Dipol FM | 105,6 fm
93.44
99.58

Большое советское счастье

Сорок лет назад, 19 апреля 1970 года, с конвейера Волжского автозавода сошел первый автомобиль.

Сорок лет назад, 19 апреля 1970 года, с конвейера Волжского автозавода сошел первый автомобиль. Это была знаменитая «единичка», она же — «копейка», ВАЗ-2101. Благодаря ей автомобилистами стали миллионы людей. Мы не смогли остаться в стороне от юбилейной даты. Для тех, кто хорошо осознает, что все мы «вышли» из «копейки», AutoTop провел ретро-тест одного из лучших по сохранности ВАЗ-2101. Задумав отметить сорокалетие ВАЗ-2101, мы не рассчитывали, что без труда отыщем автомобиль в состоянии, годном для съемки. Нам повезло: на просьбу журнала откликнулся наш читатель Владимир Горпинченко, однажды уже представлявший на страницах «Автотопа» свою тюнингованную «девятку». Владимир — организатор тюменского Lada-cars club’a и человек, для которого слово «Жигули» не является ругательным. Будучи обладателем последней вазовской разработки — «Приоры», Владимир однажды решил приобрести в пару к ней самую первую модель завода — «для души, утомленной ностальгией». Она, в свою очередь, возникла не на пустом месте: пятнадцать лет назад первой машиной Владимира стал подаренный родителями ВАЗ-21 013. Владимиру улыбнулась удача: найденная им машина полностью соответствовала известной легенде — «один хозяин, гаражное хранение, родной пробег». В девяносто девяти случаях из ста соблазнительная фраза оказывается обычным вымыслом. Но наш герой вытянул счастливый билет. ПриобретениеРассказывает владелец автомобиля: «То, как мне досталась машина, действительно похоже на красивую сказку. Год назад один знакомый поведал, что какая-то бабушка продает ВАЗ-2101, оставшийся у нее от мужа. Автомобиль 1978 года выпуска всю жизнь находился в одних руках, а после того, как владелец тяжело заболел, не эксплуатировался. В конце концов „копейка“ пережила своего хозяина. Бабушку, решившую продать машину, можно было понять: ездить на ней было некому, а квитанции об уплате транспортного налога приходили ежегодно. Была названа цена — десять тысяч, и мы договорились о встрече. Чтобы попасть в гараж, пришлось срубить молодое деревце и откапывать просевшие ворота. Затем я увидел машину, цвет которой было трудно определить: на кузове лежал слой пыли толщиной в три сантиметра. За лобовым стеклом обнаружился талон техосмотра за 1996-й год — автомобиль простоял без движения тринадцать лет. Одометр показывал 48 тысяч км: предыдущий владелец всю свою жизнь обустраивал нефтяные и газовые месторождения на Севере и ездил на машине только летом, когда полагался отпуск — на дачу и в лес за грибами. На „смотрины“ я захватил аккумулятор, бензин и свечи. Поставив батарею, попробовал завести мотор — стартер отлично крутил двигатель, но не схватывал. Оказалось, что рассохлась мембрана бензонасоса: залив топливо напрямую в карбюратор, мотор легко завелся. Если бы не „пропавшие“ тормоза и спущенная потрескавшаяся резина, я бы перегнал машину без помощи эвакуатора». Реставрация Осмотрев свое приобретение, Владимир понял, насколько ему повезло: все детали на машине были оригинальными. Кузов, не считая нескольких отметин от дачной ограды, был цел и почти не тронут коррозией. Позже, при установке новых крыльев, взору открылся порядочный слой заводской мастики. Покраска кузова стала предметом гордости реставраторов: эксклюзивный желтый цвет «копеечки» подбирали долго, испытывая терпение девушки-колористки. Поверх основной краски нанесли слой белого ксиралика и несколько слоев лака. Трудоемкая процедура принесла плоды: на солнце микроскопические блестки ксиралика играют и переливаются. Внешнее восприятие ретроавтомобиля во многом зависит от состояния хромированных деталей. Купленная Владимиром машина была комплектная, но время наложило свой отпечаток: хром потускнел, начал местами облазить и уже не поддавался полировке. Владимир нашел выход: зарегистрировавшись на сайте почитателей «копейки», он начал искать детали из дедовских запасов по всем уголкам бывшего Советского Союза. Немного погодя в Тюмень стали приходить посылки: из Удмуртии прислали клыки на бампера, из Подмосковья — передние подфарники, из Перми — колпаки. Запчасти были что надо: почти везде встречался штамп «Сделано в СССР» и клеймо Знака качества. В конце концов, была обновлена вся хромированная архитектура и оптика, после чего машина преобразилась на глазах. С эмблемой, которая на «копейке» должна иметь красный фон, Владимир поступил и того проще: купив обычную черную, разобрал и покрасил в нужный цвет. Редкостным дефицитом считаются родные покрышки непривычной ныне размерности 155/70R13. У Владимира они есть. А недавно в Москве были найдены и хромированные молдинги на пороги — последняя деталь, которой недоставало машине. Отличий от полного оригинала всего три: это передний фартук с отверстиями дополнительного охлаждения от ВАЗ-21 011, панель приборов от «шестерки» и отсутствие