Dipol FM | 105,6 fm

Отчет о летней экспедиции Тюменского Внедорожного Клуба по Бабиновскому тракту Эта экспедиция была задумана еще в феврале, и подготовка к ней началась задолго до выезда. Илья Нищета, владелец прототипа УАЗ и по совместительству штурман нашей команды отсмотрел предполагаемый маршрут в «Гугле», набросал примерное расписание движения и места стоянок. Цель экспедиции — пройти самую заброшенную часть знаменитой когда-то Бабиновской («Осударевой») дороги. Состав команды — люди с опытом, и обсуждать пришлось только кто и что возьмет из «общего» снаряжения. Итак, состав автоколонны: TLC70, УАЗ-Прото, два подготовленных УАЗа и еще один, что называется, в «стандартной комплектации»5.07.2008. Старт!Выезд, как всегда в таких случаях, задержался и, с небольшим опозданием, наша колонна двинулась по Ирбитскому тракту в сторону Верхотурья. Дорога до тагильской трассы практически пустая, и развлекались мы переговорами по рации и окружающими пейзажами. Из достопримечательностей хочется отметить Синячиху. В деревне со столь «романтическим» названием организован музей под открытым небом. Со всей округи сюда свезены и с любовью восстановлены старинные деревянные здания: церкви, часовни, избы и даже ветряная мельница. Вечером к нам присоединился экипаж на УАЗе из Горнозаводска (тот самый «стандарт»). И на первую ночевку встали лагерем на берегу реки, приготовили ужин и, несмотря на усталость, просидели у костра до поздней ночи.6.07.2008. Первые трудности25 километров «последнего асфальта» пролетели под колесами за считанные минуты и вот мы в Павде. Взяв «языка», выясняем, что «дороги на Растес отсюда давно нет» и ехать надо через Карпинск (крюк по асфальту километров двести). С этой радостной новостью мы идем в магазин, где покупаем то, что отличает «цивилизацию» от походной жизни: детям (а с нами четверо несовершеннолетних) мороженое, себе пиво. Последний магазин. Эта мысль отчетливо приходит в голову, и опять думаешь, а не забыли ли чего? Дорога в Растес оказалась самым сложным участком нашего пути. Ее действительно «давно нет»… Двигаясь по лесовозной колее и не видя никаких других следов, приехать можно только на вырубки. На «генштабовской» карте дорога есть, а в реальности… Чтобы поберечь машины (неизвестно, что впереди), обследуем край вырубов пешком и находим след от трактора, который ведет в нужную сторону — под гору, к реке Тылай. Трактор прошел зимой, по большому снегу, и десяти-двенадцатилетние березы повалены в «нужную» нам сторону, но пеньки и корни сантиметров 15−20 остались. Обсудив, что обратно вернуться этим маршрутом невозможно (5 километров березы «переложить» в обратную сторону, чтобы не проткнуть радиаторы — нереально), решаем идти вперед — куда-то же уехал этот трактор? Брод через реку не представлял большой сложности, а вот на 400-метровый подъем в крутую гору по глинистому руслу ручья ушло почти два часа. Люди были здесь последний раз зимой, вокруг все истоптано лесной живностью. После переговоров по рации решаем разделиться — два подготовленных УАЗа (Константина Михайлова и Владимира Котова) поехали дальше в сторону Растеса. Анатолий на «Тойоте» разрезал покрышку и на ремонт нужно было время, а Илье еще предстояло поднять «стандарт» своей лебедкой наверх. К вечеру, ближе к девяти часам, мы добрались до цели. Глядя на колеи по колено глубиной, по которым мы ехали, стало понятно, как нам повезло с погодой — уже неделю в этих местах не было дождя. Арьергард подъехал незадолго до полуночи. К этому времени уже был разбит лагерь и приготовлен ужин.7.07.2008. Походная баняУтром решаем остаться на дневку. Бивак разбит в красивом месте, на берегу Тылая, прямо напротив Растеса. О существовании деревни напоминают лишь две полуразваленные стены избы да крапива, все еще растущая вдоль исчезнувших заборов и домов. День прошел в делах — заготовили дров, разведали завтрашний возможный маршрут, безрезультатно побросали блесну, исходили с металлоискателем все, что не заросло травой («уловом» стали: куча кованых гвоздей, трезубец для ловли рыбы и медная монета 1758 года), приготовили обед с ужином и истопили баню. Походная баня — это куб 2×2×2 из плотной материи без дна и с входом на молнии, в углах четыре двухметровые палки. Технология эксплуатации проста — из крупных камней прямо на берегу реки укладывается пирамида, а на ней и вокруг в течение двух-трех часов поддерживается костер. Потом угли разгребают, землю вокруг пирамиды проливают водой, и палатка ставится над «каменкой».