Тюменскому ипподрому - 150 лет

Скачки, велокроссы, гонки на выживание

Спецпроект «Вслух о тайнах прошлого» рассказывает о самых интересных событиях из истории Тюмени, о людях и городе в разные эпохи, об удивительных судьбах и интересных фактах.

Тюменский ипподром был открыт 23 июня 1871 года и стал первым в Сибири. За полтора века интерес к нему не иссяк - здесь всегда можно было увидеть самых грациозных и выносливых лошадей. Помимо красоты и силы, эти уникальные создания входят в пятерку самых умных животных на планете. 

Во времена основания ипподрома лошадь была главным средством передвижения и перевозок, и коннозаводчики серьезно занимались выведением породистых лошадей. Сейчас в мире насчитывается несколько сотен различных пород, и, как заявляют эксперты, стоимость одной из самых дорогих лошадей может быть сравнима с ценой премиального спорткара.

Тюменцы, с момента появления ипподрома, приходили сюда поглядеть на соревнования самых быстрых рысаков, многих горожан привлекал «адреналин» бегов и скачек и, конечно, притягивала азартная борьба за денежный выигрыш.

Основатели ипподрома и первые бега в Тюмени


В 1867 году тюменские купцы впервые образовали общество коневодства.

В него входили известные предприниматели: Сергей Гилев, Иван Иконников, Евлампий Котовщиков, Ксенофонт Метелев, Петр Ядрышников. Племенных лошадей закупали в Перми и других городах России, на известных конезаводах Воронцова-Дашкова, Казакова, Романова.

Для испытания резвости и выносливости лошадей понадобился ипподром.

Инициатором его открытия стал городской голова (избирался на три срока), почетный гражданин Тюмени, благотворитель и большой любитель лошадей Прокопий Иванович Подаруев. Как известно, его отец основал первый и единственный в Зауралье завод по разведению лошадей рысистых пород. Сын продолжил развивать коннозаводческую деятельность.

«Еще задолго до открытия ипподрома Прокопий Подаруев развернул деятельность по закупке жеребцов для Государственной Земской конюшни города Тюмени. Отсутствие денег в казне Городской Думы затрудняло приобретение представителей лучших пород лошадей. Так, в 1866 году полковник Рязанов по личной просьбе Подаруева закупил для города четырех жеребцов», - отмечает исследователь Галина Королева в своей статье «Тюменский ипподром».

Рассмотрев просьбу уважаемых в Тюмени купцов, Городская Дума дала в аренду под строительство ипподрома 9 гектаров земли на окраине города за Большим городищем. Многолетние усилия Прокопия Подаруева и немалые вложения финансовых средств увенчались успехом. Большой вклад в создание ипподрома также внесли Александр Рассошных и Степан Колокольников. Кроме того, деньги на новый проект выделили купцы Колмаков, Колмогоров и немецкий предприниматель Вардонер. 

Первые бега на Тюменском ипподроме состоялись в день открытия. На дистанции 3200 метров соревновалось три лошади. Победил жеребец по кличке Грозный со временем 6 минут 20 секунд. Лошади бежали в русской упряжи в дрожках на четырех колесах. 

Затем бега и скачки проводились по воскресеньям по два заезда в беговой день. В каждом забеге участвовало по 20 лошадей. Тотализатора на ипподроме не было, только купеческая «игра по рукам». Входная плата взималась от 25 копеек до 1 рубля, из полученной суммы создавался призовой фонд ипподрома. Награды наездники получали деньгами, вещами и золотыми жетонами по 50 рублей. Позже разыгрывались призы имени Московского общества – 2 приза по 300 рублей и имени Великого Княжества Романова – 1500 рублей из средств Московского общества. 

Ипподром стал для горожан настоящим местом притяжения, одним из излюбленных зрелищ.

«Сибирская торговая газета» в 1987 году писала:

«Здесь летят тысячи! Публика сгорает до самозабвения, забывая все и вся…Бега, ипподром, тотализатор – вот одна из злоб дня Тюмени, которой интересуются все. Бегами интересуется не только богатый класс нашего города, но и беднота, даже те, которые не в состоянии уделить 30-50 копеек, чтобы попасть на ипподром; эти любители лепятся на березах близлежащей рощи, влезают на забор, ограждающий круг…».

