Dipol FM | 105,6 fm
93.29
99.56

ПОДУШКА НЕ ДЛЯ СНА

Подушки безопасности — великое изобретение. Они способны уберечь самое ценное — жизнь наших близких и нас самих. У айрбэгов только один недостаток: они являются устройством однократного применения. Autotop узнал, как работают подушки безопасности и можно ли их восстановить.

Начнем с того, что подушки безопасности — лишь вершина айсберга, называемого чаще всего SRS (Supplemental Restraint System, система дополнительного удерживания). Помимо айрбэгов, которые могут быть фронтальными и боковыми, SRS включает в себя датчики направленных перегрузок, рассчитывающие величину замедления, датчики удара, электронный блок управления айрбэгами, ремни безопасности с преднатяжителями… Многие производители не останавливаются и на этом, предлагая свои инновационные разработки. Например, у «Мерседеса» это активные подголовники, при столкновении двигающиеся вперед во избежание травм шейных позвонков.
Принцип работы системы SRS в общих чертах выглядит так. Система активизируется при включении зажигания. Айрбэги, таким образом, могут сработать и в неподвижном автомобиле, если он, к примеру, стоя на светофоре, получает удар сзади от другого авто. Любая авария занимает считанные доли секунды, но за это время электроника успевает произвести все необходимые вычисления и принять меры по спасению людей. Датчик ускорения, размещающийся, как правило, в районе подлокотника (обычно ближе к центру масс автомобиля), постоянно измеряет величину ускорения/замедления автомобиля (то самое g из физики). Пьезоэлектрические датчики удара, которые устанавливаются в районе переднего бампера и на полу под сиденьями передних пассажиров, дают информацию в ЭБУ подушек о деформации металла в момент столкновения, когда критическое замедление еще не наступило. В первые миллисекунды с момента аварии (когда люди в автомобиле еще не сместились навстречу удару) датчики уже фиксируют наступление перегрузок, которые могут оказаться критическими. В этот момент срабатывают преднатяжители ремней безопасности — задача их состоит в том, чтобы тело человека приняло фиксированное положение. Блок управления айрбэгами получил информацию датчиков — подушки «выстреливают». Все
эти операции происходят очень быстро, поэтому, когда тела находящихся в машине людей приходят
в движение под силой инерции (примерно через 0,05 с после контакта автомобиля с препятствием), все уже готово для того, чтобы спасти их жизнь. С восстановлением «жестяной части» после ДТП, как правило, у владельцев вопросов не возникает, такой ремонт делают практически в любом кузовном сервисе, а вот с подушками не так все просто.
С какими трудностями может столкнуться автолюбитель и нужно ли восстанавливать систему SRS, нам рассказал Иван Покрышкин, помощник технического директора группы компаний «Автоград».

