Dipol FM | 105,6 fm

Участники экспедиции «Северная Земля» заночевали у пещеры Миддендорфа

На двух грузовиках ГАЗ-33081 тюменские путешественники доехали до слияния рек Нижняя Таймыра и Траутфеттер.

Экспедиция на Северную Землю, стартовавшая из Тюмени 10 февраля, проходит по графику. Напомним, что группа смельчаков на двух стандартных автомашинах ГАЗ-33 081 «Егерь» поставила перед собой цель добраться до архипелага Северная Земля. Как и предполагали путешественники, с 4 по 7 марта они должны были доехать до озера Таймыр и далее по реке Нижняя Таймыра двигаться в сторону Карского моря. 5 марта участники экспедиции, как написали в своих путевых заметках Дмитрий Кулик и Александр Еликов, заночевали у слияния рек Нижняя Таймыра и Траутфеттер.

«Утро началось с бортирования колес: очень большие торосы на русле, — отмечают путешественники. — А чуть приблизишься к берегу — неимоверное количество снега. Да снега и на русле между торосами очень много. И при этом наст слишком твердый: невозможно выдернуть застрявший автомобиль. Упираемся в наст, выходим, копаем, объезжаем, снова копаем. Копали даже девушки. Медленно и тяжело, но все же еще один участок пути мы преодолели и вышли к слиянию рек Нижняя Таймыра и Траутфеттер. Здесь и встали на ночевку. Много следов зверей, особенно Росомахи. И еще видели следы двух полярных волков. Да, передаем большой привет Герману из Тюмени и сообщаем: «Мы заложили тайник по его просьбе в пещере Миддендорфа! Ну, а теперь спать! С первыми лучами снова отправляемся в путь. До основного побережья примерно 200 км».

Пещера Миддендорфа была названа в честь основоположника мерзлотоведения, российского путешественника, географа, ботаника и натуралиста Александра Миддендорфа, который в 1842 году организовал экспедицию в Северную и Восточную Сибирь, составил карту Таймыра. Знаменитая пещера стала родным домом на самые тяжелейшие 18 дней в жизни путешественника.

Вот записи, сделанные тюменцем Дмитрием Куликом с начала марта:

«Где-то рядом бродит белый медведь»

«1 марта. Мы на озере Таймыр. Почти на 74 параллели. Сегодня был самый тяжелый день с момента выхода на маршрут. Метет без остановки, едем по азимуту по тундре, и места пошли очень холмистые: то пригорок, то канава, то спуск, то подъем. Минус 36−38, очень сильный шквалистый ветер, думаю, больше 15 м/с с порывами до бесконечности. Ровным счетом ничего не видно — перед глазами только молочная пелена. Человека во время порывов ветра сбивает с ног, дверь машины чуть не вырывает с корнем. Стихия, однако. У меня забарахлил клапан впуска (впрыска): машина отказывалась заводиться. Но вроде победили.

КамАЗы тоже не могут двигаться, где-то неподалеку на озере встали на ночевку. Им до базы еще 80 км. А мы встали на ночь на рыбацкой базе, прямо на льду. Там двое рыбаков. Потчуют рыбой в разных вариациях: строганина, соленая, жареная, вареная. И еще рассказывают, что уже дня два белый медведь обхаживает кругами их базу. На улицу они из-за этого почти не выходят или только вдвоем, чтобы второй был наготове прикрыть первого от зверя. Мы озадачились. Тоже теперь соблюдаем повышенную осторожность.

Саня Ёлкин вот говорит, что раз нас угощают таким разнообразием рыбных блюд, и в тепле ведутся разговоры о белых медведях, значит, мы точно в Арктике!

Завтра планируем выдвинуться по льду озера в сторону реки Нижняя Таймыра. Посмотрим как пойдет. Тут уже встретились трещины: пока не очень большую поймали — 35−40 см, проскочили ее сходу. Но рыбаки говорят, на озере есть и значительно больше трещины. Их не видно по ходу движения, только перед самыми колесами и то, если погода сопутствует. А когда пурга, нужно смотреть в оба и ехать не спеша. Поэтому наш завтрашний маршрут не отличается длинным пробегом".

