Dipol FM | 105,6 fm

История Сети в отдельно взятом регионе.

_Статья написана специально для приложения к еженедельнику «Вслух о главном» «Читаем Вслух». Ищите на стойках города первый выпуск приложения._

Интернет един, но локальные сообщества в нём всё равно формируются. Ни у кого нет сомнения в существовании Рунета. У нас же нет сомнения в существовании Тюнета — объективной совокупности тюменских сайтов, сервисов и пользователей. Хотя с Тюнетом всё не так уж просто.

День рождения Тюнета

Пожалуй, человеком, наиболее популяризировавшим само название «Тюнет», можно считать Сергея Михайлова, позже он даже сделал это слово названием своей хостинг-компании. Впрочем, с больших мониторов он исчез после 11 ноября 2010 года, когда скупил более 300 доменов в зоне .РФ, попал в новости, в телевизор. Но после этого занялся другими, более спокойными делами, подтвердив тем, что олдскульные тюнетчики могут наделать шуму, но вот двигаться дальше им сложнее. Сейчас, кстати, купленные им домены по большей части находятся в бесхозном состоянии.

Но вклад Сергея в популяризацию слова «Тюнет» переоценить сложно. В память о его подвигах будем пользоваться этим словом и мы. Под Тюнетом мы понимаем объективно существующую совокупность тюменских сайтов, сервисов и пользователей. Связность внутри этой совокупности очень разная. В развитии Интернета изначально были заложены два противоречивых тренда — с одной стороны, стремление включиться в глобальный информационный процесс и не иметь преград для распространения информации во всём мире; с другой, Интернет стал катализатором социальных связей в локальных сообществах. Оба этих тренда вполне «накрывают» современный Тюнет — есть большое количество местных сайтов, при этом многие пользователи пользуются социальными сервисами вроде YouTube для выведения контента за пределы региона.

Не прошло ещё и двух десятилетий со времени появления Тюнета, а детали его зарождения уже не так-то просто выяснить. «Не такой уж старый наш Тюнет,» — говорят старики и называют дату, которую принято считать днём рождения Тюнета — 11 ноября 1997 года — это дата регистрации геодомена tyumen.ru Хотя, например, домен tmn.ru зарегистрирован на год раньше — 15 сентября 1996 года. Так что тут дело вкуса — кому-то нравится считать, что Тюнету 15 лет, а кому-то — 16.

За это относительно небольшое время технологии сделали огромный скачок. На сайте компании-провайдера «Сибитекс» можно, например, найти такие новости: _01.05.1997 ПО «Сибитекс» обьявило снижение цен на коммутируемое IP- подключение. Регистрация DialUp-IP + почтовый ящик — $ 100. Ежемесячная плата за почтовый ящик — $ 15 // 15.06.1998. Разовая цена на подключение на скорости 57.6−128 Кб/сек понижена до 7400.00 руб. // 26.03.1999. На почтовом сервере sbtx.tmn.ru выключено ограничение на прием сообщений размером более 1 Мегабайта._

Сейчас эти объёмы и скорости кажутся смешными, а цены — откровенно дикими. Особенно если учитывать, что зарплаты у людей в 1997—1998 годах были совсем не такими, как сейчас.

Поэтому в принципе неудивительно, что для поколения нынешних 30-летних точкой входа в Интернет становился вуз — и ТюмГУ, и Нефтегаз очень хорошо сработали в этом плане, более того, Интернет там иногда даже бывал бесплатным! Роль вузов в интернетизации населения Тюмени ещё предстоит оценить.

О том, как всё начиналось, рассказывает Роман Голомидов: «Если технически, то компания „Сибитекс“ первая запустила коммерческий доступ по модему. Потом появилась компания (название не могу вспомнить), которая уже управляла региональным tyumen.ru, позже ставшим Комтелом). Как сейчас помню, что их первый узел был в облбиблиотеке, канал на 128 кбит в секунду (на весь город!) по линии Искра, рулил всем Руслан Залата. Контентно первым появился tyumen.net — не совсем понятный сайт, но, по крайней мере, это был контент. Более менее регулярным первым был, конечно, vsluh.ru».