Пар получился отменный. Мало что можно сравнить с купанием в холодной горной реке после настоящей парилки. В этом удовольствии смог отказать себе только пес Тори.8.07.2008. ДозаправкаПоскольку неизвестная и самая сложная часть маршрута осталась позади, а впереди нас ждали хоть и очень плохие, но частью знакомые по прошлогодней экспедиции дороги, утренние сборы были неспешными. Плотно позавтракав, попив чая-кофе, наша колонна двинулась в сторону Усть-Тылая — давно закрытого поселка. Проехав три километра по старой, уже заболоченной лесовозной колее, мы выбрались на сносного качества грунтовку. К обеду добрались до места, где когда-то жили и работали люди. Дорога вывела нас на отвалы, которые сделала несколько десятилетий назад огромная драга, промывавшая грунт. Здесь мы и встали лагерем. Илья со штурманом Димой, выкинув из кузова все «лишнее» и погрузив туда канистры, поехали в Карпинск (50 км) пополнить запасы бензина, хлеба и пива, а мы занялись организацией бивака и приготовлением ужина. Здесь нашим рыбакам улыбнулась удача — несколько хариусов попали-таки к нам на стол. Мясо у рыбы очень нежное и ели его, что называется, малосолым. К ужину вернулась наша фуражная разведгруппа. Вместе с топливом, «жидким хлебом» и йогуртом для детей Илья привез на себе, Димоне и машине толстенный слой мелкой, как пудра, рыжей пыли. Из-за сухой и безветренной погоды после каждой машины в воздухе повисал туман, который оседал лишь через несколько минут. В дальнейшем на таких участках мы держали расстояние между машинами до километра, иначе ехать было невозможно.09.07.2008. Уральский колорит Собрались довольно быстро и выехали в сторону Верхней Косьвы, там была запланирована двухдневная стоянка. Дорога — разбитая, но вполне проезжая — проходит через закрытый в конце прошлого века поселок с казенным названием «Лесоучасток». Людей здесь давно нет. Пока мы готовили небольшой перекус, дети спугнули прятавшегося в придорожной канаве зайца, и тот, поднимая пыль, промчался прямо по центральной улице поселка мимо нас и обалдевшей собаки. Следующую короткую остановку мы сделали у Медвежьих голов. Так называют скопление больших камней в русле Косьвы. Здоровые, отполированные течением валуны разбросаны по всей ширине реки на протяжении нескольких сот метров, в самом деле похожи на медведей, которые ловят царь-рыбу — Тайменя. Можно только догадываться, сколько проблем доставляли эти «головы» тем, кто сплавлял лес для уральских заводов по Косьве с начала 17-го и до конца прошлого века. Верхняя Косьва встретила нас нахмурившимся небом, и стало ясно, что сегодня будет дождь. Громыхало еще далеко, и мы решили съездить в заречную часть деревни. Мост на другую сторону реки отсутствовал уже давно, переехали речку в брод. Возле самого сохранившегося дома в палисаднике мы увидели могилу последнего жителя Косьвы — Жижина Г. П., умершего в 2003 году. После небольшого совещания лагерь все-таки решили ставить на «своей» стороне. Туча, висевшая на горе в нескольких километрах от нас, окончательно потемнела, набухла и решительно двинулась в нашу сторону. Буйство стихии мы наблюдали из-под тента, растянутого между машинами. Видимость то пропадала совсем, то поток вдруг стихал на несколько секунд, чтобы возобновиться с еще большей силой. Из-за грохота стихии не было слышно даже себя. К ночи погода успокоилась и после ужина мы еще долго не могли уснуть.10.07.2008. Удачный улов Утром опять переехали Косьву. Нас интересовало, в каком состоянии дорога, соединявшая когда-то Растес с этой деревней. Проехать мы без проблем смогли около четырех километров, пока не обнаружили остатки деревянного моста, собранного на «хрущевские» гвозди. Стало ясно, что этим путем не пользовались уже давно. Восстанавливать мост не было времени. Решили оставить этот участок дороги на будущее, ведь это тоже часть старой «бабиновки».Здесь же, в Верхней Косьве, поймали несколько хариусов, достойных стола, и легендарных тайменей, которые были отпущены обратно, за исключением одного, который слишком глубоко заглотил крючок и поранился при вываживании. Вечером опять ко всеобщему удовольствию натопили баню.11.07.2008. АборигеныПозавтракав, собрали машины и буквально за несколько часов доехали до Большой Ослянки. В прошлом году из-за высокой воды попасть в саму Ослянку на другой стороне реки нам не удалось. В этот раз, выгрузив все лишнее из самой подготовленной машины, поехали через брод за дровами и на разведку. Большая Ослянка — нежилой с 2000 года населенный пункт. Многие дома находятся в ужасном состоянии, некоторые как в Простоквашино — подмети и живи. Большинство жителей до местного «апокалипсиса» либо сторожили зэков, либо обслуживали зону, либо были зэками сами… Вся экономика поселка крутилась около леспромхоза, но, в связи с запретом сплава, дерево здесь валить стало невыгодно. И люди ушли. Но не все: в одном из неплохо сохранившихся домов живет Володя, мужик неопределенного возраста и определенно нелегкой судьбы. Поговорили, представился лесничим, на вопрос о заработной плате засмеялся и сказал, что только продукты привозят. Да и то, как мы поняли из разговора в основном это сердобольные охотники. Электричество от самодельного генератора, собранного из остатков велосипеда и запчастей от УАЗа, телефонная связь отсутствует. Кроме него в поселке на лето устроилась группа шабашников, которые корчуют чермет из земли, а потом вывозят его на пункт приема металла. Личности все в основном подозрительные, человек пять-шесть. Всю ночь они веселили нас беззлобной перебранкой: через реку они переправляли водку, продукты и… заглохший мотоцикл с коляской, привязанный к трактору «Белорус».