Стулья с мировым именем и старинные сундуки: уникальную антикварную мебель собрал хранитель тюменского музея

Музей истории мебели

Подробнее

Спецпроект «Вслух о тайнах прошлого» рассказывает о самых интересных событиях из истории Тюмени, о людях и городе в разные эпохи, об удивительных судьбах и интересных фактах.

Нет ничего, что передает атмосферу и дух времени лучше, чем старинная мебель. Она погружает нас в прошлое и позволяет представить, как жили наши предки, увидеть вещи, которые их окружали, побывать в обстановке, где проходили их будни и праздники.

О том, как выглядели дома купеческой Тюмени, в чем особенности их интерьера, рассказывает уникальный частный музей, организованный на старейшем предприятии региона – мебельной фабрике «Заречье». Здесь удалось собрать редкие экспонаты, принадлежащие купцам Огибениным, Колокольниковым, Колмогоровым… Мебель, представленная в этих стенах, дышит самой историей.

Старинные сундуки

Как-то к одному из юбилеев на предприятии была организована небольшая выставка мебели советской эпохи. Увидев интерес у тюменцев, Сергей Киверин стал пополнять музей и более старыми предметами. В формировании фондов ему помогали профессиональные музееведы. В 2018 году был открыт музей с постоянной экспозицией. 

Теперь выставочных залов несколько, и каждая из локаций посвящена определенной тематике. Расположена экспозиция в здании исторического особняка на улице Большой Заречной, 41, где и находится офис фабрики.

Считается, что мебельное производство зародилось в Тюмени в XIX веке. Климентий Огибенин открыл мастерскую по производству сундуков в 1859 году. Она находилась в заречной части города.

Сергей Киверин

Основатель и главный хранитель музея

«Сначала мы считали, что фабрика «Заречье» ведет свое начало от 30 января 1945 года, - рассказывает Сергей Киверин. - Мы так и праздновали все свои юбилеи, но меня всегда интересовал вопрос, а почему производство образовалось именно на этом месте. И в 2007 году историки пришли к выводу, что фабрика ведет свое начало с сундучных мастерских Огибениных. Их производство – родоначальник нашего предприятия».

В то время сундуки имели большое значение, их использовали для хранения всевозможных вещей, они были востребованы людьми разного сословия и достатка. Производили в мастерской Огибениных и другую мебель: табуреты, стулья, лавки, их предприятие считается родоначальником мебельного дела. Именно поэтому часть экспозиции музея «Мебель старой Тюмени» посвящена семье Огибениных. Посетители видят стилизацию мастерской и фотографии самого Климентия Трофимовича.

Перед гостями предстает деревянная русская изба с печкой, множество предметов крестьянского быта, и конечно, сундуки.

Слово «сундук» пришло к нам из тюркского языка не позднее 15 века. Оно происходит от слова «сантык», что в переводе означает «спрячь». Сундук удобен, многофункционален и мобилен. На нем можно сидеть, спать и конечно хранить в нем вещи.

«В нашей коллекции несколько старинных сундуков, которым более ста лет, - комментирует Сергей Киверин. - К сожалению, пока у нас нет в музее подлинного сундука, произведенного в мастерской Огибениных. На самом деле собиратели древностей уверяют, что сундуки с клеймом Огибениных реально найти и сегодня».

Сундуки ставили друг на друга, делали из них горки. В нижних - держали вещи, которые использовали реже всего. Например, постельное белье или зимнюю одежду. Кроме того, в сундуках хранили посуду, кухонную утварь, книги и многое другое.

Самые ценные вещи закрывали на ключ. Причем иногда использовались специальные замки, издающие звук. Если сундук кто-то открывал, хозяин мог это услышать. Свою актуальность сундуки потеряли к середине 20 века. Они стали уходить из обихода, им на смену пришли комоды, шкафы, тумбы.

В музее имеются личные вещи, которые принадлежали основателям мебельного производства в Тюмени.

