Dipol FM | 105,6 fm

Превращение бензина: от производителя к потребителю

Взявшись за тему качества топлива, мы никак не предполагали, что конечный результат будет совсем неутешительным. Можно с уверенностью констатировать, что в России качественного бензина нет.

Устаревшие технологии нефтепереработки и изготовление некачественного топлива в кустарных условиях путем повышения октанового числа — это только крайние точки топливной проблемы. На свойства бензина, поступающего к конечному потребителю, в немалой степени влияют условия хранения и транспортировки. Именно этой теме посвящена научная статья преподавателя Тюменского государственного нефтегазового университета Романа Левитина «Изменение качества нефтепродуктов в процессе доставки их потребителю».По мнению ученого, основными источниками изменения свойств нефтепродуктов являются испарение, окисление и загрязнение. При хранении нефтепродуктов в резервуарах потери от испарения и загрязнения происходят в результате «дыхания» резервуаров. Причем изменение нефтепродуктов от испарения тем больше, чем больше легких, наиболее ценных фракций содержится в топливе, чем выше давление насыщенных паров. В первую очередь, это относится к так называемому зимнему топливу. Вместе с тем топливо теряет свои свойства вследствие загрязнения. Оно мало зависит от состава нефтепродуктов. Определяющее значение оказывает подготовка емкостей, объем «малых» и «больших» дыханий, характеристики района хранения. Однако чем выше нормативные требования, тем большее относительное влияние оказывает доля загрязнения. Окисление нефтепродуктов приводит к существенному изменению его качества, образованию смол и осадков, которые в свою очередь являются одной из главных причин выхода из строя топливной аппаратуры. Помимо прочего, наличие окислителя в нефтепродуктах приводит к интенсивной коррозии конструкционных материалов. Таким образом, изменение качества нефтепродуктов происходит вследствие отсутствия герметичной технологии хранения и перевозки нефтепродуктов. При использовании современного бензина предъявляются самые высокие требования не только к процессам его горения в двигателе, но и к надежности работы топливной аппаратуры. Весьма важно, чтобы топливо с момента его производства и до использования в двигателе сохраняло свои первоначальные свойства, оставалось стабильным при транспорте и длительном хранении. Все нефтяные топлива при их использовании должны содержать минимальное количество смол и нерастворимых соединений. Процессы окисления топлива протекают постепенно. Принято считать, что первичными продуктами окисления являются перекиси — соединения малоустойчивые, склонные к быстрому превращению и распаду. Скорость и направление их дальнейшего превращения зависят от условий окисления. Основным фактором, обусловливающим направление дальнейших реакций, является температура. С ее увеличением скорость процесса окисления растет. Окислы содержатся в топливе в виде смол или выпадают из него в отдельную фракцию. Чем больше в топливе смол, тем больше образуется отложений в двигателе и топливной системе. Из широкого ассортимента нефтяных топлив, образованию смолоподобных продуктов особенно подвержен бензин. При попадании в двигатель продукты окисления забивают фильтры, осаждаются во всасывающих системах и нередко вызывают перебои в работе двигателя. Смолы при небольшой концентрации полностью растворяются. Но при достижении определенной величины, зависящей от условий хранения, характера ненасыщенных соединений, содержащихся в топливе, и ряда других факторов, растворимость смолистых веществ снижается настолько, что они начинают выпадать из топлива. Склонность топлив к смолообразованию в значительной степени зависит от площади контакта нефтепродуктов с воздухом, от каталитического действия металлов и света. Чем ниже химическая стабильность топлива, тем меньше допустимые сроки его хранения, тем чаще необходимо производить зачистку резервуаров от отложений. Пероксиды, образующиеся при окислении бензинов, снижают октановое число. Снижение может достигать пяти единиц (!). Для повышения стабильности топлива к нему добавляют антиоксиданты, деактиваторы металлов, ингибиторы комплексного действия, улучшают его моющие, противокоррозионные свойства, связывают