О том, какой социальной работой занимаются религиозные организации в Тюменской области, подробно говорили на семинаре для органов местного самоуправления, прошедшем накануне в стенах администрации городского центра.
Помощь оказавшимся в трудной жизненной ситуации, шефство над детскими домами, поддержка тех, кто находится в больницах, в домах престарелых, в местах исполнения наказания… эти и другие акты доброй воли часто являются составляющей деятельности религиозных организаций. О том, какой социальной работой занимаются религиозные организации в Тюменской области, подробно говорили на семинаре для органов местного самоуправления, прошедшем накануне в стенах администрации городского центра. В зале собрались сотрудники муниципалитетов юга области, прокуратуры, УФСИН, ФСБ, которые курируют сферу деятельности различных конфессий. «Эти семинары необходимы для того, чтобы работники муниципальных и региональных органов власти Тюменской области расширили свои представления о том, что такое религиозные организации, какова их сфера деятельности, каковы их принципиальные отличия от иных организаций и какими являются законодательные положения, в рамках которых действуют религиозные организации, и с ними взаимодействуют муниципальные органы государственной власти», — прокомментировал начальник отдела по религии комитета по делам национальностей Тюменской области Игорь Бобров. Семинары для муниципальных органов власти, организованные комитетом по делам национальностей, проводится уже несколько лет подряд примерно 1−2 раза в год. В качестве экспертов привлекаются сотрудники института истории и политических наук Тюменского госуниверситета и лаборатории социально-исторических исследований института проблем освоения Севера Сибирского отделения РАН. Слушателям читаются лекции по тем или иным аспектам деятельности религиозных организаций и взаимодействия органов государственной власти, законодательства РФ. А также проводятся всевозможные тренинги, в том числе психологические, посвященные умению вступать в контакты, взаимодействовать, вести переговоры и снимать конфликтные ситуации. Семинары могут быть выездными либо проходят в областном центре. Как рассказал Игорь Бобров, религиозные организации Тюменской области ведут большую и многогранную социальную работу. Наибольшую активность здесь проявляют христианские организации — Тобольско-Тюменская епархия Русской православной церкви и более 40 протестантских общин. Так, епархия активно работает в сфере оказания помощи людям, которые находятся в лечебных заведениях, местах исполнения наказания. Оказывает большую помощь детским учебным заведениям, пытается работать с людьми, попавшими в те или иные виды химической зависимости (алкоголизм, наркомания). Как рассказал подробнее преподаватель Института истории и политических наук ТГУ Михаил Агапов, в Тобольско-Тюменской епархии есть специальный отдел социальной службы и благотворительности. Церковь активно сотрудничает с государственными органами власти. К примеру, в 2002 году было заключено соглашение между епархией и департаментом здравоохранения. Аналогичное соглашение в 2005 году было заключено на федеральном уровне между РПЦ и Минздравсоцразвития, таким образом Тобольско-Тюменская епархия задала федеральную тенденцию. В рамках тюменского соглашения в некоторых лечебных заведениях открываются молитвенные комнаты (первая такая комната появилась в областном наркологическом диспансере), а также организовано движение сестер милосердия (уже действуют четыре выпуска, каждый примерно по 25 человек). Основным источником социальной помощи епархии являются пожертвования, церковь же является неким символом и центром сбора и распределения этих пожертвований. Протестантские организации в Тюменской области в основном наиболее успешно работают с людьми, попавшими в наркотическую и алкогольную зависимость, занимаются поддержкой тех, кто находится в местах лишения свободы. Как рассказал сотрудник ИПОСа Сибирского отделения РАН Роман Коробко, этим активно занимается Ассоциация тюремных служителей, которая объединяет пять протестантских общин. Кроме того, некоторые общины оказывают поддержку бывшим заключенным, помогают найти работу, жилье, предостерегают от совершения новых преступлений. Ромак Коробко пояснил, что христианская благотворительность имеет истоки из священного писания. Щедрость — основной библейский принцип и средство борьбы с пороками. При этом христианское милосердие направлено на всех, независимо от вероисповедания, национальности и других особенностей. Мусульманские организации же в основном работают внутри своих религиозных сообществ. К примеру, у них часто практикуется сбор и раздача пожертвований, которые, согласно канонам ислама, должны идти на помощь людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Во время мусульманских праздников практикуется такая форма благотворительности, как кормление, раздача мяса и других продуктов. Как рассказал сотрудник ИПОС Максим Черепанов, члены мусульманских общин нередко занимаются строительством и реконструкцией мечетей и молельных домов. Мечети же выполняют для прихожан не только образовательную функцию. Наиболее нуждающиеся могут остаться там на ночлег. Для многих это является последним выходом, часто им пользуются трудовые мигранты — мусульмане. Определенную социальную работу ведет и тюменская еврейская община, но она также в основном направлена на членов своей общины, на еврейскую национальную группу. Помощь в основном проявляется в раздаче продуктовых наборов, а также в сборе средств для людей, которые нуждаются в той или иной медицинской технике, лечении. Как подчеркнул Михаил Агапов, нужно помнить о том, что социальная работа религиозных организаций — это акт их доброй воли, и если с их стороны есть инициатива, она должна быть рассмотрена органами власти.