Германская инквизиция предписывала носить железную маску с прорезями для глаз женщине, которая отдавала предпочтение слишком вызывающим нарядам.
На деревянное кресло, стоящее в тюменском музее ИЗО, не присядешь, даже если очень устал. Башмаки, стоящие в витрине, не захочется примерить ни одной моднице, а имеющиеся здесь маски вряд ли кто-то пожелает надеть на карнавал. Все эти предметы — точные копии орудия пыток, которые широко использовала инквизиция в 17−18 веках. Сейчас они являются экспонатами выставки «Тайны инквизиции», которая открылась в Тюмени 28 февраля. Создал их мастер из Белоруссии Сергей Нурматов, который специализируется по средневековым доспехам.
Инквизиция — порождение Римско-католической церкви, цель которого — борьба с ересью. Преследование еретиков существовало и до XII века, но не носило системный характер. А в XII и XIII веках были созданы постоянные инквизиционные трибуналы, которые просуществовали до XX века: в 1820 году была упразднена инквизиция в Португалии, в 1834 году — в Испании. Верховная Священная Конгрегация Римской и Вселенской Инквизиции дожила до 1908 года.
Инквизиция не зависела от какого-то вышестоящего государственного органа, сами инквизиторы были обвинителями и судьями. Пыткам подвергались не только мужчины и женщины, но и малые дети и глубокие старики. Решающим был не возраст, а суждения человека. Ошибочно думать, что инквизиторы творили, что хотели. Они руководствовались трактатами, где подробно описывалось, за что человека можно привлечь к суду церкви, какие пытки полагались за то или иное преступление.
Человек, попавший инквизиторам в руки, мог подать апелляцию, но потока жалоб не было. Во-первых, не каждый выживал после пыток, во-вторых, многие лишались рассудка, хотя и оставались живы, а в-третьих, нужно было обладать большим мужеством, чтобы обжаловать решение церковного суда.
Инквизиторы имели весьма бурное воображение, судя по тем орудиям пыток, что воссоздал Сергей Нурматов. Современным людям пришлось бы долго гадать, как применялся тот или иной предмет, причем часть из них предназначалась для умерщвления плоти, часть — для умерщвления духа.
Позорная маска — самый безобидный экспонат. Она была создана, скорее, для пытки моральной, а не физической. Германская инквизиция предписывала носить железную маску с прорезями для глаз женщине, которая отдавала предпочтение слишком вызывающим нарядам.
Металлическая маска позора под названием «Вепрь» в виде головы свиньи предназначалась чревоугоднику, не соблюдающему пост. Нарушителя привязывали к столбу позора, рядом ставили корзину с гнилыми овощами, дабы каждый проходящий мог выразить свое презрение.
Еретики гораздо быстрее сознавались в своих преступлениях против веры, когда на них оказывали давление. Инквизитора знали множество способов, чтобы вырвать нужные показания, причем некоторые истязания таковыми даже не признавали, их считали лишь легким нажимом на обвиняемого. Например, с помощью металлической маски с воронкой в человека вливали воду литр за литром, затем били по раздувшемуся животу. Признания, полученные таким способом, принимались как добровольные и данные подсудимым без пыток.
Легкими мучениями попавший в кресло для допроса отделаться не мог. Многочисленные шипы впивались в тело жертвы, принося немыслимые страдания. Примечательно, что оно использовалось до середины XIX века.
Для некоторых несчастных дело не заканчивалось пытками, после всех мучений их ждала смерть. Еретики и ведьмы чаще всего прощались с жизнью на костре. Этот вид казни был чрезвычайно любим инквизицией, поскольку происходил без «пролития крови», а кроме того, пламя считалось «очищающим» и могло спасти душу заблудшей овцы. Так, первый Великий Инквизитор Испании Томас Торквемад в XV веке послал на костер около девяти тысяч человек. Помимо огня, в Испании использовали другой вид казни — гарроту. На выставке можно воочию посмотреть, как выглядел этот инструмент. Осужденного привязывали к стулу, закрепляли на его шее металлический обруч, который с помощью винта и рычага стискивал горло несчастного. Последняя официальная казнь гарротой в Испании состоялась в 1975 году.
В коллекции, представленной тюменцам, насчитывается около 50 экспонатов: различные «лапти» для перелома ступней, «пояса целомудрия» как для женщин, так и для мужчин, крест с шипами и деревянные и металлические оковы, топоры палача и др. Экспозицию дополняют воссоздающие сюжеты гравюр картины могилевского художника Александра Росинова, изображающие инквизиционные пытки.
Выставка будет открыта до 10 мая.