«У нас есть икона Спасителя. Это подлинная вещь, принадлежащая династии Огибениных. Ее нам подарил потомок купцов Владимир Григорьевич Огибенин. В 2007 году мы провели масштабное мероприятие, пригласили всех потомков известной фамилии. Родственники купцов живут не только в России, но и за ее пределами», - говорит Киверин.

Кроме того, в этом же зале находится мебель из дома Огибениных.  В одном из шкафов за стеклом размещены старинные монеты, обнаруженные во время строительных работ. Это настоящий клад, найденный под зданием фабрики.

«Мы разместили клад, обнаруженный в 2003 году на территории нашей фабрики. Во время работ на фундаменте здания строители нашли монеты. Они были завернуты в бумагу с арабской вязью, предположительно в листы Корана. Известно, что здание, в котором мы находимся, принадлежало купцу Рычапову, - уточняет Сергей Аркадьевич.  - Он, скорее всего, был богатым человеком, ведь имел большой каменный дом. Ясно, что клад был спрятан до революции 1917 года. Самая поздняя монета датирована 1916 годом. Специалисты говорят, что, возможно, купец мог закопать где-то рядом и столовое серебро, но пока ничего подобного не обнаружено».

Настенные часы производства Иоселя Брандта

Каждый тематический островок в музее дополняют аксессуары. Рядом с буфетом, комодом стоит стол со стульями, над ним абажур из прошлого. На стене – часы. Например, здесь можно увидеть культовые часы, выпущенные Иоселем Брандтом. Механизмы привозили из-за рубежа, а корпуса делали в Тюмени.

Здесь же можно увидеть пианино «Тюмень», которое считалось гордостью фабрики клавишных инструментов.

«Предприятие находилось на ул. Молодежной. Оно давно закрыто. Нам передал инструмент тюменец, отец которого когда-то работал директором этой фабрики. Любопытно, что известный музыкант Денис Мацуев учился играть именно на пианино «Тюмень». К сожалению, предприятия больше не существует, но память о нем мы сохранили в своей экспозиции», - рассказывает Киверин.

В музее хранят память еще об одном тюменском предприятии, которого уже не существует. Легендарный ДОК «Красный Октябрь» закрылся в 2019 году.

Архивные данные передали в музей мебельщиков. Как выглядело производство, рассказывают фотографии и стенды с интересными фактами из жизни деревообрабатывающего комбината.

Династия Огибениных

Фамилия Огибениных известна в Тюмени уже более 165 лет. Основатель тюменской ветви этой семейной династии Климентий Трофимович Огибенин приехал в 1858 году из села Висима (в 50 км. от Нижнего Тагила). Он работал на Висимо-Шантайском железоделательном заводе, принадлежащем семье заводчиков Демидовых. Кстати, Висим – родина известного уральского писателя Дмитрия Мамина-Сибиряка. За три года до отмены крепостного права Климентий выкупил вольную для своей семьи за тридцать рублей серебром.

Так бывший крепостной стал свободным, как и вся его семья, и переехал в Тюмень. Здесь Климентий Огибенин проявил предприимчивость и основал крупную сундучную мастерскую, где вместе с сыновьями производил необходимый в то время предмет мебели. 

Уже через год после переезда в Тюмень Климентий Огибенин получил статус мещанина. Согласно акту, совершенном в Тюменском окружном суде, 29 апреля 1878 года семья приобрела «деревянный одноэтажный дом с надворными постройками, находящийся в 3-ем участке города, в приходе Вознесенско-Георгиевской церкви по улице Большой Заречной, 9».

«Я отправлял вам письма, потсказывал о покупке дому в Тюмени, - писал Климентий. - Купили на чорном рынке близь живова мосту, напротив купца Колмогорова, штобы вы меня поздравили… Ишо я писал о нутренных замках большова фармату в новой дом, к фабрике и завозне. Не обленитесь по обратной почте прислать мне эпистолию. Писал я и послал во вторник перед праздником».