Когда люди рассказывают о конце 90-х, обращает на себя внимание, что упоминаются одни и те же имена и фамилии. И кому-то может показаться, что вот была такая «секта», которая взяла и запустила Интернет в Тюмени. На самом деле всё проще — индустрии тогда ещё не было, хороших специалистов, понимающих в этом, тоже было немного. Это сейчас в Тюмени одних только «веб-студий» около 100, а людей, называющих себя дизайнерами и программистами, и вовсе каждый второй житель. Тогда же не было ни индустрии, ни инфраструктуры (128 кб на весь город!), ни специалистов.

Культовый и легендарный провайдер «Комтел», основанный Романом Голомидовым, в середине нулевых был куплен «Вымпелкомом» и работает теперь под брендом «Билайн».

В историю ушли когда-то гремевшие сайты tyuport.ru, tura.ru и прочие. Мы же обратим свое внимание на те сайты и сообщества, которые живут и здравствуют и по сей день.

Первым был «Вслух»

По-настоящему жизнь в интернетах кипеть начинает тогда, когда там есть контент. А если он ещё и местный, то она кипит ещё круче. «Вслух.ру», вообще говоря, нестандартный пример в череде онлайн-СМИ. Он возник сначала как сайт и только через два года обзавёлся своей версией в виде бумажной еженедельной газеты.

Всё это было также очень давно, в 2000 и 2002 годах соответственно. Используя опыт, полученный при запуске «Вслуха», Сергей Пересторонин позже откроет сайт NewsProm.ru, в 2001 году появляется сайт ИА «Тюменская линия». По сути, открытие «Вслуха» как первого контентного тюменского сайта сыграло свою роль в том, что следующими стали также новостные сайты.

Инициативным людям, разработчикам и программистам, было ясно, что новостной контент — это, конечно, хорошо, но Интернет также — инструмент для общения и возможность предоставлять различные сервисы.

Форумы

Среди первопроходцев Тюнета есть, конечно, и форумы. На «Вслухе» сразу были пользовательские конференции, позже отделившиеся и обозначившиеся как forum.tura.ru Кстати, вопреки общераспространенному мнению, сайт «Нашгород.ру» изначально было вовсе не форумом, а самым настоящим сервисом.

В 2002 году посетителей «Нашгород.ру» встречало такое пояснение «О проекте»:

_Мы рады представить Вам информационно-развлекательный портал г. Тюмени «Наш Город», который является совместным проектом ФГУП «Западно-Сибирское АГП» и ООО «Наш Город РУ»._

_Одним из основных разделов нашего проекта является электронная карта-схема города Тюмени для открытого пользования, которая была великодушно предоставлена ФГУП «Зап-Сиб. АГП» и выполнена экспедицией номер 165,_
_Лицензия РК10 193 от 29.09.93_

_Основной целью этого проекта является обеспечение жителей нашего города, а также всех пользователей сети Интернет, исчерпывающей информацией о городе Тюмени. Проект является информационным ресурсом, и надеемся, что он будет востребован в сети Интернет. В свою очередь наш сайт является и развлекательным порталом, где вы можете почитать анекдоты, посмотреть свой гороскоп, пообщаться в чате или на нашем форуме._

От «картографической» составляющей в описании проект избавился только в 2007 году. Изначально на НГР было очень много разделов, в том числе «Бизнес», «Анекдоты», «Гороскопы» и так далее. Но «взлетел» и принёс настоящую популярность НГР именно форум. Рассказываем об этом не только в целях исторических, но и потому, что многим местным «стартаперам» не мешало бы поизучать, что и как запускалось в Тюмени, прежде чем говорить, что «этого ни у кого ещё не было!»

В 2004 году появляется форум для родителей «Детки», в 2005 году — форум для автомобилистов Car72.ru Спустя 8 лет, в 2012 году, создатель «Деток» Елена Кашкарова получила премию общественного признания «ТОП-50 выдающихся людей Тюмени» в номинации «Медиа».

На примере форумов можно проследить пути развития сайтов как бизнесов. Если «Нашгород.ру», при постоянной поддержке вебстудии «Автограф», стал активно развиваться, постоянно изменяться, то «Детки» и Car72 стали примером «семейного» бизнеса — поэтому и сами сайты довольно консервативны, за это время они мало меняли дизайн и интерфейс — зачем, если пользователей устраивает?

И «Нашгород.ру», и «Детки», и Car72 остаются очень популярными сайтами и входят в ТОП-5 самых посещаемых тюменских сайтов.

