Депутат Госдумы, член Комитета по собственности Екатерина Семенова уверена: сегодня сформировано лишь интуитивное понимание роли малого бизнеса.
В нашей стране до сих пор нет четкого подтверждения статуса малого бизнеса, отсутствует и законодательно прописанный пакет его преференций. Как следствие данных упущений — излишняя административная и бюрократическая нагрузка на небольшие предприятия. Депутат Госдумы, член Комитета по собственности Екатерина Семенова уверена: сегодня сформировано лишь интуитивное понимание роли малого бизнеса. Для того чтобы данный сектор стал действительно главной составляющей экономики, необходимо от локальных мер переходить к глубокой законотворческой работе. Исполнительная и законотворческая власти сегодня едины в вопросах поддержки малого предпринимательства? - Судите сами: Комитет по собственности в феврале вынес на рассмотрение Госдумы широкий антикризисный пакет, подготовив более ста предложений по выходу из создавшейся ситуации. Целый блок мы отвели мерам по стимулированию малого и среднего предпринимательства, многие из которых правительство поддержало. Прежде всего речь идет о предложении повысить порог применения упрощенной системы налогообложения с 30 млн до 60 млн рублей. Выступая на форуме малого и среднего бизнеса, Владимир Путин подчеркнул, что данная мера недешево обойдется бюджету. Поэтому и оговорка на то, что срок действия льготы ограничивается кризисом, вполне оправданна. В рамках антикризисного пакета мы предлагали снижение расходной части малого бизнеса за счет отмены использования ККМ, снижения до максимально возможного минимума расценок на подключение к электросетям. Немаловажную роль отводили и упрощению процедуры участия малого и среднего предпринимательства в госзаказах — снижение порога допуска к электронным аукционам с 5 до 2%. Все эти предложения были приняты и, как вы знаете, озвучены председателем правительства на апрельском форуме малого бизнеса. — На какие законодательные изменения в ближайшее время может рассчитывать наш предприниматель? — Сразу после региональной недели в Госдуме рассмотрят ряд инициатив, касающихся малого предпринимательства. В частности, законопроект, соавтором которого являюсь и я, об увеличении порога применения упрощенной системы налогообложения будет рассмотрен уже 12 мая. — И тем не менее создается впечатление о каком-то «камне на шее» у предпринимателя: его усиленно выталкивают из воды, а он все равно тонет либо безрезультатно «взбивает лапками воду». Какие очевидные недочеты и пробелы в законодательной базе малого и среднего бизнеса? — Основной законодательный пробел заключается в том, что в стране малый бизнес есть — и это факт, но документального подтверждения статуса «малое предприятие» у нас не предусмотрено. Определены критерии малого и среднего бизнеса в 209 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», которые ограничиваются двумя показателями: количественным и суммовым. Но не расставлены приоритеты: неясно, что первично, а что вторично. При действующих сегодня показателях, являющихся правовой базой для всех проверяющих и контролирующих органов, малый бизнес обязан самостоятельно подтверждать свой статус, то есть речь идет о тратах сил и времени на сбор доказательной базы. Все это говорит о том, что установленная законодательная норма определения понятия малого бизнеса по сути нерабочая, а значит, и неэффективная на практике. Что в данном случае необходимо? Малое предприятие должно подтверждать свой статус не стопкой различных документов и бумаг, а одним документом — сертификатом, свидетельством или выпиской из реестра. Таким образом, взаимоотношения контролирующих органов и руководителей компаний значительно упростятся, а процедуры различных проверок, получения льгот и прочего существенно ускорятся. Еще одно упущение — на сегодня нет четко прописанного пакета преференций, которые положены малому предприятию согласно его статусу. Есть Закон о малом бизнесе, Закон о защите конкуренции — и все. А вот закона, сводящего все льготы, которые государство обещает малым предприятиям, нет. Большая часть проблем предпринимателей сегодня решается локально. Меж тем как именно данному сектору экономики необходима стабильность, определенность, а главное — гарантия долгосрочности. Пока же в действующих условиях о мотивациях, стимулировании деловой активности населения говорить сложно. — А так уж ли нужны малым компаниям все эти льготы, может, ограничимся принципом «неприкосновенности»? — Малый бизнес — это социально ориентированный сектор экономики, обеспечивающий самозанятость, самообеспечение и как следствие повышение потребительской и деловой активности всего общества. При этом малые компании априори не имеют возможности для конкуренций с крупными. Государство, заинтересованное в стабильной экономике и обществе, имеет право на вмешательство в рыночную игру. Но только действовать тут нужно методами «невидимой руки» — то есть посредством льгот, дотаций, налоговых скидок. Благодаря протекции государства малая фирма становится равноправным участником рынка. При этом государство может управлять малым бизнесом постоянно: «подкачивая» преференциями определенные отрасли или даже области, отдавая предпочтение молодежному бизнесу, женщинам-предпринимателям, фермерам, народным промыслам. Одна из приоритетных задач правительства — стимулирование предпринимательства в небольших моногородах, где от одного градообразующего предприятия зависит материальное положение всего населения. Мотивация к стимулированию самозанятости — это прежде всего правильно разработанные и воплощенные в жизнь преференции. Поверьте, механизм «пряника» гораздо действеннее агрессивной политики «кнута». — Говоря о преференциях, что вы подразумеваете под ними? — Это и право на льготы по аренде, по приватизации, по подключению к электрическим сетям