Dipol FM | 105,6 fm
92.26
99.71

Формула топливной конкуренции

Органы власти, нефтяники и эксперты продолжают искать оптимальную формулу для определения справедливой внутренней цены на нефтепродукты…

Органы власти, нефтяники и эксперты продолжают искать оптимальную формулу для определения справедливой внутренней цены на нефтепродукты. И хотя мнения по этому поводу расходятся, в том числе у ключевых по влиянию на рынок нефтепродуктов ведомств — Федеральной антимонопольной службы и Минэнерго Р Ф, — рано или поздно, надо полагать, решение будет найдено. Вопрос в том, что потребителям нужно не просто недорогое, но еще и качественное топливо, иначе вся «экономия» уйдет на ремонт автомобиля. А хорошее, как гласит народная мудрость, дешевым не бывает…Принцип паритетаГод назад, в мае 2009-го, российское правительство утвердило программу развития конкуренции. Один из ее разделов посвящен рынку нефтепродуктов, а среди инструментов, которые позволили бы сделать его конкурентным, названа методология расчета внутренних индексов цен на нефтепродукты и процедур их использования федеральными органами исполнительной власти. В процесс выработки формулы цены включились ФАС, Минэкономразвития, Минэнерго и, конечно, нефтяные компании. Так или иначе, все предложенные варианты основаны на одном из видов экспортного паритета — так называемом принципе net-back. Это должно привязать стоимость топлива внутри страны к мировым ценам и исключить возможность произвольного установления цен вертикально интегрированными компаниями. ФАС предложила три варианта. Первый — чистый net-back каждого НПЗ — предполагает расчет для каждого нефтеперерабатывающего завода на основе его собственной чистой экспортной цены (стоимость на крупнейших торговых площадках за вычетом транспортной составляющей, экспортной пошлины и налогов, которые компания платит на российской территории). Второй вариант — премиальный net-back — предполагает, что все заводы должны ориентироваться на наибольшую чистую экспортную цену (т. е. цену ближайшего к европейской границе Киришского НПЗ, подконтрольного Сургутнефтегазу). И третий вариант — возможный net-back от маркерного НПЗ (таковым является Новоуфимский, одинаково удаленный от основных центров потребления и не входящий в состав какой-либо вертикально интегрированной нефтяной компании). Причем, как утверждают в ФАС, пробные расчеты по всем трем формулам показывают, что нынешняя фактическая цена топлива превышает «норму» на 15−20%.Минэкономразвития предложило использовать net-back с допустимым отклонением плюс-минус 5%. По версии нефтяников, допустимое отклонение от приведенной мировой цены может составлять 20% в обе стороны. И, наконец, Минэнерго предложило комбинированную схему, по которой нужно отталкиваться от net-back Московского НПЗ и учитывать подключение перерабатывающего завода к системе магистральных нефтепроводов.Барьеры вместо перспектив?Как ни парадоксально, но в Министерстве энергетики, проведя сравнительный анализ всех предложенных методик, сделали вывод, что применение формул ФАС России приведет не к улучшению, а, напротив, к ухудшению конкурентной среды. Вынужденное абсолютное снижение оптовых цен на нефтепродукты может повлечь такие негативные последствия, как снижение инвестиционной привлекательности и уровня привлеченных инвестиционных ресурсов в отрасль для интенсификации нефтепереработки. Резкое необоснованное снижение цены на нефтепродукты, как считают в Минэнерго, ограничит развитие конкуренции на рынке, создаст барьеры для входа на рынок новых производителей. Ряд существующих НПЗ окажется на уровне нулевой или отрицательной рентабельности, что в конечном счете приведет к срыву планов по модернизации производства, снижению акционерной стоимости предприятий и кредитного рейтинга российских нефтяных компаний, снижению загрузки НПЗ и сокращению производства нефтепродуктов в России. В результате может появиться необходимость квотирования экспорта нефти и нефтепродуктов, возможен дефицит нефтепродуктов и спекулятивный спрос, разброс в ценах из-за нарушения рыночных механизмов. В целом это может привести к снижению конкурентоспособности российской нефтепереработки на мировых рынках. А между тем отечественная нефтепереработка и без того находится не в лучшем положении. Так, президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль в одном из недавних интервью заметил: «Мы, честно говоря, не нефтепереработчики, мы мазутчики». Выход светлых нефтепродуктов в России составляет примерно 40%, в США — более 80%. Глубина переработки не растет и даже несколько снизилась — в 2009 году, по словам Шмаля, в среднем она составила чуть более 71%.Строить и развиватьГлавная причина в том, что заводы в основном построены 40−50 лет назад, а некоторые и вовсе до войны. Те же, что поновее, но тоже возводились в советские времена, после распада СССР оказались за пределами России. Поэтому нужно не просто хаотично строить новые мощности, а иметь четкую схему развития нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. И, конечно, шире внедрять вторичные процессы глубокой переработки нефти. Об этом, в частности, шла речь на совещании по вопросам развития энергетики, которое в феврале 2010 года президент Р Ф Дмитрий Медведев провел в Омске, а перед обсуждением побывал на Омском НПЗ, принадлежащем компании «Газпром нефть» и занимающем второе место в России по объемам переработки. Спустя полтора месяца, в конце марта — начале апреля на Омском НПЗ смогли побывать и журналисты: «Газпром нефть» организовала пресс-тур, чтобы представители СМИ из разных регионов России (в том числе из Тюмени) на месте оценили масштабность проектов по модернизации производства нефтепродуктов.