Dipol FM | 105,6 fm
73.5
89.69

Уральские художники неразличимы среди прочих?

Искусствоведы поговорили о выставке «Урал» и не только.

На какие размышления наталкивает искусствоведов грандиозная выставка «Урал», проходящая в Тюмени? Нужна ли художникам региональная идентичность? Стоит ли искусствоведам бить тревогу по поводу засилья «салонных» произведений искусства? На конференции, которая состоялась в рамках межрегиональной выставки Союза художников, обсуждали как общие проблемы развития российского изобразительного искусства, так и частные явления художественной жизни Екатеринбурга, Кургана, Тюмени, Магнитогорска, Ханты-Мансийска и других городов.

По мнению московского искусствоведа, заслуженного деятеля искусств Татьяны Бойцовой, в последнее десятилетие авторы стремятся вписаться в общемировой контекст, и на этом фоне стало более очевидным противопоставление традиций академического, «классического» искусства, которое поддерживает Союз художников, и западного актуального искусства. Возник поток художественных провокаций, в то время как четких критериев, по которым актуальное искусство отличается от не-искусства, не выработано.

Художник Константин Шохов, доцент кафедры изобразительного искусства ТГУ, также отметил противостояние contemporary art и академического искусства, однако, осмотрев выставку «Урал», пришел к выводу, что представленные на ней работы относятся к классическому и модернистскому искусству, эпатажных постмодернистских экспериментов с формой и содержанием практически нет. Художники лишний раз подтверждают, что мы относимся к европейской культурной традиции, в которой мерилом всех вещей является человек. К вечным гуманистическим ценностям апеллируют авторы натюрмортов, пейзажей и портретов. По наблюдениям художника и педагога, прошло ложное ощущение 1990-х годов, что классическое искусство находится на обочине, что оно не важное, не современное.

Однако из доклада Константина Олеговича следует, что представителям классического искусства не хватает стратегического подхода, маркетинга и брендирования. Скажем, он обратил внимание на отсутствие, на его взгляд, особенного уральского образа, своеобразия, объединяющего уральских художников. Региональная идентичность размывается, теряясь в общероссийской. Не стоит ли выявить эстетическую матрицу, к которой апеллируют художники, задается вопросом Константин Шохов.

В перерыве конференции Татьяна Бойцова по просьбе «Вслух.ру» прокомментировала предложение Константина Шохова. По ее мнению, региональная идентичность — нечто вроде национальной идеи, она либо есть, либо выдумывать ее нет смысла. На взгляд московского искусствоведа, посещающего по долгу службы все межрегиональные выставки, Урал всегда выделялся в российском контексте. Одна из отличительных черт — большое внимание к форме: «Виден урбанистический, промышленный замес, совсем иной, нежели, например, в Рыбинске с его иконописными традициями».

Шохов в своем докладе предложил смягчить конфронтацию между классическим и современным подходом к изобразительному искусству, применив к выставкам Союза художников концептуальный подход, как в галереях современного искусства. По мнению Константина Олеговича, нынешние выставки Союза создают ощущение случайной подборки, а вот бы придумать для каждой центральную идею, чтобы авторы предлагали именно тематические работы. Например, для выставки «Урал» можно было предложить объединяющую идею «От войны к миру» — в память о грядущем столетии с начала Первой мировой войны.

Татьяна Бойцова не согласилась с тем, что сборные «безыдейные» выставки не нужны. «Урал» и «Россия» — выставки, которые проходят раз в пять лет, и призваны отразить все происходящее в искусстве без ограничений по теме. Концепция этих выставок как раз в подведении неких творческих итогов, в отображении текущего состояния регионального и российского искусства.

Особенности курганской художественной жизни обрисовала Ольга Луцко. Будучи одновременно и заместителем директора Курганского областного художественного музея по науке, и искусствоведом, и художником-акварелистом, Ольга Витальевна выразила неравнодушное, эмоциональное отношение к ситуации в Курганском отделении Союза художников. Она отметила, что главной проблемой региона становится несменяемость поколений художников, самые молодые члены Союза — 40-летние. Молодежь покидает не слишком процветающий регион, а у старшего поколения в творчестве наблюдается стагнация. Некоторые картины, привезенные курганцами на отчетную выставку, были написаны в начале 2000-х, потому что более поздние картины не прошли отбора экспертов. Искусствовед особое внимание обратила на засилье «салонных» произведений, созданных на потребу дня, в угоду неразвитому обывательскому вкусу, и даже продемонстрировала подборку слайдов с живописью в жанре фэнтези и канонического «пейзажа с березками».

Тюменский искусствовед Татьяна Борко отметила следующие тенденции в нынешней выставке: уход в традицию XIX века и лучшие традиции советской живописи 1960-х; очевидное преобладание пейзажа над другими жанрами; художественная манера, возраст, время создания картины перестали «считываться», произведения обрели некую унифицированность; исчезла «большая тема», социальная проблематика, характерная еще для искусства 1990-х годов, поэтому в произведениях искусства не хватает духа времени, духа места.

Иллюстрацией может послужить исследование екатеринбургского искусствоведа Галины Шарко, которая проанализировала множество изображений родного города и обнаружила, что авторы крайне редко пишут город таким, каким он является сейчас — в пейзажах передние планы занимают старинные здания, а современные небоскребы просто стираются, так что создается впечатление городской картинки XIX века.

В определенном смысле Татьяна Борко солидарна с Шоховым: «Региональная выставка помогает ответить на вопрос, кто мы среди других. Но „Урал-XI“ могла бы называться „Пейзаж России“, а авторы могли бы быть из какого угодно региона». Художники не стремятся определить себя на этом месте, в это время через действие они отгораживаются от внешнего течения событий в пейзаже. Может быть, это закономерно, надеется искусствовед, и вскоре за интровертным созерцанием наступит активное размышление над современными темами. По наблюдениям искусствоведа, за межрегиональными выставками всегда следует всплеск творческой активности, тематические экспозиции, новые инициативы местного Союза художников.

_Выставка «Урал» расположилась в Тюменском музее изобразительных искусств до 30 октября._

Не забывайте подписываться на нас в Telegram и Instagram.
Никакого спама, только самое интересное!