Большинство историков сообщают о том, что в семье была дочь Вера и три сына: Макар, Иоиль и Тарас. Старший Макар в 1897 году был объявлен купцом второй гильдии. Средний сын Иоиль также стал купцом второй гильдии и был связан с сундучным производством. Кроме того, он служил дьяконом в церкви Трех Святителей. 

«Свою мастерскую глава семейства завещал среднему сыну Иолию, но он быстро ушел из жизни. Жена Иолия Наталья руководила производством. Старший Макар организовал собственную мастерскую на улице Береговой. У нас в музее есть список сундучников того времени, в котором перечислены: Макар Огибенин (ул. Береговая); Наталья Огибенина (ул. Заречная); Дмитрий Стряпчев (ул. Никольская); Лев Овчинников... Их было, по моим подсчетам, пятеро. Кстати, у Стряпчева всегда останавливался Григорий Распутин, когда приезжал в Тюмень», - говорит Сергей Киверин.

Младший сын Тарас закончил престижное Алексеевское реальное училище в Екатеринбурге и поступил на работу в Тюмени учителем математики. Позже он стал известным фотографом. В некоторых источниках упоминается еще об одном сыне Климентия Огибенина. Как пишет Виктор Горбачев в своей статье в журнале «Сибирское богатство», старшим ребенком был Корий, о судьбе которого ничего не известно. 

Макар вместе с отцом занимался производством сундуков, Иоиль – реализацией продукции. Затем старший сын открыл собственное сундучное производство. 

Известная фотография семьи Климентия Огибенина

Cделана в 1881 году в салоне Соколова. В центре на ней запечатлен глава с женой Анастасией. Слева и справа от них невестки Макара и Иоиля. А за ними три сына: Иоиль, Макар и Тарас. Также можно увидеть двух маленьких дочек Тараса – Елену и Елизавету.

Пока старшие братья и отец укрепляли и развивали мебельную фабрику, младший Тарас занялся необычным для семейства делом – фотографией. После 1893 года он ушел с должности преподавателя и открыл фотоателье, которое располагалось на углу улиц Войновской и Знаменской (ныне -Кирова и Володарского).

Заведение было «американского типа», крыша здания - застекленная, это давало много света. В Екатеринбурге Тарас Огибенин приобрел современную аппаратуру и необходимые принадлежности. Для качественной художественной фотографии использовал в павильоне различные пейзажи, приспособления. Горожане приходили в это ателье для семейной и портретной съемки. 

В 1910 году владелец заведении опубликовал объявление, в котором перечислил все производимые им работы. Здесь упоминались всевозможные виды съемок, стереоскопия, монтаж фото на различных материалах, цветное фотографирование. 

Один из тюменских исследователей Виктор Копылов в своей книге «Окрик памяти» подробно приводит список работ:

«Об уровне исполнения и мастерства хозяина ателье свидетельствует любопытный перечень работ, качество которых гарантировалось исполнителем: фотографирование в натуральных цветах по способу Люмьера на стеклянной подложке, портреты на фарфоре, выпуклые портреты на гипсе (фотобалерьеф), стереоскопические фотографии, тонирование отпечатков в любой цвет, изготовление прозрачных слайдов для «волшебного» проекционного фонаря и увеличение портретов, прием для проявления пластинок, пленок и печать любительских фотографий…».

С самого начала Тарас Климентьевич использовал электрическое освещение. Был у него свой фирменный знак. Фото Огибенина стали известны далеко за пределами Тюмени. Он стал участником выставок, даже побывал на Европейской - в Париже в 1900 году, где достойно представил Россию и Сибирь. Мастер внес огромный вклад в сохранение истории города. Именно он запечатлел Гостиный двор, улицу Царскую, переправу через Туру, железнодорожный вокзал, Тюменское реальное училище и многие другие достопримечательности. Кроме того, оставил для истории сотни портретов горожан.

Подтверждением высокого авторитета среди тюменцев служат многие факты. Тараса Огибенина регулярно избирали гласным городской думы, он работал в Совете Пушкинской библиотеки и в комиссии по сооружению водопровода. Возведение водонапорной башни в центре Тюмени происходило при его участие. Огибенин был членом городской Управы, а в 1915 году даже баллотировался на место городского головы.