ОБЯЗАТЕЛЬНО МЕНЯТЬПсихология русского человека такова, что при покупке нового автомобиля он закажет много самых разных опций, но о собственной безопасности подумает в последнюю очередь. «Тот, кто хоть раз попадал в серьезное ДТП, уже иначе расставляет приоритеты, — говорит Иван. — Бывало, что клиенты, пережившие аварию, звонили в автосалон и благодарили менеджеров за то, что они уговорили их не отказываться от айрбэгов в качестве опции. Но таких клиентов — единицы. Как ни странно, убедить человека в том, что отработавшие в аварии подушки надо заменить новыми, бывает сложно. Обычно людей смущает цена новых компонентов системы безопасности. Действительно, стоит это отнюдь недешево. Вот пример из нашей практики: за ремонт Volvo S 40 клиент отдал 577 тысяч рублей. Стоимость кузовных деталей и работы по их замене практически равняется стоимости новых компонентов SRS и работы по их установке. Так, подушка водителя стоит 28 тысяч рублей, пассажирская (она больше по объему) — 38 тыс., боковые шторки — 18 тыс., накладка, их скрывающая, которая также идет под замену — 28 тысяч. Плюс датчики и блок управления, проводка, соединяющая их. Накладка панели приборов, ступица рулевого колеса. Ну и, собственно, ремонтные работы. Их выполняют только сертифицированные мастера, которые могут правильно соблюсти все технологии. Установка датчиков, реагирующих на деформацию, — яркий тому пример. Не затянешь крепеж — не сработает при столкновении, перетянешь — подушки сработают оттого, что каркнула ворона. Что касается „Вольво“, то смотреть на цифры неуместно, если вспомнить о том, что автомобиль спас две жизни». Часто приходится акцентировать внимание на блоки управления айрбэгами. Обычно конструкторы располагают его в центре масс автомобиля, в связи с чем внешних повреждений на этой детали нет. Однако некоторые производители, к примеру, «Рено», после срабатывания элементов системы однозначно требуют менять блок согласно их технологии. При ремонте компонентов системы безопасности мы руководствуемся требованиями автопроизводителя, которые у разных фирм могут отличаться. Разные марки автомобилей предусматривают разный подход к процессу восстановления системы безопасности. К примеру, на Peugeot при замене айрбэга водителя меняется рулевое колесо в сборе плюс шлейф проводов электропитания. В связи с этим мастер, знакомый с технологией «Рено», не может выполнять те же работы на «Форде». Обвинять производителя в том, что он хочет элементарно «навариться», некорректно — автофирмы соревнуются друг с другом за звание самого безопасного производителя. Все понимают, что в деле безопасности несущественных вещей не бывает. КАСКО СНИМАЕТ ВСЕ ПРОБЛЕМЫ«Проблема дороговизны кажется значительнее, чем она есть на самом деле. — говорит Иван. — Большинство новых автомобилей сейчас страхуется по КАСКО (угон-ущерб). В отличие от ОСАГО, где страховая выплата „по железу“ ограничена 120 тыс. руб., полис КАСКО гарантирует полное возмещение ущерба — все вышеописанные детали и их установка, как правило, не вызывают споров у страховых компаний. Таким образом, те, у кого есть страховка КАСКО, не будут оплачивать дорогостоящую операцию из своего кармана, но не нужно забывать о грамотной и технологически правильной дефектовке этой системы. Хуже тем, кто застраховал только гражданскую ответственность. Однако среди покупателей новых иномарок таких меньшинство, об отечественных машинах речь не идет в силу понятных причин. Выходит, единственная категория автомобилистов, кого могут коснуться дополнительные финансовые траты — владельцы неновых иномарок. „При покупке подержанного автомобиля нужно продиагностировать его на предмет последствий возможных ДТП, — говорит наш специалист. — Вообще, если система не была восстановлена должным образом, на панели приборов должен гореть соответствующий символ, но его зачастую гасят, вводя в заблуждение потенциального покупателя. При этом обладатели „европеек“ рискуют больше, чем владельцы праворульных „японок“. Если при грамотном проведении сделки (через аукцион) можно надеяться на то, что вам достанется действительно хороший автомобиль из Страны восходящего солнца, то машины из Европы часто имеют далеко не кристальную историю“. САМ ВИНОВАТ„Удивляюсь людям, которые потратили кучу денег на автомобиль, оснащенный современными системами защиты водителя и пассажиров, и при этом игнорируют такой простой элемент безопасности, как ремень с преднатяжителем. — говорит наш эксперт. — Подушка выстреливает со скоростью 320 км/ч, чтобы опередить инерцию тела. Человек должен соприкоснуться с подушкой только тогда, когда ее „пузырь“ уже сдувается. Этому помогает ремень, задерживающий момент инерции. Если же ремень болтается на стойке или „защищает“ спинку сиденья, то к 320 км/ч надо прибавить скорость движения тела, а векторы сложить. Как правило, в серьезных авариях такие случаи заканчиваются печально — подушка ломает шейные позвонки“. Мелочей в этом деле вообще нет: кресло и руль должны быть правильно отрегулированы для комфортной посадки, а ремень необходимо настроить по высоте (эту возможность предоставляют даже ВАЗы). Нюансов вообще¬то много. Нельзя держать посторонние предметы на панели в зоне срабатывания пассажирской подушки: при ДТП траектория их полета непредсказуема. Тюменский владелец „Рено­Логан“, например, понял это, получив травму лба: стеклянный цилиндр­дезодорант был прикреплен аккурат на крышку пассажирского айрбэга… Отдельного внимания заслуживают боковые подушки в креслах: неправильно подобранные чехлы просто не дадут им раскрыться. Чтобы не ошибиться, чехлы следует брать только у дилера. На „правильных“ чехлах сбоку есть ярлычок „AIRBAG“ и штамп соответствующего производителя (причем он должен совпадать с производителем самого автомобиля).**
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВАРИАНТЫ**На самом деле способы сэкономить есть всегда. Рассмотрим подходящие и неподходящие. Практически любой автомобиль, имеющий подушку безопасности переднего пассажира, снабжен устройством, дезактивирующим ее срабатывание. Делается это на случай, если вы решили установить детское кресло на переднее сиденье. Подушка способна нанести вред ребенку, в то время как его собственное кресло надежно защитит малыша. Но подушку можно отключить и в том случае, когда на переднем сидении никого нет. Здесь, правда, лучше обладать хорошей памятью, чтобы контролировать включение­выключение, либо обучить этому пассажира. Впрочем, те, кто почти всегда ездят в одиночку, могут взять это на заметку. В автомобилях премиум­сегмента есть специальные датчики, определяющие, есть ли человек на месте переднего пассажира. Соответственно, система не даст сработать тем подушкам, которым просто некого ащищать. Наконец, датчики замедления всегда настроены на определенный порог, выше которого столкновение считается опасным. Если же вы, к примеру, не разъехались в тесном дворе или на парковке, то лишних затрат не понесете. „Иногда приходится слышать от клиентов, что автомобиль их подвел, так как подушки не сработали, — рассказывает Иван Покрышкин. — Смотришь на повреждения, а это несущественная вмятина или царапина. В этом случае хочется спросить: зачем вам лишние проблемы?“."Национальный» (он же — бюджетный) подход заключается в том, что вместо обновления всей системы клиент просит восстановить панель приборов и руль. Все остальное его не интересует.
От безысходности такой вариант используют те, кто не может надеяться на получение денег от страховой компании ввиду отсутствия КАСКО, а от легкомыслия — те, кто считает это излишней тратой своего времени и чужих денег. «Насчет длительности процесса можно не волноваться. Пока делают „жестянку“, у нас будет все готово для работы с SRS. Обновление системы займет сутки­двое, — поясняет Иван. — И еще раз отмечу, что ремонтировать систему безопасности надо только у дилера, обслуживающего конкретную марку».Мастерские, где занимаются восстановлением только панели приборов, в Тюмени есть. Ремонт состоит из замены пластиковых панелей и работы с блоком SRS. Задача потушить лампочку — не отличается особой сложностью. За подушки не берутся: дело это под силу только дипломированным специалистам, ведь речь идет о безопасности. В завершение беседы Иван Покрышкин подчеркнул: «Экономить на безопасности недопустимо. Лучше ходить пешком, чем ездить на автомобиле, где поврежден хоть какой­либо компонент системы пассивной безопасности».