Современный «ветеран»Несмотря на свой почтенный возраст (осенью предприятие отметит 55-летний юбилей), Омский НПЗ является одним из самых современных в стране. Глубина переработки нефти здесь достигла 86,66%, что соответствует среднему европейскому уровню. Производственные мощности рассчитаны на переработку 19,5 млн тонн нефти в год, в 2009 году было переработано 18,43 млн тонн, план на 2010-й — 18,7 млн тонн. Чтобы наладить производство нефтепродуктов, соответствующих все более ужесточающимся экологическим стандартам, «Газпром нефть» реализует на заводе несколько крупных инвестпроектов. В марте, как рассказал журналистам один из технологов ОНПЗ Дмитрий Храпов, начато строительство двух установок: гидроочистки бензинов каталитического крекинга и гидроочистки дизельного топлива. Их пуск запланирован на конец 2011 года — сроки, подчеркивают специалисты, очень сжатые. Как и сроки строительства крупнейшей в стране установки изомеризации легких бензиновых фракций «Изомалк-2» — ее начали возводить в феврале 2009-го, а ввод в эксплуатацию намечен на конец нынешнего года. Мощность установки по сырью составит 800 тыс. тонн в год, из прямогонного бензина с октановым числом 64−66 здесь будут получать изомеризат — компонент для высокооктановых бензинов. В реакции синтеза будет использоваться дорогостоящий платиновый катализатор.По следам президентаПобывали журналисты и в объединенной операторной — той самой, из которой во время своего февральского визита Дмитрий Медведев наблюдал за строительством «Изомалка-2». Этот уникальный в своем роде объект, запущенный в начале 2010 года, рассчитан на непрерывное круглосуточное управление и координацию технологических процессов ряда крупных производств ОНПЗ. В перспективе здесь, по словам Дмитрия Храпова, будут собраны все «мозги», отвечающие за эксплуатацию установок: разместятся старшие операторы и их помощники, а также другие специалисты, которые пока рассредоточены по объектам. Отличительной особенностью операторной является максимально возможная защищенность здания и оборудования — это сделано для того, чтобы в случае чрезвычайной ситуации обеспечить качество контроля производственных процессов и безопасность персонала.К вопросу о ценеЭкскурсия по ОНПЗ была долгой, всего на газетной полосе, увы, не уместишь. Но вернемся все-таки к цене нефтепродуктов. Вкладывать деньги в модернизацию нефтепереработки нефтяников заставляет, прежде всего, техрегламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту». Он предусматривает переход с 2011 года на стандарт «Евро-3», а с 2014-го — на «Евро-4». В топливе постепенно должно уменьшаться содержание серы, для бензина регламентируется также содержание ароматических углеводородов и ряд других показателей. Кроме того, регламентируется октановое число для бензина и цетановое число для дизтоплива. Понятно, что расходы компаний на модернизацию нефтепереработки отнюдь не будут способствовать снижению цен на топливо. Однако есть множество других факторов, повышающее влияние которых государство при желании могло бы минимизировать. Например, налогообложение. Так, акцизы на светлые нефтепродукты выше, чем на темные, — вряд ли это стимулирует глубину переработки. Равно как и разница в ставках экспортных пошлин на светлые и темные нефтепродукты, которые к тому же законодательно не установлены. Что же касается розничного рынка, то в России, по разным оценкам, доля налогов в цене бензина составляет от 44 до 60%, а в тех же США — порядка 23%. При этом, как утверждают в Минэнерго, очищенные от косвенных налогов цены на моторное топливо в России — одни из самых низких в мире. Ниже они только в странах, где есть прямое госрегулирование (Иран, Венесуэла, Индонезия и др.), причем там периодически возникают проблемы из-за недостатка инвестиций в отрасль. Далек от идеала и сам техрегламент. Необходимость перехода к новым стандартам никто не отрицает, но сделать это за год-два вряд ли возможно. И, кстати, Минэнерго уже заявило о готовности пересмотреть сроки прекращения производства бензина АИ-92 — отечественный автопарк к этому попросту не готов. И, наконец, о конкуренции. Она, как известно, двигатель прогресса, и потребитель от этого только выигрывает. Но если государство ставит целью развитие конкуренции (в данном случае на рынке нефтепродуктов), то оно само в первую очередь должно создать для этого условия, а не ограничиваться штрафными санкциями.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
Тюменские автоинспекторы задержали нарушителя, проехавшего по пешеходной улице
Тюменские автоинспекторы задержали нарушителя, проехавшего по пешеходной улице
Оказалось, что у 21-летнего автомобилиста нет водительского удостоверения.
#нарушители
#ГИБДД
#улица Дзержинского
#штраф
Очевидец смертельного ДТП на пешеходном переходе в Тюмени: автомобиль ехал с большой скоростью
Очевидец смертельного ДТП на пешеходном переходе в Тюмени: автомобиль ехал с большой скоростью
Мальчик рассказал, как погиб его друг.
#ДТП
#дети
#безопасность
#пешеходный переход
#велосипед
Ямальские школьники знакомятся с Тобольском и Тюменью
Ямальские школьники знакомятся с Тобольском и Тюменью
Это стало возможным благодаря межрегиональному проекту "Освоение Сибири".
#туризм
#дети
#сотрудничество
#Тобольск
#новости Тюмени
700 выпусков в эфире: ток-шоу «Вечерний хэштег» отмечает юбилей
700 выпусков в эфире: ток-шоу «Вечерний хэштег» отмечает юбилей
29 марта телеканал «Тюменское время» покажет юбилейный выпуск программы.

#телевидение
#ток-шоу
#Вечерний хэштег
#новости Тюмени
Водитель BMW насмерть сбил 9-летнего школьника на велосипеде в Тюмени
Водитель BMW насмерть сбил 9-летнего школьника на велосипеде в Тюмени
Ребенок погиб на пешеходном переходе.
#ДТП
#дети
#ГИБДД
#безопасность
#велосипед