Тем временем продолжало расти мебельное производство Огибениных. Фабрика мебели занимала одно из ведущих место среди промышленных предприятий Тюмени. С началом революции 1917 года «Заречье» перешло в государственную собственность.

Старший сын – мебельщик Макар Климентьевич – скончался в 1927 году. О судьбе его детей сведений не найдено. Возможно, они, как и потомки среднего сына Иолия, покинули Тюмень. А вот продолжатели рода Тараса Огибенина остались в городе. Он даже в послереволюционное время продолжал заниматься своим любимым делом. В 1920 году губернский военно-революционный комитет пытался отобрать у него здание фотопавильона под квартиры. Но председатель губвоенревкома Бельгов отменил решение с такой формулировкой:

«Фотография Огибенина как «образцовая мастерская» помимо своей обычной работы изготавливает фотографические материалы и может служить учебно-показательной лабораторией для местных фотографов».

В 1935 году в возрасте 72 лет Тарас Огибенин умер. И тогда его павильон был продан артели «Бытовик». Есть данные, что богатейший архив фотохудожника-профессионала был уничтожен, в том числе сожгли негативы, отснятые за много лет в Тюмени. Тараса Огибенина похоронили на Текутьевском кладбище, но могила его потеряна.

Сын мастера Григорий жил в Тюмени, преподавал в агропединституте, заведовал кафедрой химии. 10 сентября 1937 года Григория Огибенина арестовали, обвинили в антисоветском заговоре и приговорили к 10 годам лагерей без права переписки. Жене в 1942 году сообщили, что Григорий умер от туберкулеза. Но на самом деле он был расстрелян в октябре 1937 года.

Дети репрессированного преподавателя оказались людьми талантливыми в разных сферах. Один из сыновей Владимир Григорьевич Огибенин стал основателем в Тюмени Станции юных техников и всю жизнь посвятил работе с детьми. 

Потомки этой фамилии живут в России, во Франции и США, все они люди образованные, уважаемые и увлеченные своим делом.

Chanel №5 мебельного мира

В тюменском музее мебели есть вещи с мировым именем. Например, Его Величество - венскийстул, который является долгожителем в мире дизайна. Более 150 лет назад немецкий краснодеревщик Михаэль Тонет спроектировал стул, в котором удачно сочетались удобство, невысокая цена и благородный вид. 

Новый предмет мебели получился настолько идеальным, что на протяжении всего времени он выпускался без изменений, а его производство не останавливалось ни на минуту. 

«На нашей выставке представлен стул, который очень похож на венский, придуманный австрийцем Михаэлем Тоннетом, - рассказывает Сергей Киверин. - Он запатентовал метод гнутья буковых стержней. Их распаривали, затем высушивали. Это гениальное изобретение. Ему 120 лет, и он до сих пор пригоден к эксплуатации, потому что в нем практически нет шиповых соединений, а только шурупы. Стул достаточно эластичен за счет гнутых деталей. А что касается шиповой мебели, то она со временем она «рассыпается», ведь дерево – это живой организм. Стулья, подобные венским, производили в Тюмени, это практически изделия мирового уровня».

Основой технологии Тоннета послужил ранее известный принцип обработки дерева посредством гнутья. Древесину вымачивали в горячей жидкости или размягчали при помощи водяного пара, после чего выгибали, придавая необходимую форму.

Прочность венского стула была однажды продемонстрирована эффектным рекламным трюком: он был сброшен с Эйфелевой башни и не разбился. Ни один предмет традиционной мебели не выдержал бы такого испытания.

Впервые для скрепления частей стула были использованы металлические винты, что позволило собирать и разбирать мебель. Тоннет не хотел транспортировать воздух, поэтому умудрялся умещать 36 стульев в разобранном виде в пачке объемом 1 м3.