свободную воду. Несмотря на все проводимые мероприятия по сохранению качества, российское топливо отличается высокой смольностью, отсутствием смазывающих свойств. Частично решить эту проблему должно применение комплексных присадок к бензину. Однако механизмов стимулирования повсеместного применения подобных присадок не разработано. Лишь единичные потребители в России используют их. Поэтому необходимо еще на стадии проектирования систем транспорта нефтепродуктов предусматривать системы сокращения испарения и ограничения их контакта с загрязненным воздухом. Несмотря на все многообразие существующих способов сокращения потерь нефтепродуктов, на данном этапе развития технологии исключить их не удается. Все существующие методы приводят лишь к сокращению выбросов паров углеводородов. Причем большая часть из них продиктована требованиями нормативных документов. Зачастую они экономически не обоснованны, что является затрудняющим фактором в их внедрении и налаживании системы контроля за эффективностью их использования. Поэтому необходимо усовершенствовать технологию доставки нефтепродуктов до потребителя с минимальными количественно­качественными потерями. Не вдаваясь в подробности, отметим, что в Тюменском нефтегазовом университете разрабатываются новые технологии как хранения и доставки топлива, так и производства присадок, значительно улучшающих свойства бензина.P.S. Взявшись за тему качества топлива, мы никак не предполагали, что конечный результат будет совсем неутешительным. Можно с уверенностью констатировать, что в России качественного бензина нет. Вернее, качество выпускаемого топлива в стране не соответствует требованиям, предъявляемым автопроизводителями к современным двигателям. А так называемый «бодяжный» бензин — это только верхушка айсберга. Начать стоит с того, что существующая в стране нефтеперерабатывающая промышленность существенно отстала технологически. Основные нефтеперерабатывающие предприятия были построены еще в 195 060х годах. На их переоснащение и модернизацию требуются миллиарды рублей. Как следствие, государственные стандарты на бензины популярных марок, например, «Технический регламент», разрабатываются с существенными послаблениями для переработчиков (чтобы было понятнее: это все равно, что в XXI веке производить ламповые телевизоры и продавать их по цене жидкокристаллических панелей). К тому же условия хранения и транспортировки топлива к конечному потребителю тоже идеальными не назовешь. Есть в этом и вина самих водителей, которые мало обращают внимание на качество заливаемого в бак машины бензина, руководствуясь только одним признаком — ценой. Мало кто из водителей знает, что бензин бывает летний и зимний. Мало кто интересуется на АЗС, какой бензин на них реализуется. Мало кто из водителей требует на станциях паспорт качества на топливо. А из таких мелочей и складывается система.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
Народные приметы на 16 апреля: как наши предки определяли высоту паводка
Народные приметы на 16 апреля: как наши предки определяли высоту паводка
Считалось, что крот никогда не будет рыть нору ниже уровня будущего разлива.
#народные приметы
#погода
Транспорт, эвакуация, хранение вещей: в муниципалитетах Тюменской области продолжается подготовка к возможному паводку
Транспорт, эвакуация, хранение вещей: в муниципалитетах Тюменской области продолжается подготовка к возможному паводку
Актуальные вопросы отрабатывают с населением.
#паводок
#подготовка
#помощь
#муниципальные образования
#Тюменская область
Эффективные способы подготовиться к ЕГЭ назвала эксперт
Эффективные способы подготовиться к ЕГЭ назвала эксперт
Основной период экзамена начнется 23 мая.
#ЕГЭ
#экзамен
#советы
#подготовка
#новости России
#новости Тюмени
Ударил по голове и выхватил телефон: тюменца подозревают в грабеже
Ударил по голове и выхватил телефон: тюменца подозревают в грабеже
Молодой безработный напал на женщину на улице Парфенова, ему грозит до семи лет тюрьмы.
#МВД
#уголовное дело
#грабеж
#Тюмень
#новости Тюмени
В Тюмени маршрутка №57д будет останавливаться на улице Плодовой: схема
В Тюмени маршрутка №57д будет останавливаться на улице Плодовой: схема
Изменения появятся с 20 апреля.
#маршрутка
#схема
#тюменьгортранс
#Тюмень
#новости Тюмени