Большая игра началась в 2007 году

Все перечисленные сайты существовали, работали, развивались, собирали рекламу. Но на рынке незримо и давно присутствовал игрок из другого региона — сайт поиска работы 72.ru В 2007 году челябинская компания Rugion решает открыть офис в Тюмени, набрать редакцию новостников и, что называется, полноценно «окучивать» рынок.

Опыт оказался удачным — уже в 2008 году сайт получил на ежегодном Балу прессы награду «Лучшая информационная лента года», он стал восприниматься не только как сервис по поиску работы, но и как новостной ресурс. Нахраписто 72.ру стал развивать и другие сервисы, например, объявления о поиске недвижимости и авто.

Пришествие 72.ру оказалось удачным и благотворным для рынка, так как при наличии столь сильного иногороднего игрока в Тюнете, собственно, появилась конкуренция. До этого все интернет-издания «варились» каждое в собственном соку, имели свои каналы финансирования, пересечение было минимальным.

До того пребывавшие по 5−7 лет в спячке тюменские сайты с приходом 72.ру стали видоизменяться еще активнее, и сразу стало понятно, кого устраивает просто небольшое, но стабильно приносящее доход дело (Детки, Car72), а кто имеет более серьёзные амбиции («Вслух», «Нашгород»).

Так, руководство «Нашгород.ру» осознает, что без новостного контента дальнейшее развитие форума выглядит тупиковым и создаёт полноценную редакцию, в которой на сегодня работает несколько журналистов.

По иронии судьбы, 72.ру, изменивший в целом атмосферу и насытивший её конкуренцией, сам с тех пор (с 2007 года) изменялся мало и неохотно. Впрочем, место свое на рынке сайт занимает заслуженно.

Стартап-лихорадка

Проходит пара лет после этого оживления, и вот уже Тюмень охвачена стартап-лихорадкой. Если раньше у инвесторов модным считалось вкладываться в рестораны и глянцевые журналы, то сейчас ни у кого сомнений нет — надо «застолбить» место в Интернете, так как именно туда перемещается всё большая часть общественной и даже экономической жизни.

Стоит отметить, что на момент 2010 года в Тюмени уже было достаточное количество серьезных, развивающихся и крепко стоящих на ногах интернет-проектов: «Вслух.ру», «Нашгород.ру», 72.ру, Car72.ru, NewsProm.ru, «Тюменская линия» и др. Между тем лихорадку это не остановило, так как назвать рынок насыщенным все равно было нельзя, об этом говорил большой запас по трафику — в то время как в суточных максимумах в Сети могло быть до 100 000 тюменцев, суммарный трафик чисто тюменских сайтов дотягивал до 50 000 — то есть половина наших земляков тюменскими сайтами интересовалась не очень, удовлетворяя свои потребности федеральными проектами.

Из череды стартапов 2010—2011 годов, безусловно, выделяются Tumix.ru и Megatyumen.ru. Два-три года — срок, после которого ясно, «застолбил» проект место на рынке или нет. И эти два проекта проверку временем прошли.

Tumix.ru достаточно быстро вышел на нынешние показатели по трафику, сделав акцент на двух «фишках» — качественном, оперативном и эксклюзивном новостном контенте и блогам на сайте. Блоги на Tumix.ru стали заметными, но главное в другом — они приобщили к блог-культуре тех людей, для которых использование обычных блогсервисов было неинтересным, например, риелторов.

Из состояния бета-версии портал вышел примерно за год существования. В продвижении проекта акцент сделан на поисковой оптимизации, работе по сбору трафика из социальных сетей, контекстную рекламу.

«Мегатюмень» сосредоточилась на пользователе как потребителе товаров и услуг — на сайте действуют разделы «Онлайн-витрина», «Мегаеда», публикуются отзывы о компаниях. Это легко объяснить, так как печатные проекты «потребительской» направленности ИД «Мегаполис» являются успешными, и издательскому дому ощутимо не хватало своего представительства в Интернете.

В продвижении проекта акцент сделан на масштабную поддержку со стороны печатных изданий ИД «Мегаполис», поддержку со стороны телеканалов ЗАО «Сибинформбюро», поисковую оптимизацию.

