Dipol FM | 105,6 fm

Откуда в Тюмени берутся пробки

Большую часть заторов создают сами автомобилисты.

_С началом сентября тюменские улицы вновь заполонили машины: горожане вернулись из отпусков, мамы и папы стали возить детей в садик и школу, ездить на работу, в общий поток влилась огромная армия студентов — у нас их около 100 тысяч, ожил после отдыха и бизнес._

_Вот вам и пробки. Но даже при существующей сети дорог можно увеличить пропускную способность, если грамотно организовать движение на регулируемых перекрестках, к примеру, создать «зеленую волну», когда вам при движении в определенном направлении на каждом перекрестке горит зеленый свет. О том, что делается для ликвидации заторов, «Вслух о главном» рассказал заместитель директора по эксплуатации и содержанию светофорных объектов МКУ «Тюменьгортранс» Руслан Тимерзянов._

_"К сожалению, «зеленую волну» можно создать лишь на улицах с низкой транспортной нагрузкой и на магистральных улицах, где все перекрестки одинаковой ширины, — пояснил он. —  У нас же на большинстве магистралей и улиц, которые их пересекают, разное количество полос и разная интенсивность движения. В таких случаях увязать между собой светофоры даже на двух соседних перекрестках довольно сложно. В качестве примера можно привести улицу 50 лет Октября. При движении в сторону центра магистраль пересекает узкая Севастопольская, потом идет Одесская, где уже совсем другие габариты и плотность потока. Тем не менее работа в этом направлении ведется: мы выезжаем на место, измеряем интенсивность движения, причем измеряем в разные дни и регулируем работу светофоров, создавая оптимальные режимы"._

Оседлать «зеленую волну»

На «зеленую волну» можно попасть:

— на улице 30 лет Победы, от книжной базы до Ткацкого проезда (раньше этот транспортный узел в вечерние часы пик считался самым неприступным в микрорайонах. — Прим. авт.);

— на улице Федорова между собой увязаны два светофора — у школы и на пересечении с Логунова;

— на улице Ямская — от Бакинских Комиссаров до Аккумуляторной, поэтому выезд из города по Ямской предпочтительнее);

— на улице Малыгина — в прямом направлении дружно работают три светофора на перекрестках;

— на улице Ватутина, если ехать со стороны Ветеранов Труда.

Синхронизирована также работа светофоров на одном из сложнейших с точки зрения организации движения перекрестков, в котором переплетены улицы Ленина, Северная, Мориса Тореза, Республики, Герцена. В единой связке работают светофоры на пересечении Ленина и Северной, Ленина и Мориса Тореза, Мориса Тореза и Республики. С учетом многочисленных замеров интенсивности движения на этом узле основой приоритет отдан потоку, который движется по улице Ленина и на Мориса Тореза и на улице Республики поворачивает вправо — в сторону Максима Горького. «Зеленая волна» в этом направлении особенно заметна в выходные дни. Большая часть тех, кто «стартовал» от Северной, успевают проехать по стрелке на пересечении Мориса Тореза и Республики. В будни «зеленая волна» тоже действовала бы, если не один-два «умника», которым нужно повернуть налево. Наглые от природы, они, чтобы не стоять в очереди в третьем и четвертом ряду на Мориса Тореза (по знакам — направление движения только влево), проезжают по второму ряду (по знакам — направление движения только вправо) как можно ближе к улице Республики и прижимаются к веренице машин в третьем ряду (те, кто еще наглее, выезжают за стоп-линию). Тем временем первому и второму ряду (по знакам — движение только влево) на светофоре горит стрелка.

«Движение по второму ряду сразу ограничивается, вместо двух полос для движения остается лишь одна, — возмущается Руслан Тимерзянов. — Те, кто едет впереди, начинают притормаживать, кто-то начинает перестраиваться в первый ряд, кто-то их пропускает, притормаживает, кто-то нет. В итоге из-за одного-двух „умников“ 70 процентов водителей не успевают проехать по „зеленой волне“, соответственно, растягивается и пробка на улице Ленина».

Причины пробок

Такую же картину мы наблюдаем и на других перекрестках. Перестроение из ряда в ряд в таких случаях, по мнению Руслана Тимерзянова, является одной из причин образования заторов. Скорость потока снижается даже при перестроении из ряда в ряд.

«У нас многие автомобилисты не имеют понятия, как передвигаться по городу, — отмечает Тимерзянов. — Если я еду прямо по Республики до строительного университета, я же могу ехать одним и тем же рядом. Можно просто занять второй ряд и ехать по нему. Обратите внимание, сколько у нас на улице Республики водителей, которые перестраиваются из ряда в ряд через каждые 20−30 метров. В итоге тот ряд, в который перестраивается вечно спешащий автомобилист, начинает тормозить, первая машина притормаживает, вторая еще больше, а третья или четвертая машина и вовсе останавливаются. Я понимаю, если ты едешь по трассе, можно чуть посильнее надавить на педаль газа, и ты действительно приедешь быстрее, с этим никто не спорит, но в городе нет никакого смысла куда-то гнать. Ну разогнался ты, а впереди нерегулируемый пешеходный переход и светофор, все равно нужно тормозить. Где логика? Зачастую такие перестроения заканчиваются авариями. Знаете, в чем причина постоянных заторов на улице Пермякова? Не в светофорах, а в том, что здесь каждый день по несколько раз бьются машины. Столкнулись, заняли один ряд, пропускная способность резко упала на треть. А если заняли два ряда?»