«Венский стул поставлялся в разобранном виде. Отдельно - сиденье, ножки и другие элементы. Сиденье можно было заказать перфорированное, тесненное, сплошное. Стулья производили миллионами экземпляров, и до сих пор они не потеряли своей актуальности», - отмечает Киверин.

Помимо стульев в тюменском музее мебели есть и другие предметы, выполненные в «венском стиле». Все это было очень модно на рубеже 19 и 20 веков. 

Стоит добавить, что на фабрике Тоннета когда-то спроектировали и выпустили и кресло-качалку. Она была создана по технологии венского стула, но несколькими годами позже. Уникальная вещь есть и в «зареченской» экспозиции.

«Кресло №4 из каталога Тоннета поставлялось в Россию в больших количествах до первой мировой войны. У нас в экспозиции представлено кресло, принадлежавшее Аграфене Семеновне Вановской. Очень интересная женщина, неординарная. Поговаривали, что она была в близких отношениях с Григорием Распутиным», - отмечает хранитель музея. 

Аграфена Вановская знала 4 языка, имела богатую библиотеку. В музее хранится одна из ее книг - «Бесы» Федора Достоевского с пометками. Помимо кресло-качалки здесь представлен сервировочный столик и шкаф принадлежащий Вановской.

«Она оказалась в Тобольске после Сормовской стачки, в 1905 году ее сослали. Здесь познакомилась со своим будущим мужем, с другими людьми, которые впоследствии стали руководителями советского государства. Именно у нее оказались дневники адмирала Колчака, которые она сдала в государственный архив», - поясняют в музее фабрики «Заречье».

Не случайно венский стул называют Chanel №5 мебельного мира. В музее мебели этот факт усиливает то, что представленные здесь венские стулья старинные и имеют длинную историю, связанную с прошлым Тюмени и ее жителей.

Новейшая история

Помимо Климентия Огибенина и Михаэля Тоннета, экспозиция «Заречья» рассказывает и о современных мебельщиках. Так, тюменцы могут узнать о жизни самого талантливого столяра мебельной фабрики – Георгия Киреева, увидеть его инструменты и мини-макеты мебели, которую производили в Тюмени.

«Верстак и инструменты принадлежали столяру Георгию Кирееву, который проработал на фабрике 53 года. Он пришел молодым человеком на производство, и его наставник вручил ему этот верстак. И все годы он за ним отработал. К 45-летию фабрики он сделал макеты всех мебельных изделий, которые в разное время здесь выпускались, сегодня они установлены в музее. Наборы мебели «Слава», «Меридиан», «Универсал». Многие тюменцы помнят эту мебель», - говорит Сергей Киверин.

Советский период представлен в музее интерьерами, которые и сейчас сохранились в квартирах горожан почтенного возраста.

«У нас представлена мебель, которая производилась на фабрике в 1960-е годы. Например, буфеты, их можно увидеть у бабушек и дедушек дома или на дачах. Стол, трюмо, комод, стулья, зеркало… Видим, что использовалась модная для того времени отделка, а в качестве материала плотная древесина – береза или сосна», - рассказывает Сергей Аркадьевич.

Новейшая история представлена фотографиями не столь далеких лет. Здесь разместили портреты передовиков, рассказали о работе Российской Ассоциации мебельщиков, о современном дне «Заречья».

«Мы были одним из первых предприятий, которое получило сертификат качества ИСО 9000. Вручил его Сергей Собянин. Здесь также рассказывается о совместном проекте с Германией. С 2006 по 2008 годы мы производили мебель «Гармония» с немецкими комплектующими», - поясняет хранитель музея.

Интересно, что бок о бок с историческими интерьерами расположены современные образцы мебели. В месте, где встречаются прошлое и настоящее, проходят планерки и обсуждения, направленные в будущее.

Дух купеческого дома

Эту коллекцию предваряют старые фотографии Тюмени и портреты  известных купцов-меценатов: Андрея Текутьева, Николая Чукмалдина, Филимона Колмогорова. Информация заранее готовит аудиторию к встрече с экспозицией, посвященной купеческой истории.