Тюменцы растекаются по интернетам

В середине нулевых за пределами Тюнета, то есть в Рунете, происходило много интересного. Это время бума социальных сервисов. В 2006 году «Живой Журнал» продают российской компании СУП, в этом же году начинают свою работу социальные сети «Одноклассники» и «Вконтакте». Конечно, когда обновляешь в сознании эти цифры, удивление не покидает — 2006 год был не так давно, а вот эти сервисы, кажется, всегда были с нами. Но нет — не так уж и давно они с нами.
Конечно, тюменцы не остались в стороне от веяний Рунета. В 2005 году в ЖЖ появляется довольно много аккаунтов тюменцев, в роли костяка выступали студенты и имевшие отношение к вузам люди.

К 2010 году стало очевидно — социальные сервисы используются тюменцами больше, чем местные сайты. 30 000, 20 000 подписчиков — для многих тюменских пабликов это вполне обычные и привычные цифры.

Ты думал, это любовь, а это просто деньги

Почему же пользователей вдруг стало так много? Ответ прост — помните цену в 100 долларов за диал-ап в 1997 году? Сейчас эта цена меньше в 10 раз — средний тариф с высокой скоростью стоит всего 10 долларов в месяц, и это не предел.

Если ещё говорить про деньги, то легко обратить внимание на тот факт, что перечисляемые нами сайты, как правило, имеют одну модель монетизации — рекламную. Попытки монетизировать сайты как-то иначе, например, зарабатывать на объявлениях были — и Нашгород, и у 72.ру. Но всё это меркнет по сравнению с «чистыми» рекламными доходами.

Инвесторы ждали, когда же придут в Интернет большие деньги и обороты. Много надежд тут возлагалось на интернет-торговлю. События на рынке тюменских интернет-магазинов развивались очень стремительно — ведь в данном случае при условии активной рекламной кампании в принципе сразу понятно — есть продажи или нет, стоит овчинка выделки или лучше заняться чем-то другим. Именно поэтому первых ласточек среди тюменских интернет-магазинов по доставке продуктов вы в Сети уже не найдёте. Запущенный в 2009 году Pokupka72.ru, торговавший продуктами из «Мосмарта», в 2010 году был закрыт и перепрофилирован в онлайн-магазин компьютерной техники. Открывшийся чуть позже Imarket72.ru, доставлявший продукты из Metro, и вовсе недоступен.

Зато хорошо себя чувствует интернет-магазин 72pokupki.ru, недавно «отметивший» 30-тысячного заказчика. И это — за два года работы (проект появился в 2010 году).

Большие деньги и обороты пока ещё ждут тюменские интернет-магазины. Чем больше в городе будет пробок и пластиковых карточек — тем больше будут обороты у таких магазинов. А так как и пробок, и пластиковых карточек у нас прибывает с каждым днём — перспективы у рынка хорошие.

Мы не рассказали ещё о некоторых трендах — например, активной жизни тюменских пользователей в глобальных социальных сервисах, о программистах, которые, проживая в Тюмени, делают продукты для западных компаний, о расцвете гражданской журналистики, когда каждый может создать своё СМИ и иногда даже пытается это сделать. Ну и так далее. продолжение следует.

Не забывайте подписываться на нас в Telegram и Instagram.
Никакого спама, только самое интересное!
Последние новости
Огурцы, пластик, осетр: какие инвестпроекты реализовали в Тюменской области за последние пять лет
Огурцы, пластик, осетр: какие инвестпроекты реализовали в Тюменской области за последние пять лет
За последние годы в регионе было запущено более 25 крупных производств. Мы выбрали самые интересные и значимые.
13-е "Живые лица" готовят подарки для самых активных зрителей
13-е "Живые лица" готовят подарки для самых активных зрителей
Фестиваль состоится с 24 по 26 сентября.
Как не превратить свадьбу сестры в семейную разборку, смотрите в "Синема Парке"
Как не превратить свадьбу сестры в семейную разборку, смотрите в "Синема Парке"
Заядлого холостяка Адриана родственники просят подготовить торжественный тост к скорой свадьбе сестры.
Аналитики назвали города в России и за границей, где можно недорого остановиться в бархатный сезон
Аналитики назвали города в России и за границей, где можно недорого остановиться в бархатный сезон
Самые дешевые варианты в Шарм-эль-Шейхе, самые дорогие из бюджетных - в Алуште.
Пожилые люди смогут принять участие в викторине «Тюменской осени» дистанционно
Пожилые люди смогут принять участие в викторине «Тюменской осени» дистанционно
И как не стать жертвой мошенников, которые могут воспользоваться викториной.