Ипподром был комбинированным. Испытывали лошадей как в скачках под седлом, так и рысистых в запряжке в беговой экипаж – двухколесную легкую качалку. Проводились испытания и рабочих лошадей на максимальную грузоподъемность, скорость доставки груза шагом и рысью. 

Постепенно тюменцы приобретали упряжь и оборудование, соответствующие мировым требованиям. В 1892 году появилась американская сбруя, беговая качалка была с деревянными спицами. В бегах принимали участие только орловские лошади. Место испытаний тогда огородили, а для публики построили здание с местами разного удобства и стоимости. «Сибирская торговая газета» сообщала о ходе скачек:

«Скачки прошли с большим оживлением, хотя вперед и трудно определить, которая из 23 лошадей, записанных на бег, возьмет приз, но играли усиленно. Первый приз взял «Волосатый» П.А. Андреева, пройдя дистанцию восемь верст в 13 минут 10 с половиной секунд. Тотализатор выдавал на билет по 120 рублей. После бегов оркестр исполнил народный гимн, и началась выдача призов. Тотализатор работал хорошо и, как мы слышали, получил прибыли до 900 рублей».

На ипподроме проводились не только конные соревнования, но и другие зрелищные мероприятия. Так, в начале августа 1906 года здесь прошли первые велосипедные гонки в Тюмени, а 19 июня 1912 года – показательные полеты на французском самолете - аэроплане «Блерио». Их провел один из первых российских летчиков Александр Васильев. Таким образом, тюменцы познакомились с технической новинкой века – авиацией.

Этот полет был не единственным. В книге «Очерки старой Тюмени» о полете господина Уточкина на аэроплане летом 1914 года рассказывает один из тюменских старожилов Николай Калугин. Старт самолета был назначен с беговой дорожки ипподрома. Задолго до назначенного времени масса народа хлынула к ипподрому.


Фото: Полет Васильева на Блерио. Википедия

«Публика раскупала билеты на трибуны, а наш брат разместился на заборах и деревьях, вокруг места взлета самолета. При грубом сравнении аэроплан имел вид книжной этажерки с крыльями. Летчик в специальном костюме, в больших защитных очках, в самолете он был виден весь. Сделав разбег, самолет улетел в юго-восточном направлении и через несколько минут под возгласы и овацию публики благополучно приземлился. Сколько разговоров было вокруг этой сенсации!», - отмечает горожанин в своих воспоминаниях.

Ипподром в XX веке

В начале двадцатого столетия, ипподром Тюменского общества коневодства, помещающийся за городом на арендованной земле, продолжал оставаться постоянным местом зрелищ и увеселений горожан.

«Ипподром был обнесен изгородью, для публики имелось особое деревянное здание – павильон, в котором находились ложи, балкон и галерея. Во время бегов играл оркестр, при входе с горожан, не являвшихся членами общества, взималась входная плата: от 3-х до 4-х рублей – ложа и партер, от 20 копеек до 1 рубля – балкон, 25 копеек – галерея», - отмечает историк Галина Королева.

На ипподроме открыли десятирублевый тотализатор, а вырученные деньги направляли на увеличение стоимости призов.

«В зимнее время, несмотря на суровые сибирские морозы, также проводились конские бега, которые давали неплохой доход. По отчетам Городской Думы доходы от конских зимних бегов составляли от 40 до 100 рублей», - уточняет исследователь.

В 1910 году Тюменский ипподром впервые принял участие в Омской сельскохозяйственной выставке, где были представлены лучшие породы лошадей.

Развитие конного спорта невольно подталкивало к созданию спортивных кружков и обществ. Так, в 1914 году Тюменский кружок любителей спорта просит Городскую Управу разрешить разбить площадку вблизи бегового ипподрома - для устройства футбольного поля, а также установить на нем временный павильон для проведения мероприятий. 

Во время гражданской войны ипподром был закрыт. Вновь открылся только в июле 1921 года. Теперь он находился в подчинении различных сельскохозяйственных органов, использовался для испытания колхозных рысаков. 

