Действенным механизмом для повышения прозрачности ситуации на рынке нефтепродуктов может стать заключение долгосрочных индексируемых контрактов.
Действенным механизмом для повышения прозрачности ситуации на рынке нефтепродуктов может стать заключение долгосрочных индексируемых контрактов. Такое мнение высказал директор по развитию независимого ценового агентства Argus Media Михаил Перфилов на круглом столе по проблемам ценообразования на российском рынке нефтепродуктов. В обсуждении этого актуального вопроса, которое прошло 9 июня в Москве, участвовали представители Федеральной антимонопольной службы, Министерства экономического развития, ряда нефтяных компаний, независимые эксперты. Цена индексируемого контракта, пояснил Перфилов, рассчитывается по определенной формуле с привязкой к независимому индексу рыночных цен. Такой контракт предусматривает жесткие взаимные обязательства сторон по объемам поставки товара, четко определенные процедуры поставки. В нем фиксируется согласованная величина отклонения от индекса рыночных цен, которая включает в себя все накладные расходы поставщика по доставке топлива, возможные колебания качества продукта и др. Индексируемые контракты широко используются на международных рынках, в том числе и российскими компаниями, но на внутреннем рынке России это пока редкость, заметил Перфилов. Между тем, считает он, это единственный доступный на сегодня инструмент, полностью избавляющий корпоративных потребителей от ценовых манипуляций и обеспечивающий прозрачное ценообразование по всей цепочке поставок нефтепродуктов, включая логистику. Такой контракт позволяет участникам сделки усилить текущий и ретроспективный контроль над ценами и повысить прозрачность процесса реализации и закупки нефтепродуктов, увеличить скорость бизнес-процессов.Однако есть ряд причин, которые тормозят развитие торговли по индексам. Среди них специалисты называют, в частности, большое количество ценовых индексов (их определяют ценовые и информационные агентства, консалтинговые компании, электронные брокеры, биржевые площадки, исследовательские центры, государственные структуры, трейдеры). Разнообразие методик определения цен и факты искажения котировок снижают доверие к ценовой информации. Мешает также неясная позиция государства в области регулирования оптового рынка нефтепродуктов. Начальник отдела ценообразования департамента по маркетингу и ценообразованию ОАО «Газпром нефть» Андрей Моторин, выступая на круглом столе, отметил, что формульное ценообразование дает ряд преимуществ как покупателям, так и продавцам. Те и другие оптимизируют свое бюджетное планирование, повышают прозрачность торгово-закупочной деятельности. Покупатель минимизирует риск совершить сделку по очень высокой цене, продавец — по слишком низкой