Dipol FM | 105,6 fm

Река, которой запретили течь

Принято считать, что "Волгу" ГАЗ3111 погубил кризис 1998го. На самом деле это не так: автомобилей "в металле" тогда еще не существовало в природе, и на Московском автосалоне 98-го года было представлено три пластилиновых макета с индексами ГАЗ3103, 3104 и 3111.

Так уж сложилось, что «Волга» для россиянина — это, в первую очередь, автомобиль, и лишь потом — река, давшая ему имя. «Волга» была с нами всегда. Люди постарше «не ездили в булочную» на ГАЗ21. В 7080х пределом мечтаний советского человека была «двадцать четвертая». Те, кто сегодня молод, помнят, как ее сменила «двадцать девятая», а те, у кого молодость еще впереди, когда­-нибудь вспомнят нынешний «Сайбер», вытеснивший «десятку»… В этом ряду нет и уже никогда не будет ГАЗ3111.Принято считать, что «Волгу» ГАЗ3111 погубил кризис 1998го. На самом деле это не так: автомобилей «в металле» тогда еще не существовало в природе, и на Московском автосалоне 98го года было представлено три пластилиновых макета с индексами ГАЗ3103, 3104 и 3111. Все они имели разный тип привода: передний, полный и задний соответственно. Ни один из образцов не был похож на выпускавшуюся тогда модель ГАЗ3110 — по сути, глубокую модернизацию все той же «двадцать четвертой» образца 1970 года. Для серийного выпуска выбрали проект «3111» — задний привод позволял в некоторой степени унифицировать машину с предшественницей. Конвейер должен был быть запущен 25 декабря 1999 года. Цена машины тоже была объявлена заранее — 8 000 долларов против четырех с половиной за ГАЗ3110. Впрочем, перспективная машина имела не только новый кузов, но и отличалась от «десятой» во многом другом. Из передней подвески наконец-­то ушли архаичные шкворни, вместо которых применили двойные поперечные рычаги. Рулевое управление получило реечный механизм с гидроусилителем, а впрысковый мотор ЗМЗ 4052.10 выполнял нормы Евро 2. Наконец, увеличенная на 150 мм колесная база позволила сделать вместительным салон автомобиля. И хотя в стране небывалым спросом пользовались «Жигули», стоившие тогда $ 3 000, кто­-то наверняка начал копить деньги на новую «Волгу». Конвейер не запустили ни в 1999-м, ни в двухтысячном. На ГАЗе шла смена руководства и всем было, что называется, «не до жиру». Производство смогли наладить лишь в 2001 году, но не на основном конвейере, а на ПАМСе — «газовском» филиале, выпускавшем автомобили малыми сериями (в советские годы это были «Чайки» ГАЗ13 и 14). Уже было ясно, что автомобиль не станет массовым, однако предполагалось, что «одиннадцатая» сменит министерский ГАЗ3102. Исходя из этого автомобиль оценили в шестнадцать с половиной тысяч долларов — вместо обещанных восьми. В связи с тем, что сборка не была конвейерной, новинка не могла похвастать надежностью, что окончательно решило ее участь. Тираж ГАЗ3111 составил около 300 машин, после чего выпуск прекратили в том же 2001 году. Три машины из этих трех сотен выбрали местом своей прописки Тюмень. «Министерская» черная, нарядная малиновая и бирюзовоизумрудная, которую мы и отыскали. VIN этой машины — 311 130 000 299 — позволяет говорить о том, что это одно из последних авто, выпущенное заводом, скорее всего, в самом конце 2001 года. Автомобиль, как и подобало «Волге» по статусу, числится за организацией, а не за частным лицом. Рассказать о нем мы попросили заместителя генерального директора ЗАО «Тюменьстройматериалы» Василия Михайловича Фалеева — как человека, имеющего непосредственное отношение к судьбе этой машины. — Мы купили ее в 2002 году. Инициатива была моя. Это была новинка, очень красивая, к тому же «Волга» — это свое, родное. Я вообще люблю все самое новое — так у меня у самого первого в Тюмени появился ВАЗ2110 в 1997 году. «Одиннадцатая» обошлась в 467 тысяч. Недешево, конечно, но среди отечественных машин новая «Волга» была самой оснащенной. Здесь есть ABS, кондиционер, электростеклоподъемники, зеркала с подогревом. Семь лет назад это была приличная «иномарочная» комплектация. Естественно, когда мы покупали машину, никто не мог подумать, что она станет раритетом, едва появившись на свет. Прекращение выпуска вызвало сожаление — ведь машина получилась очень красивой, да и с технической точки зрения это был большой шаг вперед — и превратилось в настоящую головную боль, когда потребовались запчасти. По закону завод должен некоторое время выпускать детали к снятой с производства машине. Но это касается серийных моделей, а ГАЗ3111 в серию не пошел. Поэтому пришлось «налаживать связи» с посреднической конторой в Нижнем, откуда нам приходили запчасти с ощутимой переплатой, — рассказывает Василий Михайлович. А запчастей требовалось много. Притом виноват был не столько ГАЗ, сколько предприятиясмежники: ведь им, чтобы освоить производство деталей, тоже нужны были массовые тиражи. — В ней заменили почти все, — иронизирует Василий Михайлович. — Подшипники не по одному разу, карданы, радиатор, много чего по мелочи. Кондиционер отказал почти сразу, вслед за ним штатная печка. Даже шар кулисы КПП отваливался дважды! На этом фоне молодцом показал себя двигатель, достигший пробега в 120 тыс. км. Его не только не «капиталили», но еще и не ремонтировали по-настоящему — все потому, что старый добрый ЗМЗ406 уже три года устанавливали на ГАЗ3110, научившись, повидимому, хорошо собирать. Специфика «развозного» автомобиля — круглогодичная работа и частые междугородние пробеги. Впрочем, дальше Перми и Челябинска «Волга» не бывала, но юг родной области изучила, как собственный гараж. В провинции внимание окружающих к машине порой выходит за рамки. В одном из райцентров стройно шагавший по улице класс, увидев стоящую яркую машину, мгновенно облепил ее со всех сторон. — А однажды мы с трудом вырвались из Ялуторовска, — вспоминает Василий Михайлович. — Какие-то грузины пристали: продай да продай… Помогло то, что машина на ЗАО оформлена, а мы, мол, не хозяева. Какое-то время так было всюду: на светофоре остановишься, тут же из соседней машины начинают спрашивать о цене. Поначалу­ машина всем устраивала, поэтому о продаже речь не шла, а потом, когда «Волга» стала редкостью, — тем более. Хотя с эксплуатационной точки зрения радость от обладания уже давно перемешана с горечью от частых поломок. А еще интересный момент запомнился — был период, когда приходилось часто в администрацию области ездить, а там же знаки перед зданием, проезд запрещен. Но нас гаишники всегда пропускали: в администрации такая же «Волга» была, только черная. Бог миловал изумрудную красавицу от аварий. Случайные повреждения были, но их последствия тщательно ликвидировали. Так, однажды пришлось выписывать из Нижнего новый бампер, который и был получен по заоблачной цене. В другой раз меняли фару — с некоторыми переделками подошла от «сто пятой». — Сделана машина, конечно, очень топорно, но многое достойно похвалы, — продолжает Василий Михайлович. — Дизайн отменный, несет в себе черты всех «Волг» и притом ни с кого не скопирован. Продуманная аэродинамика: на трассе окно откроешь — свиста нет. Расход топлива — как у 3110: с одной стороны, кузов более «прилизанный», с другой — она немного потяжелей. Управлять машиной удобно, а если тебя на заднем сидении везут, то засыпаешь сразу. Вообще, чтобы быть объективным, скажу так: насколько «Волга-3111» превосходила наш автопром в момент своего появления, настолько же она отставала от тогдашних иномарок. Такой вот компромисс, которому не дали жизни. Глядя на машину, понимаешь, что в ней есть такие черты, в которые просто можно влюбиться. Поворотники, интегрированные в бампер. Или вот в задних фонарях по 26 лампочек — куда, к чему столько? Непонятно, зато красиво и необычно. На капоте так и представляется фигурка бегущего оленя — и как заводчане до этого не додумались?.Мы уже прощались, когда Василий Михайлович неожиданно сказал: «Может статься, когда­нибудь этот автомобиль обретет нового хозяина. Одно условие: ему нужно будет любить горьковские автомобили. Если я буду знать, что кому-то эта „Волга“ доставит больше радости, я отдам ее в хорошие руки».