лючка бензобака на правом заднем крыле. Найти родной фартук без прорезей не удалось, а сроки поджимали: шла сборка кузова. «Шестерочная» панель имеет более удобную комбинацию приборов с тахометром, что же касается заправочной горловины, то она выведена в багажник намеренно — как и сорок лет назад, иные автолюбители не считают грехом опустошить чужой бак под покровом ночи. По той же причине была убрана и личинка замка багажника. На панели задка отлично смотрится табличка с изображением Знака качества — когда-то там красовалась черная жестянка номерного знака. Среди доработок, не бросающихся в глаза — шумоизоляция потолка, пола и дверей, тройная (!) антикоррозионная обработка кузова, заднее стекло с обогревом, усиленные элементы порогов и пола. Соединения электропроводки выполнены таким образом, чтобы не допустить возможности короткого замыкания. Двигатель остался нетронутым: за исключением ремкомплекта бензонасоса, все детали в нем до сих пор заводские. Моторное масло — полусинтетика Mobil-1, фильтры — фирмы SCT. Эксплуатация«Выход в свет» состоялся еще в августе: работая над автомобилем, Владимир с друзьями буквально жили в гараже. «Спасибо жене и дочери за то, что отнеслись с пониманием: несколько месяцев я все свободное время посвящал машине», — вспоминает владелец олдтаймера. Реставраторы успели-таки захватить кусочек лета и приняли участие в автошоу «Активация-2009″. В ноябре „копейка“ встала на зимнюю консервацию, нарушить которую Владимир согласился только ради фотосессии нашего журнала. Нельзя не сказать о реакции людей на „единичку“, словно вчера сошедшую с конвейера. Юное поколение неспособно оценить прелесть этого замечательного ретро-автомобиля. Но дядьки в возрасте „за пятьдесят“ менялись на глазах: теребя в руках кепки, они задавали простые и близкие любому автомобилисту старой закалки вопросы. На вопрос о том, какого года выпуска машина, мы с серьезными лицами отвечали: „2010-го. Из ограниченной юбилейной серии!“. „Копейка“ непохожа на те „Жигули“, что выпускают сейчас. Все в ней сделано со вкусом и любовью: уютные кресла, обтянутые красным кожзаменителем, изящная тонкая баранка с хромированным кольцом звукового сигнала, хромированные ручки стеклоподъемников и дверей, удобные форточки-ветровички. Управлять машиной — одно удовольствие: с готовностью следуют за поворотом руля узкие колеса, четко включаются передачи, добродушно урчит не задушенный нейтрализаторами мотор… Нет, не зря наши отцы откладывали с каждой получки сиреневые четвертаки. На это — стоило копить! „Мне предлагали за нее Lancer в предыдущем кузове, но я гордо отказался! — делится Владимир. — Лестный обмен, но для меня он не имеет смысла. „Лансер“ я мог бы купить и так, только для чего — чтобы раствориться на дороге среди сотен таких же? Мой автомобиль никогда не потеряется в потоке“. ВАЗ-2101 (1970−1982)Количество выпущенных, шт.: 2 710 930…ВАЗ-2101 первых лет выпуска отличались особенно высоким качеством сборки. Многие машины выхаживали до капремонта 300 тыс. км… В 1974 году ВАЗ-2101 получил Знак качества… В 1989 году вишневый ВАЗ-2101 с номером кузова 0 000 001 вернулся на завод в качестве музейного экспоната…"Копейка» стала родоначальницей «классического» семейства (ВАЗ-2101…07). За 40 лет завод выпустил более 15 млн «Жигулей»…В 2000 году по результатам опроса журнала «За рулем» ВАЗ-2101 был назван «Отечественным автомобилем века».Они вернули молодость «копейке»: мастера СТО «Маленькая Япония», проводившие все кузовные и подготовительно-окрасочные работы, а также Сергей Анатольевич Леднев, выполнивший «электрическую» часть работ, члены клуба LadaCars-club Михаил Бакиров, Сергей Новиков, Сергей Сапега и другие. Благодарим Владимира Горпинченко за предоставленный для съемки автомобиль.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
В Тюмени пройдет традиционный чемпионат ползунков
В Тюмени пройдет традиционный чемпионат ползунков
Малыши проползут на скорость 10 метров.
#дети
#чемпионат
#соревнования
#Тюмень
#новости Тюмени
Урожай-2024: тюменские аграрии готовятся к посевной
Урожай-2024: тюменские аграрии готовятся к посевной
Планируется засеять более одного миллиона гектаров.
#АПК
#аграрии
#урожай
#Тюменский район
#Тюменская область
Тюменец оставил рюкзак с наркотиками в камере хранения торгового центра
Тюменец оставил рюкзак с наркотиками в камере хранения торгового центра
Возбуждено уголовное дело.
#МВД
#уголовное дело
#наркокурьер
#наркотики
#ТЦ
#Тюмень
#новости Тюмени
В Ишиме отключат от электричества ряд СНТ и аэродром
В Ишиме отключат от электричества ряд СНТ и аэродром
Подачу возобновят после особого распоряжения.
#паводок
#электричество
#отключение
#Ишим
#Тюменская область
Александр Моор: За сутки уровень реки Ишим поднялся более, чем на 3 метра
Александр Моор: За сутки уровень реки Ишим поднялся более, чем на 3 метра
В Абатском районе защищают федеральную трассу.
#Александр Моор
#губернатор
#паводок
#Ишим
#Абатский район
#Тюменская область