союза Федя Фомин», «Трудовые резервы Татарии» и звено торпедных катеров Г-5 «Тюменский рабочий». 

«Всего завод выпустил 165 торпедных катеров, которые воевали на фронтах. Подбили только 14 машин. Катера были маневренные и быстрые. Более 300 сотрудников предприятия удостоены наград «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Коллектив завода трижды награждался переходящим Красным Знаменем Государственного комитета обороны СССР. В 1946 году знамя СССР было оставлено на постоянное хранение», - рассказал Павел Малиновский. 

Тюменские торпедные катера участвовали в боях за освобождение Севастополя, Румынии, Югославии, входили в состав I-й Краснознаменной ордена Нахимова I степени бригады торпедных катеров Балтийского флота.  

Тюменские корабелы построили четыре головных катера типа 123-бис «Комсомолец», которые были направлены для выполнения боевой задачи в Кронштадт. 

В открытом письме тюменцам Герой Советского Союза Борис Ущев писал: «От имени ветеранов-моряков торпедных катеров Дважды Краснознаменного Балтийского флота (да и других флотов) хочется сказать тюменцам: низкий поклон вам и большое спасибо, дорогие товарищи, за ваш трудовой подвиг, теплоту и доброту сердец, отданных Победе и людям, временно оказавшимся в эвакуации в вашем городе». 

На кораблях, построенных в Тюмени, воевали 12 Героев Советского Союза. Тюменские катера потопили на Черном море 13 вражеских катеров и барж, на Балтике – 13 тральщиков, 7 сторожевых катеров, транспортов и два эскадренных миноносца. 

Крылатый танк,
изобретенный в Тюмени 

В 1941 году в Тюмень эвакуировали оборудование завода №241 и опытно-конструкторское бюро №31 Олега Антонова Тушинского завода авиационной промышленности. Через два месяца планерный завод приступил к выпуску планеров «А-7».  

На планерах доставляли грузы партизанам в тыл врага, горючее для танков, десантников в районе Ржева и Вязьмы, под Ленинградом. Планеры «А-7» участвовали в форсировании Днепра и во многих других военных операциях. 

«Конструкция крепилась к бомбардировщику, на ней закрепляли провизию, оружие, лекарства, чтобы забросить, например, диверсионной группе или группе, находящейся в окружении», - пояснил музейный сотрудник. 

В конструкторском бюро в Тюмени разработали экспериментальную модель «крылатого танка». 

«Родилась идея - взять легкий танк Т-60, укрепить конструкцию планером и на бомбардировщике поднять в воздух. Испытания уникального планера «Крылья танка - 60» прошли в Москве осенью 1942 года. Серийный выпуск не состоялся, но модель вошла в историю разработок конструкторского бюро», - добавил наш собеседник. 

Труженики завода были отмечены государственными наградами, а главный конструктор Олег Антонов за создание планеров «А-7», строившихся в Тюмени, был награжден орденом Отечественной войны I степени, медалями «Партизану Отечественной войны I степени» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». 

с начала войны и по февраль 1943 года

тюменцы собрали 14 млн. 222 тыс. руб.

77 т.р.

на строительство самолетов

269 т.р.

на строительство бронепоезда

163 т. 275 р.

на строительство поезда-бани

852 т.р.

на танковую колонну «Боевые подруги»

4 947 т.р.

на авиаэскадрилью «Тюменцы – фронту»

2 450 т.р.

на танковую колонну «Омский колхозник»

5 894 т.р.

в Фонд обороны страны

В 1943-1944 годах Тюмень получила 11 благодарственных телеграмм от Верхновного Главнокомандующего Вооруженных Сил СССР И.В. Сталина за сбор средств в Фонд Обороны.

Поезд-баня

для советских солдат

В январе 1942 года всего за 25 дней в тюменском депо был построен банно-прачечный дезинфекционный поезд из 10 вагонов, на строительство которого тюменцы собрали 163 тыс. 275 рублей. За годы войны через парилку и помывочные вагоны прошло около миллиона военнослужащих.  

Спецсостав побывал на четырех фронтах, дошел до Берлина. В книге отзывов легендарного 38-го поезда остались благодарности солдат и офицеров, а также маршалов Константина Рокоссовского и Георгия Жукова. 

«Самое главное, что строить поезд-баню никто не просил, не было такого задания от государства, это была инициатива железнодорожников, - рассказал Павел Малиновский. - Они взялись за это дело с воодушевлением: работали, собирали деньги, договаривались с другими заводами. В строительстве принимали участие несколько предприятий. Поезд–баня – это не новинка Великой Отечественной, такие составы курсировали еще во время русско-японской войны в начале 20 века. Банно-прачечный дезинфекционный поезд незаменим на фронте, он необходим для соблюдения санитарных норм».  

Куратором строительства поезда-бани выступил Семен Пацко - комсомольский и партийный руководитель железнодорожного узла Тюмень, секретарь горкома партии (его именем назван сквер около Железнодорожного вокзала Тюмени). 

В обращении коллектива рабочих и служащих Тюменского вагонного участка Свердловской железной дороги ко всем трудящимся было сказано, что работники предприятия предлагают всем коллективам служб отделения и трудящимся Тюмени построить поезд-баню для бойцов и командиров Красной Армии на собственные средства и своими силами. Тюменские железнодорожники предложили отчислить однодневный заработок, до окончания строительства работать на воскресниках и в свободное от работы время.

Тюменский мясокомбинат сварил две тонны хозяйственного мыла, горожане собрали 500 комплектов нижнего белья, тысячу книг, пианино, два баяна, комплект струнных инструментов. Артель «Бытовик» передала два парикмахерских набора, ДОК «Красный Октябрь» изготовил и поставил всю банную мебель.  