Не зря говорят: дом – это там, где твое сердце. Музей воссоздает образ купеческого дома. Антикварная мебель обладает особыми линиями и вневременной красотой и дарит ощущение покоя и уюта. Она всегда выполнена из натуральных материалов, имеет правильные геометрические формы и плавные мягкие тона обивки. 

Купеческая коллекция встречает большим зеркалом конструкции «Псише». Такие впервые появились в конце XVIII века во Франции как составляющая дамского туалетного столика. Прямоугольная или овальная деревянная рама зеркала-псише крепилась на на основании в форме миниатюрного бюро по типу мольберта, с помощью двух стержней с шарнирами, что позволяло придать зеркалу наклонное положение.

Еще одно удивительное зеркало размером во всю стену знаменито не своей конструкцией, а своим хозяином. Оно принадлежало купцу Колмогорову. Сверху зеркало украшено резьбой. Это так называемое «навершие».

«Навершие» – сверху над зеркалом или буфетом необычный декор, - уточняет Сергей Киверин. - Это отголосок любви тюменских мастеров к резьбе. Традиция резьбы на наличниках переносилась внутрь жилища, и мебель была часто украшена подобными элементами декора».

Вторая особенная вещь, принадлежащая известному купцу-кожевеннику, - вешалка для одежды.

«Эту вешалку мне подарил один из руководителей Овчинно-меховой фабрики Александр Аверьянов, - вспоминает Киверин.- Она стояла у него в приемной. Фабрика находилась на территории завода Филимона Степановича Колмогорова, поэтому есть версия, что эта вешалка принадлежала купцу».

Ценный экспонат – небольшой журнальный стол фотографа Тараса Огибенина

Он использовал его в своей фотомастерской.

«Этот столик принадлежал Тарасу Климентьевичу Огибенину – младшему сыну. Он стоял у него в фотомастерской. Возле него сидя и стоя фотографировались тюменцы. Это уникальный предмет», - говорит хранитель музея.

Знаковый предмет - статуэтка лошади

Она стояла на столе у купца Николая Дмитриевича Машарова. Модель в технике каслинского литья была выкуплена у коллекционера за приличную сумму.

Также в созданном авторами интерьере купеческого кабинета можно увидеть старинный стол и кресла, декорированные фигурами львов.

«Два дубовых кресла и буфет принадлежали тюменскому архитектору Марку Полочанскому, который спроектировал знаменитую круглую баню на Ленина. Эта мебель выполнена в ярко выраженном стиле модерн. Это одно из первых приобретений нашего музея», - отмечает Сергей Аркадьевич.


Идеальные пропорции, изысканностью и простота – таковы отличительные черты старинной мебели.

«В музее можно увидеть набор мебели стол и стулья, принадлежавшие купцу, общественному деятелю, меценату Степану Ивановичу Колокольникову. Это предметы, купленные на аукционе. Похожий набор хранится в Тюмени в Доме-усадьбе Колокольниковых, но наш более эффектный», - рассказывают музейные работники.

В этой же локации представлена коллекция китайской мебели. Можно увидеть шкафчик для письменных принадлежностей и ширму.



Еще один набор мебели привезен из Шанхая тюменской семьей, работавшей на Китайской железной дороге.

«Наш музей посещала китайская делегация, гости отметили, что такие вещи – это большая редкость. Видно, что левкас нанесен на материал с морской травой. Использован перламутр, эмаль, кость, лак и другие интересные материалы. Это тоже произведение искусства в своем роде. Мебель украшена картинами из мифологии», - говорит Киверин.

Интерес к музею в последнее время растет. Экскурсии проводятся регулярно. Показывая предметы мебели, разным аудиториям рассказывают о тюменском купечестве, о тех, кто внес большой вклад в развитие города.

Любимый святой Григория Распутина

Отдельный зал посвящен иконографии. В течение 15 лет Сергей Киверин собирал иконы одного святого – праведного Симеона Верхотурского. Всего собрано 400 экземпляров, включая как традиционные писаные иконы, так и изделия меднолитой пластики.