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
Сергей Кириенко: Патриотическое воспитание выходит на передний план
Сергей Кириенко: Патриотическое воспитание выходит на передний план
Первый замруководителя администрации президента побывал в Тюмени.
#обучение
#патриотизм
#Сергей Кириенко
#Александр Моор
#Тюменская область
Будущие наставники специального назначения прибыли в Тюмень учиться
Будущие наставники специального назначения прибыли в Тюмень учиться
Среди инструкторов есть ветераны боевых действий, способные передать молодежи бесценный опыт.
#Александр Моор
#губернатор
#Тюменская область
#обучение
#ветераны
#молодежь
Две супружеские пары из Тюменской области отметили 50-летие семейной жизни
Две супружеские пары из Тюменской области отметили 50-летие семейной жизни
Счастливые пары подают пример детям и внукам.
#свадьба
#семья
#юбилей
#любовь
#праздник
#Тюменская область
Поклонников творчества Георгия Дьяконова-Дьяченкова в день театра зовут на вечер памяти артиста
Поклонников творчества Георгия Дьяконова-Дьяченкова в день театра зовут на вечер памяти артиста
Вход свободный.
#театр
#артист
#ТБДТ
#история
Школьники в Тюмени узнали, где учат предпринимательству, и прогулялись с купчихой
Школьники в Тюмени узнали, где учат предпринимательству, и прогулялись с купчихой
Поучаствовать в следующем маршруте «Город открытий» получится в период осенних школьных каникул.
#Город открытий
#бизнес
#обучение
#образование
#проект