На минувшей неделе Российская нефтяная компания ЮКОС сообщила о том, что прекращает поставки своей нефти в Китай по железной дороге. Кстати, это первый случай нарушения экспортных поставок российской нефти, вызванного финансовыми трудностями ЮКОСа.
Как пишут центральные СМИ, в руководстве ЮКОСа объясняют такое решение тем, что у компании нет средств на оплату транспортных расходов — представитель компании заявил, что совет директоров решил прекратить поставки нефти в объеме 100 тысяч баррелей в день китайской нефтяной компании CNPC, поскольку ЮКОС, чьи банковские счета арестованы, не в силах оплачивать экспортные пошлины и расходы на транспортировку.
Вместе с тем представитель компании отметил, что пока «ЮКОС» продолжает поставки другой крупной китайской нефтяной компании — Sinopec, поскольку для нее это «более критично». «Как только нам разморозят счета, мы тут же возобновим поставки в полном объеме, — заявил сотрудник „ЮКОСа“. — И мы надеемся, что правительство понимает все репутационные риски для страны в случае перебоев с экспортом. Тем более что поставки нефти CNPC осуществляются по межправительственному соглашению».
По соглашению двух стран «ЮКОС» должен до конца года поставить в Китай еще около одного миллиона тонн нефти. Месяц назад президент ОАО «Российские железные дороги» Геннадий Фадеев заявлял, что «китайская сторона» гарантировала оплату доставки нефти «ЮКОСа» в Китай, однако в компании эту информацию не подтверждали.
ЮКОС обещает возобновить поставки нефти в КНР, как только его счета будут освобождены. Показательно, что решение о прекращении поставок нефти в Китай было принято накануне намеченной на 24 сентября встречи глав правительств России и Китая.
Китай, чье потребление нефти постоянно растет, рассчитывал на российские поставки, пытаясь избежать зависимости от Ближнего Востока. Компания ЮКОС была краеугольным камнем китайского импорта российской нефти. До конца года компания — по договоренности между двумя странами — должна поставить в Китай еще 7,5 млн. баррелей нефти.
Сокращение поставок в Китай может привести к тому, что неприятная для российского правительства тема ЮКОСа будет поднята на встрече с китайской делегацией. Ведь как известно, в настоящее время практически единственным поставщиком российской нефти в КНР является компания ЮКОС. А мировые рынки нефти, давно ожидавшие, что проблемы нефтяного гиганта могут привести к перебоям поставок, отреагируют, почти наверняка, ростом цен.