Свою лепту внесли и школьники города, они в свободное от учебы время помогали формировать банно-прачечные наборы. В каждом пакете: полотенце, кусок мыла и мочалка. 

«Особенностями тюменского поезда стали отапливаемые переходы из вагона в вагон. В состав входили: вагон-парильня, вагон-одевальня, дезкамера, вагон-столовая, а также вагон-клуб, где хотя бы на какое-то время можно было отвлечься от тяжелых военных будней», - отметил Павел Малиновский.

14 февраля 1942 года после короткого митинга поезд, укомплектованный обслуживающим персоналом, отправился на фронт. Паровоз повел старейший машинист города Иван Садаков, которому на тот момент исполнилось 56 лет. Состав курсировал по прифронтовой линии, в районе боев 16-ой армии, которой командовал генерал-майор Константин Рокоссовский. 

Тюменцы собрали 

для фронтовиков:

821

ПОЛУШУБОК

707

меховых жилетов

2 423

пары валенок

2 646

пар носков и чулок

5 123

пары перчаток и варежек

55 933 кг

различных подарков

Тюменские

пионеры фронту 

Даже дети тыловой Тюмени не остались в стороне от всеобщего движения помощи фронту. Школьники собирали цветные металлы, заготавливали дрова, помогали семьям ушедших на фронт, участвовали в сборе средств на производство военной техники, помогали колхозам в сборе урожая. Только в сентябре 1941 года было создано 59 бригад из учащихся города, в которых работали 2 тыс. 57 мальчиков и девочек. 

В октябре 1942 года на Тюменском фанерокомбинате, по инициативе 11-летнего школьника Бори Ильинского, была создана фронтовая пионерская бригада. Боря вместе с двумя своими товарищами пришел к директору фанерного завода Ивану Быкову с предложением помощи в сборе корпусов для мин ЯМ-5. Пионеры два часа в день до занятий в школе приходили и колотили ящики. Через две недели уже весь класс знал об их работе, и остальные ученики тоже пришли на фабрику работать. Всего в процессе участвовали 173 юных труженика.  

В бригаде Бори Ильинского пять пионеров выполняли норму взрослого рабочего. Уже через месяц при задании – 8 тыс. 920 корпусов, ребята сделали 11 тыс. 843 штуки. План был перевыполнен на 35%. 

Эвакуированные: история ленинградской девочки Оли Спиваковой 

Согласно переписи эвакуированного населения, на 1 февраля 1942 года в Тюмень приехало более 20 тыс. человек. Были приняты срочные меры по расселению прибывших жителей, организации питания, медицинского обслуживания выросшего почти на треть населения города. Тюменский городской Совет депутатов трудящихся вынужден был установить норму жилой площади на одного человека, равную 4 кв. м. Предписывалось в случае необходимости, вселять в одну комнату, разделенную ширмой или перегородкой, две семьи.

Лучшие помещения города отдали под госпитали, где проходили лечение бойцы и командиры советской армии. 

С особой любовью и теплом встречали тюменцы эвакуированных детей. Был создан фонд помощи детям, который непрерывно пополнялся. Открыты детские сады и дома, ясли.  

Для ослабленных детей городские власти организовали столовую, где ребята могли бесплатно обедать. Столовая располагалась в гостинице «Заря». Жители сел сдавали для интернатов мясо, картошку и другие продукты. Заводы химико-фармацевтический, аккумуляторный выделили детям одежду и обувь. Даже в самое тяжелое время в начале войны, когда надо было перестраивать все хозяйство, о детях не забывали.

В декабре 1941 года жителям Емуртлы стало известно, что на станцию Заводоуковская прибыл эшелон с ленинградскими детьми. Снарядили подводы: люди принесли шубы, тулупы тёплые одеяла, валенки. Подводы отправились на станцию. А село готовилось к приёму. Для приезжающих освободили начальную школу, сельский совет, большой дом артели инвалидов, столовую рабочего кооператива. Часть ленинградцев разместили в частных домах. А емуртлинцы уже спешили накормить, обогреть. Несли, кто что мог: хлеб, молоко, варёную картошку, горячие самовары.  

Всего в Емуртлу попало 155 юных жителей Ленинграда - это дети сотрудников архитектурного и художественного фондов. Прибыло 12 детей ясельного возраста, 48 дошкольников, 95 школьников, с ними 16 воспитателей. Детей принимали также в Ялуторовске и Тобольске.

В экспозиции музея «Городская Дума» есть фотография девочки из блокадного Ленинграда Оли Спиваковой. Волею судеб она оказалась одной из воспитанниц Емуртлинского детского дома.  

На снимке Оля изображена с любимой игрушкой – плюшевой обезьянкой. Уже после войны, став взрослой женщиной, Ольга Спивакова посетила Тюмень и подарила в память о далеких событиях ту саму обезьянку, с которой ее когда-то сфотографировали. Теперь эта незатейливая игрушка хранится в одной из витрин, как живое напоминание о детях войны, о том, как тепло их приняли в Тюмени. 

Автор: Елена Кухальская
Фото: Екатерина Пономарева, Елена Кухальская

В материале использован текст Историко-архивной справки, подготовленной сотрудниками Централизованной городской библиотечной системы Натальей Ивановой и Валерием Чупиным для Российской академии наук с целью присвоения Тюмени почетного звания «Город трудовой доблести». В основу справки легли архивные материалы.

В проекте задействованы фотографии и материалы из фондов Тюменского областного музейного комплекса им. И.Я. Словцова. Благодарим за помощь сотрудников музея «Городская Дума» и областной научной библиотеки им. Д.И. Менделеева.