В период Великой Отечественной войны ипподром тоже не работал. А в послевоенные годы вновь началась кропотливая работа по восстановлению пород. 

«Большое значение после ВОВ уделялось развитию коневодства, увеличению конского поголовья, повышению работоспособности и выносливости лошадей. Без ипподромов не может быть правильной, строго продуманной селекционно-племенной работы в коневодстве, поэтому в Тюменской области были приняты меры по восстановлению и расширению работы ипподромов», - приводит такой факт Галина Королева.

С 1947 директором Тюменской государственной конюшни-ипподрома работал знаменитый офицер кавалерии, Герой Советского Союза, Почетный гражданин Тюмени Яков Николаевич Неумоев. На несколько лет он прервался для работы в колхозах «Победа» и «Новый путь» Тюменского района, а с 1962 года вновь стал руководителем ипподрома. И возглавлял его до 1982 года. 

Герой Советского Союза

Яков Неумоев

Под руководством Якова Неумоева Тюменский ипподром находился на подъеме своей деятельности – бега и скачки лошадей проводились еженедельно, на ипподроме функционировало 6-7 рысистых отделений, базировалась государственная заводская конюшня, имелось два подсобных хозяйства, полностью обеспечивающих ипподром кормами собственного производства.

Многие рекорды наездников советского периода остались непревзойденными по сей день. Так, например, рекорд 1973 года на дистанции 1600 метров для жеребцов четырех лет орловской породы поставил конь Интроп. Он пробежал дистанцию за 2 минуты 8 секунд. Им управлял мастер-наездник Николай Кузнецов.

Через несколько лет ситуация на ипподроме стала ухудшаться. Его неоднократно пытались закрыть, но энтузиазм работников и настойчивость легендарного фронтовика Якова Николаевича Неумоева принесли плоды. Директор добился сохранения ипподрома на той исторической площади, на которой он существовал с момента основания.

К 1984 году деревянные здания и сооружения стали непригодными для дальнейшего содержания и проведения испытаний лошадей. Начался ремонт. Были построены новые конюшни, павильон с трибунами, четыре арочных склада, заложены левады, поля для выездки и конкура, манеж для проката, водоем для купания лошадей, оборудованы дороги и подъезды с твердым покрытием, сдана в эксплуатацию беговая дорожка.

В 90-е годы деятельность ипподрома вновь оживилась. Здесь возобновили проведение ежегодного розыгрыша приза «Большой Тюменский Дерби». Летом в выходные дни проводились бега и катание детей на лошадях и на конных экипажах. При ипподроме открыли школу верховой езды.   

С 1994 года на ипподроме начали практиковать мотокроссы, а с 1996-го – соревнования по экстремальному кроссу на автомобилях «Гонки на выживание».   

Пережив сложные перестроечные времена, ипподрому пришлось постепенно вписаться в реалии XXI века. 

Паспорта для лошадей

В 2004 году при поддержке губернатора Собянина на ипподроме был сделан капитальный ремонт конюшен, манежа, беговой дорожки. А позднее - в 2017-2018 годах - в порядок привели весь имущественный комплекс.
Площади ипподрома спустя полтора столетия существенно сокращены. А вот беговой круг сохранил историческую длину – около одной версты или одного километра. 

Тюменский ипподром расположен по улице Клары Цеткин, 59

Как рассказал директор ипподрома, председатель региональной федерации конного спорта и коневодства Игорь Мамаев, в конюшнях сегодня содержится 120 голов лошадей. Более половины принадлежит частным владельцам и хозяйствам области. 

«Как и в годы зарождения бегового спорта в Тюмени, особую любовь тюменские коневладельцы испытывают к отечественной породе лошадей – орловскому рысаку, - отметил Игорь Мамаев. - Его по праву называют достоянием России. Порода была выведена в конце 18 века графом Алексеем Орловым. В частности, наши специалисты занимаются лошадьми местного завода «Орловский рысак», который находится недалеко от Ишима. Основная задача ипподрома сегодня, как и раньше, - выявлять лучших представителей породы, оценивать их экстерьер, выносливость, скоростные качества, чтобы заводчики постоянно улучшали качества племенных животных».