Вечером того же дня съездили в Малую Ослянку посмотреть на гору Сыпучую. Деревня в еще большем запустении, бросили ее еще раньше. Встретившиеся нам рыбаки из Перми с восхищением рассматривали машину, и сетовали, что на их «Нивах» сюда не проехать, стоянку пришлось разбить в полутора километрах от реки.12.07.2008. Неудавшийся реваншУтром у нас был запланирован марш-бросок двух УАЗов к горе Ослянка. Гору было отлично видно с нашего бивака, и мы были твердо намерены взять реванш за прошлый год. Но, видимо, не судьба. Буквально в километре от лагеря на машине Константина Михайлова оборвался кардан (вспомнили добрым словом механиков, готовивших машину), и ремонт в полевых условиях занял почти три часа. Время было потеряно, а на горе пошел дождь. Остатки дня мы посвятили техобслуживанию автомобилей, гастрономическим изыскам в виде плова и разговорам далеко заполночь.13.07.2008. Цивилизация Нам предстоял довольно большой перегон: Б. Ослянка — Северо-Каспашский — Кизел — Широковский — Юбилейный — Безгодово (р.Усьва)В Кизеле наша группа разделилась — один из УАЗов поехал в Горнозаводск, другой в Тюмень, их отпуск закончился, а мы на трех машинах продолжили свой путь. Небольшой перегон по асфальту, и мы добрались до поселка Юбилейный. Из десятка стандартных пятиэтажек наполовину заселено две. Закрыли шахту, на которой работало большинство населения — и поселок захирел. На ночлег встали под огромной елью на стоянке сплавщиков прямо на берегу реки. Неподалеку остановились на ночь несколько плотов, впрочем, такое соседство беспокойства не доставило. Вечером съездили в Безгодово. Большая когда-то деревня насчитывает теперь полтора десятка жилых дворов, по остальным гуляет ветер. Магазин работает «по требованию»: нужно зайти домой к продавщице, и она откроет лавку. Тем не менее на центральной улице стоит исправный телефон-автомат. На высоком берегу Усьвы, напротив деревни, в окружении сосен есть действующий деревянный храм. Местные жители говорят, что при церкви живет батюшка и регулярно проводит службы. Погода была настолько теплой, что спать легли в спальниках без палаток, прямо под звездами.14.07.2008. Конечная точкаПоследней нашей целью в этом путешествии стал государственный заповедник Басеги. Режим и правила посещения этого природного памятника настолько строги, что мы решили проехать только по его границе и отметиться на кордоне смотрителя. Огромные сосны и кедры, девственный лес, чистейшие ручьи. Это действительно кусочек совершенно нетронутой человеком уральской природы. Здесь нас начали «дразнить» зайцы. Каждые километр-полтора мы наблюдали этих милых созданий сидящими прямо на дороге. Через некоторое время наши измученные тушенкой организмы стали воспринимать очередного ушастого исключительно как дичь. В общем, когда мы покинули границы заповедника и остановились в очередном заброшенном поселке под названием Рассоха, на оперативном совещании было решено: двух зайцев на вечернюю похлебку добыть. Что и было сделано: одного взяли сразу, другого, подранка, добрали с собакой по следу в двадцати метрах от дороги. С такой вот добычей встали на последний ночлег. Похлебка удалась на славу, а пес получил заслуженные на своей первой охоте потрошки и косточки.15.07.2008. До свидания, Урал! Ранний подъем, быстрые сборы — и мы выдвинулись в сторону тагильской трассы. Уехать, не попрощавшись с Уралом, не могли и свернули к горе Колпаки. Со смотровой площадки на ее вершине видны все окрестности в радиусе почти пятидесяти километров. Полюбовавшись на прощанье зелеными склонами самых старых на планете гор, мы тронулись в обратный путь. Обратная дорога приключениями не изобиловала, и к одиннадцати вечера мы добрались до Тюмени. Эта экспедиция удачно завершилась. Появились планы на будущий год. Второй год мы путешествуем по Уралу и не перестаем удивляться богатой и интересной истории края, его уникальной природе и тому, что все это рядом с нами. Думаю, что Урал подарит нам еще много приключений и открытий.

Не забывайте подписываться на нас в Telegram и Instagram.
Никакого спама, только самое интересное!