Заторы на дорогах создают и те, кто выезжает на перекресток, видя, что впереди пробка. Когда загорается «красный», они остаются на перекрестке и блокируют движение тем, кто намеревается свернуть влево или проехать в перпендикулярном направлении. Яркий пример — перекресток улиц Республики и Максима Горького. Зная, что по улице Республики в сторону центра затор, автомобилисты все равно выезжают на перекресток и мешают встречным машинам свернуть на улицу Максима Горького. В итоге на улице Республики в сторону Максима Горького вырастает длинный «хвост». Отчасти проблему решают табло обратного отсчета времени, но, даже видя, сколько секунд осталось до смены сигналов светофора, водители все равно выезжают на перекресток.

Есть еще одна причина, которая заметно усложняет передвижение по городу. Она также напрямую связана со светофорами. Вы обращали внимание, как трогается длинный ряд машин, когда загорается зеленый сигнал светофора? Сначала первый, потом второй, потом третий, потом четвертый, при этом первый или второй может прозевать сигнал и тронуться с опозданием. Когда очередь доходит до 15-го в очереди, ему остается лишь тяжело вздохнуть и остановиться на «красный». Если бы все смотрели не на багажник впередистоящей машины, а на светофор и дружно бы трогались с места, через перекресток проезжали бы не 15, а 30 машин. Московский автомобильно-дорожный институт проводил исследования, которые наглядно доказали, что если ты на перекрестке стоишь 20-м, то тронешься с места только через 20, а то и через 30 секунд. Институт проводил еще один эксперимент: машины расставили по замкнутой окружности и предложили водителям двигаться по кругу. Так вот движение постоянно сбивалось и машины останавливались. Оказалось, что это нереально. В любом случае выводы мы должны сделать сами, иначе нам вечно придется стоять в пробках и двигаться с черепашьей скоростью.

Двойной груз

Самый загруженный, по данным Тюменьгортранса, перекресток улиц Широтная и Пермякова. По замерам в часы пик, их пропускная способность в 2,1 раза ниже, чем нужно. Чтобы пропустить такую массу машин, дороги должны быть в два раза шире. Поэтому на этом перекрестке никак не удается подобрать именно те режимы (в разное время суток они меняются), которые устраивали бы всех автомобилистов. Удалось решить проблему с поворотом при движении со стороны Войновки и Восточного микрорайона по Широтной на Пермякова. В этом направлении по замерам датчиков интенсивности движения идет основной поток транспорта. Именно ему в утренние часы пик отдан приоритет.

Затруднен проезд по Пермякова со стороны объездной дороги, так же как со стороны путепровода. Впрочем, заторы, которые мы наблюдаем здесь в утренние и вечерние часы пик, лишь визуально кажутся страшными. На самом деле, если нет аварий на дороге, поток перемещается достаточно быстро.

После дождичка и в пятницу

Судя по постоянным наблюдениям за тюменскими дорогами, больше всего пробок в дождь. «Пробки зимой в гололед — это понятно, но у нас не менее серьезные заторы случаются и летом — во время дождя, — отмечает Руслан Тимерзянов. — Скорость снижается в два раза. По улице Республики в самый теплый ясный день мы будем ехать со скоростью 15−20 км в час, а в дождь скорость будет не более 10 км в час. Хотя, казалось бы, можно было и 20 км в час ехать, на безопасность это сильно не влияет, но тем не менее факт остается фактом. Наверное, чисто психологически люди боятся попасть в аварию в дождь и едут медленнее».

По дням недели ситуация складывается следующая. Незагруженный день рабочей недели — четверг. В четверг интенсивность движения меньше, чем в понедельник, во вторник, в среду и в пятницу. Самые напряженные дни — понедельник, вторник, пятница. В вечерние часы однозначно самым напряженным днем недели является пятница.

«Мы предполагаем, что после работы тюменцы едут не домой, а разъезжаются, кто на дачи, кто в магазины, кто в кафе, — пояснил Руслан Тимерзянов. — Многие просто катаются по городу, мы наносим разметку у светофоров ночью, я могу сказать, что с 1:30 до 2:00 по магистральным улицам проезжает очень много машин. Причем интенсивность движения в ночные часы не снижается с приходом осени, когда заканчиваются пляжи, дачи и пикники».

Отсюда вывод: пятница не только самый загруженный день недели, но и самый опасный для водителей и пешеходов.

Не забывайте подписываться на нас в Telegram и Instagram.
Никакого спама, только самое интересное!