Орловская рысистая - знаменитая русская порода легкоупряжных лошадей с наследственно закреплённой способностью к резвой рыси. На ипподроме они развивают скорость до 60 километров в час. Это красиво сложенные, гармоничные, достаточно темпераментные и добронравные лошади.

Помимо рысаков, ведется и подготовка лошадей верхового направления. На тюменском ипподроме можно увидеть скакунов Тракененской породы, выведенной в Германии.

Занятия на ипподроме идут, начиная с раннего утра на нескольких площадках: рысаки бегают - по кругу, а верховые лошади выполняют элементы в зоне конкура. Для верховых скакунов предусмотрен свой комплекс ухода и тренировок.

«У нас режимное учреждение, все животные имеют ветеринарные документы. Мы строго следим за соблюдением всех правил, за питанием и здоровьем лошадей. Содержание и занятия – затратное дело. Питание, уход, тренировки…В месяц расходы на одну лошадь составляют более 20 тысяч рублей. А что касается продажи животных, то хороший рысак может в наши дни обойтись в 200-300 тысяч рублей», - рассказал Игорь Мамаев.

Это единственное место в области, где сосредоточены не только разного уровня испытания породистых лошадей, но и проходит их паспортизация. Здесь работают квалифицированные зоотехнические и тренерские кадры. Чтобы лошадь сдала необходимые «экзамены» и получила «оценки» в свой паспорт, на ипподром периодически приезжают эксперты Всероссийского института коневодства.

Ежегодно в Тюмени организуют до 12 беговых дней, розыгрыш традиционных и именных призов проходит согласно календарному расписанию. В знак памяти и уважения заявлены премии, посвященные Прокопию Подаруеву, Якову Неумоеву, легендарному разведчику Николаю Кузнецову. Разыгрывается также кубок губернатора региона и другие денежные призы. Так, суммарный призовой фонд бегов 2021 года составляет 820 тысяч рублей.

 
Стоит добавить, что на ипподроме базируется отделение проката лошадей, занимаются воспитанники СДЮСШОР по конному спорту, а также обученные специалисты организуют занятия по иппотерапии.

 
Здесь трудятся люди, которые увлечены своим делом, влюблены в лошадей и не мыслят свою жизнь без этих умных и сильных животных. 

Ипподром был открыт на деньги тюменских купцов и финансировался ими на благотворительной основе. Полтора века назад он был нужен, прежде всего, чтобы развивать коневодство. Так и сейчас эта отрасль сельского хозяйства не сможет существовать без базы, где проходят испытания физических качеств лошадей. И сегодня этому специфическому предприятию нужна постоянная поддержка властей, современных спонсоров и меценатов. 

Сорренто – уникальный

ипподромный боец

Имя Сорренто навсегда вошло в историю Тюменского ипподрома. Рысак американской стандартбредной породы был рождён на Кубанской государственной заводской конюшне в 1985 году. Уже с двух лет он проявил себя как настоящий ипподромный боец. В дореволюционной России и СССР за всю историю бегового спорта не было такой лошади, как Сорренто. За свою беговую карьеру он одержал 45 побед при 61 старте. Общий выигрыш составил более 250 тысяч долларов.

Один из лучших скакунов России - Сорренто. Фото с официального сайта Тюменского ипподрома

Судьба этой уникальной лошади сложилась не вполне удачно. В начале своей карьеры Сорренто был передан в аренду в Финляндию. Из Финляндии поступил обратно в Кубанскую ГЗК. Затем находился в Лавинском конном заводе Ульяновской области. Здесь из-за плохих условий кормления и содержания здоровье лошади было подорвано.   

Из Ульяновска известный «боец» поступил в крестьянское фермерское хозяйство «Буровик» Тюменской области. Год ухода и лечения сделали своё дело. Сорренто поправился. 

Впоследствии от него в Тюменской области было получено 14 жеребят. Из них на дорожках нашего ипподрома бегали: Сухарь, Сатте, Каскр, Симка, Сынок, Стриж, Счастливчик и Сарасай.

В 2005 году рысак пал. Он похоронен на Тюменском ипподроме, стоя в центре бегового круга. В 2008 году был установлен памятник на могиле Сорренто.