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
В Викуловском районе полицейские убедили пенсионерку переехать в пункт временного размещения
В Викуловском районе полицейские убедили пенсионерку переехать в пункт временного размещения
Женщине помогли собрать вещи и необходимые документы.
#новости Тюмени
#Тюмень
#Тюменская область
#Ишим
#Ишимский район
#паводок
#полиция
#ДПС
#УМВД
#МВД
#Казанский район
#Викуловский район
В Тюмени поздравили 100-летнего ветерана ВОВ с наступающим Днем Победы
В Тюмени поздравили 100-летнего ветерана ВОВ с наступающим Днем Победы
Ветерану вручили подарочный набор и именное поздравление от губернатора региона.
#новости Тюмени
#Тюмень
#Тюменская область
#ВОВ
#ветераны
#День Победы
#9 Мая
#подарки
#губернатор
#Александр Моор
Тюменцев приглашают влиться в ряды волонтеров и помочь убрать город
Тюменцев приглашают влиться в ряды волонтеров и помочь убрать город
Чтобы стать волонтером, нужно подать заявку.
#новости Тюмени
#Тюмень
#Тюменская область
#волонтеры
#волонтерство
#уборка
#МыВместе
В Викуловском районе 19-летний парень угнал за ночь два автомобиля
В Викуловском районе 19-летний парень угнал за ночь два автомобиля
Суд назначил ему наказание - три года в колонии-поселении.
#новости Тюмени
#Тюмень
#Тюменская область
#Викуловский район
#Викулово
#дети
#подростки
#уголовное дело
#наказание
#угон
В аэропорту Рощино уже закончена часть работ по рекострукции
В аэропорту Рощино уже закончена часть работ по рекострукции
С начала строительства прошло всего 10 месяцев.
#новости Тюмени
#Тюмень
#Тюменская область
#аэропорт
#Рощино
#реконструкция
#строительство