Эта невероятная коллекция содержит самые различные изображения святого, самых разных размеров и вариаций. Почему же именно Симеон Верхотурский?

«Это самый известный и почитаемый святой Сибири. Нет, наверное, ни одного храма, где бы не находился образ Симеона Верхотурского, - объясняет автор коллекции.- Это был любимый святой Григория Распутина. Он жил два года в Верхотурье, там у него был духовный наставник. И при первой встрече с царем Николаем Вторым в 1905 году он посоветовал императору съездить и поклониться мощам святого Симеона с молитвой об исцелении царского наследника Алексея. Но, к сожалению, император так и не попал в Верхотурье. Но здесь побывала сестра императрицы Александры Федоровны – Елизавета Федоровна».

История жизни святого праведного Симеона относит нас в XVI век. В сибирском селе Меркушино в Верхотурском уезде поселился странный человек. Его манеры выдавали в нем благородное происхождение, однако жил он как крестьянин: ел простую пищу, спал, как и все деревенские жители, на полу, своим трудом добывал себе пропитание. Собственного угла не имел, но зато знал ремесло – шил шубы. Портняжничество – дело прибыльное, но мастер зачастую, немного не закончив работу у одних хозяев, переходил на постой к другим.



Когда в селе построили деревянный Михаило-Архангельский храм, многие часы Симеон стал проводить там. Нередко видели Симеона на берегу реки Туры, где он подолгу просиживал с удочкой. И никто не мог даже помыслить, глядя на одинокую фигуру Симеона, что сердце его непрестанно беседует с Богом.

Он умер молодым, прожив чуть больше тридцати лет. Местные жители похоронили его и забыли, что был такой. А через пятьдесят лет земля сама вдруг вынесла из своих недр на поверхность гроб. Сквозь щели дощатой крышки сельчане увидели нетленные мощи праведника…

От мощей святого праведного Симеона происходили чудеса и исцеления. Глухое сибирское село наводнилось богомольцами, и до наших дней не прекращается в эти места паломничество. 

«В 1720 году мощи праведника были перенесены в Верхотурье в Свято-Никольский монастырь. А в 1825 году святой праведный Симеон Верхотурский был канонизирован РПЦ. Он был местно чтимым святым, а после канонизации стал почитаться во всем православном мире. Тогда же и появилось несколько иконографических изображение святого. Позже его стали изображать вместе с великими святыми – Николаем Чудотворцем, священномучеником и целителем Пантелиимоном и другими», - рассказывает Сергей Аркадьевич.

Любовь собирателя икон Сергея Киверина именно к этому святому вполне объяснима, ведь он родился недалеко от Верхотурья. Зная, что глава мебельной фабрики собирает иконы, коллекционеры стали предлагать ему редкие образы, так коллекция пополнялась. 

На духовной ноте заканчивается посещение экспозиции «Мебель старой Тюмени». Увидеть уникальные экспонаты своими глазами можно предварительно записавшись на экскурсию. Посещение бесплатно, а экскурсии Сергей Аркадьевич проводит лично. Он знает историю появления в этих стенах каждого старинного предмета и готов много и интересно рассказывать о редкостях, которые удалось собрать и выкупить за немалые деньги.

Автор: Елена Кухальская
Фото: Екатерина Христозова, Елена Кухальская

Использованы материалы и фото из статьи Виктора Горбачева «Поколенная роспись потомков» (журнал «Сибирское богатство»); статьи «Из династии Огибениных» из сборника «Седьмые тюменские родословные чтения» (автор Л.П. Бобер); из книги Виктора Копылова «Окрик памяти» (первая часть); «Тюменский фотограф. Мастер художественной фотографии» (фото из коллекции Ю.Стригановой); фото портала «Город Т»; фото сайта «Ярмарка мастеров»; фото интернет-ресурса «мебельблог.рф»; фото из группы «Я`ТКАНИ» (ВКонтакте).

Благодарим за помощь в подготовке материала сотрудников областной научной библиотеки имени Менделеева и фабрики «Заречье».