Где и когда был открыт первый в России ипподром

Первый ипподром в России был организован в городе Лебедянь Тамбовской губернии в 1826 году (сейчас это Липецкая область). Старейшим ипподромом является и Московский ипподром, основанный в 1834 году.

В 1880 году бега проводились в 24 городах России. Строительству ипподромов способствовало развитие рысистого коневодства в стране, а развитию спортивного направления - открытие тотализаторов. Первый тотализатор был организован на Царскосельском ипподроме в 1876 году, а в Москве ставки на тотализаторе стали принимать в 1877 году.

После революции и прихода большевиков к власти постановлением ВЦИК от 24 ноября 1917 года ипподромы запретили, как и игорные дома. Но в 1921 году ипподромы возобновили испытания, и вновь заработал тотализатор.

В 1970 году в Советском Союзе насчитывалось более 60 ипподромов, расположенных в столицах большинства союзных республик. Ежегодно испытывали около 10 тысяч лошадей верховых, рысистых и тяжелоупряжных пород, разводимых в СССР. Все ипподромы были государственными.

В 2011 году по инициативе президента РФ было создано ОАО «Российские ипподромы», куда вошли 27 госконюшен, находящихся в госсобственности, и 21 ипподром. Главная задача объединения - развитие отечественного племенного коневодства. На ипподромы вернули тотализатор, чаще стали проводиться испытания.

Сегодня в России - около 50 крупных ипподромов, из них около 70% находятся в рабочем состоянии, тем не менее, практически ни один из них не сопоставим по качеству с мировыми аналогами. Ближе всех к международным стандартам - Казанский ипподром.

Самые крупные ипподромы мира

В Великобритании насчитывается 59 лицензированных ипподромов. Все они работают с 1927 года и раньше. Самым старым считается ипподром Честера, основанный в XVI веке.   

Во Франции сейчас действует около 250 ипподромов. Самый крупный – Венсенский ипподром, расположенный на юго-востоке Парижа. Застекленные трибуны этого ипподрома вмещают в себя до 50 тысяч зрителей.

Ипподром Solvalla (Стокгольм, Швеция) - один из крупнейших в Европе. Он был открыт в 1927 году. Solvalla является комплексом для проведения скачек, выставок и конференций. Общая вместимость его трибун составляет более 40 тысяч зрителей, и это наивысший показатель среди ипподромов северной Европы. 

Самый большой и роскошный ипподром в мире – Meydan Grand stand (Дубай, Арабские Эмираты). Гигантский комплекс, помимо собственно ипподрома, включает в себя отель, кинотеатр, пристань для яхт, музей по истории скачек. Длина трибун, вмещающих 60 000 зрителей, составляет почти 2 километра. И это сооружение по праву считается крупнейшей горизонтальной постройкой на всей планете.

Мероприятия к 150- летию Тюменского ипподрома

Увидеть своими глазами, что из себя сегодня представляет Тюменский ипподром, горожане могут 27 июня. Именно в этот день планируется торжественное празднование 150-летия, а также крупные состязания - Первый этап Большого Уральского Круга. Свое мастерство покажут наездники Уральского федерального округа – Курганской, Свердловской, Челябинской и Тюменской областей. Будут отобраны лучшие спортсмены для участия во Всероссийском этапе.

Организаторы приглашают тюменцев посетить соревнования. Скачущая лошадь – завораживающее зрелище, на нее можно смотреть бесконечно. Приходите с детьми, чтобы вместе насладиться красотой и резвостью самых лучших рысаков Уральского округа. Вход свободный.

Елена Кухальская

Фото: Владимир Таланцев

В тексте использованы материалы краеведческого интернет-портала «ГородТ»; фотографии и информация с официального сайта Тюменского ипподрома; из официальной группы Тюменского ипподрома (ВКонтакте); данные из ежегодника Тюменского областного краеведческого музея (1994 год); сборника «Лукич» (август 2001года); издания «Очерки старой Тюмени»; фотографии и документы из фондов Тюменского областного музейного комплекса имени Словцова.

Благодарим за помощь сотрудников Тюменской областной научной библиотеки имени Менделеева.