Сегодня на пленарном заседании Государственной
Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» Госдума пыталась принять (или провалить) еще в прошлом году. Отметим, что среди европейских стран соответствующего закона не имеют пока только Россия, Литва и Армения, хотя в нашей стране вопрос о его введении обсуждался уже в 1924 году, затем в начале 70−80-х годов, а с провозглашением независимости России — практически постоянно находился в плане законодательной работы Государственной Думы.
Закон претерпел много изменений. Например, максимальный размер компенсации, на которую смогут рассчитывать пострадавшие в ДТП, теперь составляет 400 тыс. рублей — вдвое больше, чем раньше. Правда из этой суммы большая часть приходится на возмещение ущерба здоровью, а на ремонт авто может быть выделено не больше 120 тыс. руб. Кстати, к «авариям» не отнесены столкновения … во дворах и на автозаправках.
Согласно законопроекту, подготовленному ко второму чтению, каждый владелец транспортного средства, в первую очередь, автомобиля, «обречен» заключить договор со страховой компанией на возмещение ущерба, нанесенного в случае дорожно-транспортного происшествия. Выходит, что страховка превратится в дополнительный налог. Если же верить статистике, 80% водителей в аварии вообще не попадают.
Представители
По предварительным подсчетам, для среднестатистического владельца отечественных «Жигулей» со стажем 3 — 5 лет годовой полис в Москве будет стоить 1500 рублей, для водителя иномарки со стажем менее 2 лет — 3000 рублей. Стоимость обязательного страхования в любом случае будет на 40 процентов ниже стоимости добровольного страхования, которым сегодня пользуются многие автовладельцы, — считает автор законопроекта, депутат Госдумы Владимир Тарачев.
Предполагается, что страхование ответственности автовладельцев может осуществлять любая страховая компания, имеющая лицензию. Компания должна иметь в каждом регионе РФ своего представителя. По проекту, компании, занимающиеся обязательным страхованием автовладельцев, могут оставлять у себя только 5% прибыли в случае ее получения. Остальные 95% должны направляться в страховые резервы. Страховые компании будут производить отчисления в специально созданный Федеральный автотранспортный гарантийный фонд.
В течение 5 дней после ДТП будет проводиться экспертиза происшествия, в следующие 15 дней — выплата денежной компенсации или ремонт машины силами страховой компании. В случае нарушения этих сроков гражданин может обратиться в объединение страховщиков, которое вправе лишить компанию лицензии. Страховые выплаты можно получить, даже если виновник дорожно-транспортного происшествия не установлен.
С введением в России закона об обязательном страховании ответственности российские страховые компании получат право продавать собственные «зеленые карты», которые нужны для того, чтобы пересечь границу нашей Родины на своем авто. Сегодня россиянам приходится покупать полисы зарубежных компаний, в первую очередь немецкие или болгарские.
Ответственность за отсутствие страхового полиса пока не предусмотрена, но депутаты обещают исправить это в скором времени. Кодекс об административных правонарушениях собираются дополнить положениями о том, что за банальное отсутствие страхового талона на лобовом стекле будет взиматься штраф в одну минимальную зарплату, а с вообще не застраховавшихся будут брать пять МРОТ (для взимания штрафов МРОТ=100 рублей). Штраф работники ГИБДД начнут взимать через полгода после вступления закона в силу, возможно, уже с 1 июля 2003 года. Более того, инспекторов ГИБДД хотят наделить правом снимать номера с незастрахованных машин.
Закон в случае его принятия будет вводиться в действие поэтапно. В начале планируется ввести только обязательное страхование жизни и здоровья.