«Пережидаем пургу»

«2 марта. Всем большой привет! Стоим на том же месте, никуда не двигаемся — пережидаем пургу. Выяснили, что трещины подвижны е- при нулевой видимости ехать очень опасно. Прогноз обещает, что погода завтра нормализуется. Медведя не видели, может быть, и ходил кругами, но в таком снежном молоке нам его не было видно. Пока общаемся с рыбаками: ходим другу другу в гости. Пытались заняться профилактикой машин: но нет возможности ничего делать: забивает снегом маску и глаза и на этом все заканчивается. Завтра ждем улучшения погоды и рассчитываем, что сможем встать на маршрут».

«Острые заструги под снегом вывели из строя три колеса»

«3 марта. Вчера к ночи погода успокоилась, небо очистилось, и мы наблюдали нереальной красоты Северное сияние. С утра выехали пораньше. Погода очень неустойчивая: то солнце, то валит снег и резко налетает шквалистый ветер. Мы вышли в более северную часть озера, дабы уйти от трещин. Однако здесь лед оказался еще коварнее: под глубоким снегом прячутся острые заструги, которые уже вывели нам из строя три колеса. Благо покрышки целые, но чуть задел под снегом невидимый выступ — и все, разбортировался. Камеру зажевало, нужно ставить запаску. Такие заструги не страшны накачанным колесам, но тогда машина перестает ехать.

Сейчас встали на ночевку, бортируем колеса. То еще удовольствие при сильном ветре и температуре под минус 37. От ветра пытаемся закрыться кунгом второй машины: не особо спасает, но хоть что-то. Заодно обсуждаем стратегию движения по такому интересному льду.

Соскучились по родным: передаем им всем горячий привет из северных широт. Но мы все еще полны сил и решимости идти до конца к своей цели. По прямой до мыса Челюскин примерно 360 км. На местности, безусловно, это расстояние будет гораздо больше."

В белой бездне

«4 марта. Утро началось с ремонта сцепления на машине, категорически отказывались включаться передачи. «Егерь» снова решил устроить нам проверку на трезвый ум и здравую память с подтекстом: «а вам точно туда надо?!» Однако после решения пары конструкторских задач мы уговорили его ехать дальше, а вскоре мы поняли его опасения.

После аккуратного прохождения озера мы все же вышли на реку Нижняя Таймыра. Это нереальной красоты пейзажи: сочетание горного ущелья и поистине весьма своенравной и бурной реки. И ее характер читается в каждом сантиметре пути: вздыбленный лед буквально танцует под колесами вперемешку с трещинами шириной по несколько метров и с такими же огромными провалами, готовыми проглотить целиком и нас, и «Егеря» в придачу.

Всех высадили из машин: ребята и девушки шли пешком, указывая дорогу. Я и Саша аккуратно маневрировали между лабиринтами торосов и трещин и держали открытыми двери, чтобы иметь возможность вовремя эвакуироваться. На самом деле жутко: такое все мы видели впервые. Одновременный восторг окружающих пейзажей и ужас ледяной белой бездны на грани фола. Добавлял эмоций и сильный ветер, поднимающий снежную пыль и роняя видимость иной раз до нуля.

Сейчас мы встаем на ночевку. Темнеет, и перемещаться становится очень опасно. К вечеру ветер стих, небо очистилось, и снова мы наблюдаем нереальной красоты Северное сияние. С каждым разом оно становится все шире и объемнее, завораживая нас свой красотой.

Завтра нас ждет сложный участок (со слов местных рыбаков): река сужается, и ее бурный нрав вырывается наружу открытым течением даже в эту холодную пору. Также местами крупные валуны будут преграждать течение и наше движение. Вроде как можно попытаться проехать ближе к берегу. Есть информация, что дней пять назад по этому маршруту прошли несколько машин. Более подробных данных нет, как и связи с первопроходцами (до них и до нас этим маршрутом, вроде, не ходили). Так что мы, в своем роде, будем тоже первооткрывателями этого пути. Всем доброй ночи и до завтра!"

Не забывайте подписываться на нас в Telegram и Instagram.
Никакого спама, только самое интересное!