Dipol FM | 105,6 fm

«Живые лица»: во всем многообразии

Главной особенностью «Живых лиц»-2012 можно назвать жанровое разнообразие. Были представлены драматический и пластический театры малые формы, перформанс.

Всероссийский молодежный театральный фестиваль «Живые лица», пятый по счету, прошел в Тюмени в минувшие выходные, показав, что молодые режиссеры не боятся пробовать экспериментальные формы и смело берутся за сложный взрослый материал.

За три конкурсных дня зрители увидели по-настоящему интересные постановки 14 коллективов из Тюмени, Челябинска, Перми и Екатеринбурга. Показы шли на трех площадках — во 2 и 4 корпусах ТГАКИиСТ, ДИ «Пионер» и «Сцене на пятом» в Тюменском театре драмы.

Кроме спектаклей, участники фестиваля провели конкурс актерской песни, проходивший в жанре «свободный микрофон», и посетили два мастер-класса: по сценической речи от Элеоноры Парфеновой и по пластике — от некогда тюменки, а теперь москвички Натальи Шургановой, входившей в состав жюри фестиваля.

Из всех спектаклей, показанных в рамках фестиваля, жюри единогласно назвало неудачным только один. Остальные театры продемонстрировали хорошую драматургию и вкус в выборе материала: пьесы Горина, Гибсона, братьев Пресняковых, произведения Сент-Экзюпери, Туве Янссон, Леонида Андреева, стихи Бориса Рыжего.

Также было отмечено: молодые режиссеры не идут проторенной дорогой. Они ищут свой собственный язык, нащупывают индивидуальную интонацию. Например, впервые в истории фестиваля состоялась читка спектакля. Эскиз будущей постановки «Моцарт и Сальери» представила творческая лаборатория «Птах» Пермского государственного национального исследовательского университета. Героев здесь играют девушки. История, которую рассказывает режиссер Татьяна Ельшина, — о природе зависти и травли, а не о конкретных исторических личностях. Интересна и трактовка: в роли агрессора выступает «Моцарт», выпивший яд еще до визита к «Сальери», но буквально провоцирующий последнего на убийство.

Еще один яркий эксперимент представил екатеринбургский НП «Центр современной драматургии» — литературный перформанс «Рыжий», основанный на стихах и биографии екатеринбургского поэта Бориса Рыжего. Актер, играющий лирического героя поэта, читает стихи в атмосфере уральского промышленного города в период конца 1990-х, воссозданной с помощью горсти сухих листьев на полу и двух экранов (на один транслируется фотография Екатеринбурга, на другой — видеосъемка одной из центральных улиц города). Включение в постановку слабослышащих актеров — иллюстрация к теме невозможности быть услышанным. Перформанс завершился фрагментами из документального фильма «Борис Рыжий», снятого в 2008 году голландским режиссером Аленой ван дер Хорст. Кадры, на которых жена героя пытается объяснить его самоубийство, по словам исполнительного директора фестиваля и члена жюри Марины Жабровец, были сильней всякого искусства, потому что это была сама жизнь.

Еще одно открытие фестиваля — «Маленький принц» в трактовке тюменского «Немаленького театра» от Областного центра дополнительного образования детей и молодежи. Особенность спектакля в том, что занятые в нем актеры — подростки, школьники. Молодой режиссер Анна Масликова создала спектакль-конфетти, мир детства, собранный из разных приемов и жанров. Переосмыслила пространство зала ИД «Пионер» — актеры играли в зале, среди кресел, а зрители наблюдали за происходящим со сцены. Необычно и решение героев. Множество взрослых — летчик, географ, астроном — воссоединяются в одном персонаже, в то время как Маленький принц — это целая ватага девчонок и мальчишек: они рисуют, играют с летчиком в игру «приручи меня», рассказывают историю о Розе (точнее — Розах; в прекрасный цветок превращаются все девочки), показывают, как хорошо просто сидеть и смотреть на звезды. К сожалению, на фестивале состоялся последний показ «Маленького принца» — его трогательность и верность концепции определяются во многом возрастом юных актеров, которые очень быстро взрослеют.

Полноценные драматические работы представили тюменский театр «Буриме» и прошлогодний призер фестиваля — молодежный театр-студия «Галерка» из Екатеринбурга. Тюменцы показали спектакль «Двое на качелях» по пьесе Уильяма Гибсона. Режиссер Юрий Демчук добился от актеров необыкновенной игры, вызывавшей слезы в зале (Николай Смирнов и Наталья Латфуллина по итогам фестиваля были награждены как самый драматический дуэт). «Галерка» же переосмыслила тяжелую пьесу «Терроризм» братьев Пресняковых как буффонаду. Оба спектакля взяли лауреатство I степени в номинации «Драматический театр».

Гран-при получила челябинская студия-театр «Манекен» Южно-Уральского государственного университета — за спектакль «Опасное лето» по мотивам одноименной повести Туве Янсон.

По словам председателя жюри, профессора РАТИ и заслуженного деятеля искусств РФ Геннадия Дадамяна (Москва), сам факт проведения фестиваля говорит об интенсивной наполненной театральной жизни Тюмени. «Немногие города могут похвастаться такого рода содержанием, уровнем и широтой охвата аудитории», — отметил председатель жюри.

Главной особенностью «Живых лиц-2012» можно назвать жанровое разнообразие. Были представлены драматический и пластический театры (помимо театра танца «Академия», свои работы показали студия «Цоколь» из ТГЭМИУП и «Контраст» из ТГАКИиСТ), малые формы, перформанс. В этом разнообразии — отражение поиска своего неповторимого театра, свойственного молодым.

Возможность побывать в особой фестивальной атмосфере, а также «попробовать» свою работу на доброжелательных зрителях и строгом жюри — это то, ради чего едут на «Живые лица». То, что ценится едва ли не сильнее наград. Ведь в таких фестивалях призы — вещь относительная. Как сказала на подведении итогов Марина Жабровец: «Победили все».

Не забывайте подписываться на нас в Telegram и Instagram.
Никакого спама, только самое интересное!