По сути, большинство участников пресс-клуба выразили мнение, что механизм прямого урегулирования убытков весьма привлекателен, но в том виде, в котором он заработал в России, его оставлять нельзя. Нововведение требует значительных доработок.
C 1 марта 2009 года в России вступили в силу поправки к закону об обязательном страховании автогражданской ответственности. Нововведение, о котором так долго говорили и спорили, должно было начать действовать еще с июля прошлого года, однако под давлением страховщиков проект отложили. Суть поправок сводится к тому, что теперь возможно прямое урегулирование убытков при небольшом ДТП (без пострадавших). То есть за возмещением ущерба можно будет обращаться не в компанию виновника аварии, а в свою собственную. Плюс ко всему при определенных условиях вызывать ГИБДД становится не обязательно (если сумма ущерба не превышает 25 тысяч рублей).Именно эта тема и стала предметом дискуссии, которая развернулась на пресс-клубе, организованном журналом «АвтоТоп». Обсудить ноу-хау и связанные с ним проблемы собрались представители страховых компаний и брокеров, ГИБДД, Союза автолюбителей Тюмени и средств массовой информации.Страховщики противГлавные предпосылки появления поправок к закону об ОСАГО обозначил в начале встречи Александр Меренков — генеральный директор СК «Северная Казна». По его мнению, немалую роль в этом сыграли западные художественные фильмы, где участники ДТП просто обмениваются визитками страховых компаний и, радостные, разъезжаются. Сказалось и несовершенство нынешнего закона — водители изначально были недовольны ситуацией, когда пострадавшему в аварии приходится терять время и нервы на то, чтобы компания виновника возместила ему ущерб. Третьим фактором стали выборы депутатов Госдумы: «Народным избранникам необходимо было сделать что-то хорошее для миллионов автовладельцев. В результате решили, что нужно, чтобы водители не вызывали ГИБДД и обращались в свою страховую компанию, — рассказал Александр Владимирович. — Таким образом, с 1 марта страна вступила в новую эру отношений между пострадавшими и виновниками, но как все это будет осуществляться на практике, никто не знает, потому что ряд сопутствующих изменений в законодательство, который должны были принять депутаты, пока так и остается на бумаге».Как пояснил Меренков, страховщики изначально были против скоротечного принятия поправок, поскольку механизмы нововведения не проработаны. «Во-первых, как участники ДТП должны определить — вызывать ДПС или не вызывать? Я знаю, что по этой причине во многих регионах России ГИБДД тоже была против проекта. Во-вторых, нужны навыки для заполнения документов на месте столкновения, а их у многих водителей нет. В-третьих, виновника аварии обычно выявляет суд, а теперь это ложится на плечи страховой компании. А если страховщик откажет в выплате? Документа от ГИБДД нет, только договоренность двух людей. Как быть в этом случае судье? Ну и в-четвертых, как оценить причиненный ущерб без привлечения специалистов?», — вопросов к новым поправкам у страховщиков, по словам Меренкова, хоть отбавляй. Коллега Александра Владимировича Сергей Окунев, начальник отдела страхования Росгосстраха, добавил, что и со стороны налоговиков автовладельцев не ожидает ничего хорошего, поскольку при выплате страхового возмещения с пострадавшего удерживается налог за прямое урегулирование. При этом Сергей Васильевич заверил, что Росгосстрах уже готов работать по новой схеме, но ни одного клиента, желающего воспользоваться вступившими в силу поправками, пока не было.Сплошные «если»Любопытно, что представитель ГИБДД, подполковник милиции Анжела Борисова, точку зрения страховщиков относительно неприятия проекта госавтоинспекцией не разделила:"Мы, естественно, заинтересованы в том, чтобы как можно меньше наших сотрудников выезжали на мелкие ДТП. Это отнимает много времени и сил. Из-за царапины на бампере водители ждут ДПС, создавая пробки. Лучше мы будем выезжать на аварии с пострадавшими, а тут пусть разбираются страховые компании. Хотя психология наших автолюбителей такова, что думаю, без вызова ГИБДД еще долго не обойдется. Для людей это гарантия возмещения ущерба". Зато Союз автолюбителей Тюмени, который вроде должен ратовать за права автомобилистов, а значит, двумя руками поддерживать новые поправки, оптимизма по поводу «прямого урегулирования» не испытывает. Об этом красноречиво заявил президент организации Владимир Раков, считающий, что поправки к закону об ОСАГО абсолютно сырые и состоят из одних «если»: если не пострадали люди, если столкнулось не более двух машин, если у обоих участников полис оформлен после 1 марта 2009 года