Dipol FM | 105,6 fm

Субъективно: правдивые фокусники

Вот что нужно россиянам для счастья - быть честными! Под таким лозунгом на экраны страны мог бы выйти бывший антрепризный спектакль, а ныне творение, гордо именующее себя художественным фильмом, «Игра в правду» режиссера Виктора Шамирова.

Вот что нужно россиянам для счастья — быть честными! Под таким лозунгом на экраны страны мог бы выйти бывший антрепризный спектакль, а ныне творение, гордо именующее себя художественным фильмом, «Игра в правду» режиссера Виктора Шамирова. Фильм-то вышел, а вот лозунг остался не у дел, хотя был бы на своем месте.

Трое друзей с институтских кавеэновских времен — Толик (Гоша Куценко), Марик (Дмитрий Марьянов) и Гена (Константин Юшкевич) — решили собраться и, что греха таить, набухаться. У всех троих проблемы, все что-то недоговаривают и через это, так сказать, отлучены от гармонии мира. Вечер перестает быть томным, когда к троице присоединяется их старинная, с двадцатилетней выдержкой, подруга Майка (Ирина Апексимова), которая тоже хотела бы что-то скрыть, но не может по объективным причинам — прикатила на встречу в инвалидной коляске. Эта женщина, в которую когда-то были отчаянно влюблены все трое, и спровоцировала поневоле поток откровений, который за кадром вполне мог бы стать причиной пары-тройки преступлений на бытовой почве.

Сам мотив игры, который поддерживают многочисленные отсылки к кавеэновскому прошлому, очень удачно вписывается в кинотерапевтическую коллизию — если уж злостно пренебрегать психологом, то хотя бы в кино посмотреть на себя со стороны. А игра в правду, которая вроде бы и обесценивает саму идею — если правда, то какие игры? — но в то же время уводит от прямолинейности и беспощадности самого понятия «правда». Авторы фильма явно не хотят грузить. Они же не «Иди и смотри» снимают, а так, о закадычных приятелях, пару раз предавших друг друга. И вот эти четверо наконец поговорили по душам, давно надо было. Да так хорошо поговорили, что двое остались целоваться. Хотя в данном случае хеппи-энд не спасает от разочарования. И вот почему.

Замес отличный. Почти водевильная история об отложенной любви, самое то, чтобы отдохнуть от ежедневных трагедий. Пьесу, написанную французом Филлипом Лелушем, наши затейники — троица главных героев и режиссер — любовно переперли на родную почву, прописав родные же реалии. Только перестарались. Монологи, диалоги и прочее доверху набиты искрометными шутками и забавами, мелькающими как в пестром калейдоскопе, который крутит ошалевший от восторга малыш. Еще над одной шуткой не отсмеялись, уже три новых пошутили. Может действительно проблема в том, что фильм создан на основе антрепризного спектакля под тем же названием ровно той же командой?

Актеры — матерущие, отрабатывают свой кусок хлеба с икрой, молодцы. Однако чувство, что настоящие исполнители этих ролей уехали на гастроли, а на сцене второй состав, пожиже, не покидает. И потом, хотели соцреализма или все-таки легкой оперетки? Или того и другого? Так заправские тамады могли бы разбавить сгущающуюся скуку залихватской шуткой, а затянувшееся веселье философским монологом. Причем свой же текст Марьянову и Куценко не дается. Они кричат, частят, заглатывают куски монолога целиком, а ведь не мальчики уже.

Вот Ирина Апексимова со своим текстом подружилась. А вообще можно было выключить все остальное и оставить только короткометражку, как Ирина накручивает по квартире в инвалидной коляске, сосредоточившись единственно и исключительно на прекрасной спине актрисы. Вот ради чего смотреть действительно стоило бы. Надо думать, авторы это тоже понимали, поэтому одели актрису в сарафан с чрезвычайно открытой спиной.

А какие замечательные хоромы нашли для съемок — старинный дом с уютным двором, весь такой художественно обшарпанный, винтажный-превинтажный. Каждый кадр в таком доме — картина. При этом интерьеры советских времен так старательно проработаны, что становятся не источником для вполне понятной ностальгии, а музейной неживой натурой, открыточным фоном. Ткнешь пальцем, а картонка-то и порвалась, а там за ней еще неизвестно что понаставлено, может ведра с краской, и всю ностальгию как холодным душем смоет.

Российское кино — это частенько не искусство, когда-то для нас важнейшее, а фокус. Потому что да, обманывают. Разобрать на винтики, пружинки, перышки — так по отдельности все хорошо и даже прекрасно. Недаром продюсером выступил Тимур Бекмамбетов, в перышках и винтиках он толк знает. А вместе — не работает и все тут. Рассыпается. Создателям «Игры в правду» очевидно изменило чувство меры. Или это как раз проявилась узнаваемая раздражающая российская черта — все хорошее сразу, и побольше. А может просто все слишком хорошо, чтобы быть правдой? Поэтому «Игра…» остается только игрой, причем весьма опасной после десятка-другого винтажных рюмашек национального напитка. Настолько, что в титрах стоило бы пустить предупреждение: все трюки выполняются профессиональными лгунами, не пытайтесь повторить, опасно для жизни!

(0)
Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Яндекс-Дзен.