Dipol FM | 105,6 fm

Субъективно: Под гипнозом «Калигулы»

Все режиссерские решения, практически все актерские работы казались мне настолько закономерными, не требующими критического осмысления, насколько вообще может показаться естественной жизнь, представленная в театре.

Превосходный, завораживающий спектакль поставил Антон Милочкин в молодежном театре «Ангажемент».

В театральном анонсе пишут, что пьеса Альбера Камю «Калигула» более полувека пользуется успехом благодаря сложной и парадоксальной роли главного героя. Несомненно, именно Калигула в исполнении Дениса Юдина стал центральной фигурой и тюменского спектакля — главный герой гипнотизирует зрителя, заставляя все остальное, происходящее на сцене, воспринимать как должное.

Признаюсь, меня принуждать особо не требовалось, все режиссерские решения, практически все актерские работы — а в спектакле занято еще одиннадцать исполнителей — казались мне настолько закономерными, не требующими критического осмысления, насколько вообще может показаться естественной жизнь, представленная в театре. Все действие открывается ключом Калигулы. Чтобы погрузиться в спектакль, достаточно погрузиться в его состояние, почувствовать эти голые нервы, эту физически ощутимую душевную муку, выворачивающую наизнанку, эту экзистенциальную истерику, которая рождается на сцене с появлением Юдина и переводит зрелище из материального «агрегатного состояния» в метафизическое.

Для меня «Калигула» стал вершиной реализма в тюменском театре, хотя спектакль предельно далек от натурализма. Эмоции, переживания героев так точны, так понятны, как будто тебе на ухо прошептали сокровенное. В то же время художественное решение Антона Милочкина и сценографа Александра Зыбина похоже на сон, аллегорию, психоделический трип. В общем, все складывается: не в сюрреалистической ли обстановке сна мы ближе всего к своим истинным мыслям и переживаниям?

Калигула доводит общепринятые понятия «здравого смысла» до кровавого гротеска, до абсурда, будто надеясь нащупать в человеке порог допустимого. Карьеру тирана он начинал не злодеем, а нежным мальчиком с добрым, чересчур добрым сердцем, чересчур чутким к правде. Ему стало невозможно жить в окружении лжи, и он решил следовать логике этого мира до конца, дойти до пределов прочности мира, до пределов своей души. Чтобы узнать, есть ли за этим пределом совершенство, покой, конец страданий? Не всякий человек может пойти на такой философский эксперимент, а вот римский император обладает почти безграничной властью. «Считаете, что деньги важнее людей? Давайте убивать людей во имя казны». «Ты поэт, а все пишешь о природе? Отрежем твоему отцу язык, может, это развяжет язык тебе, заставит говорить о чем-то поистине важном?» «Любишь жену? Правда любишь? Что же останавливает заступиться за нее, когда император забирает ее на твоих глазах в публичный дом?» Предположим, император Калигула — безумный кровавый тиран, презревший ценность человеческой жизни. Но кто вокруг него? Не свита ли делает короля?

Камю начал писать пьесу в 1939 году, тогда она могла быть поэтическим пророчеством. Конечный вариант вышел в 1945-м — как философский итог эпохи одного кровавого тирана, как послание свите другого, жившего до 1953 года злодея. Когда Калигула из рубища юродивого переодевается в ладно скроенный китель и появляется на сцене с характерной седой прядкой в гладко зачесанных волосах, моя мысль следует к совершенно определенным историческим ассоциациям: белые фигуры, выстроившиеся в почти гимнастической пирамиде, сталинский классицизм, кровавый тиран в белом мундире… Даже летающая жертвенная тренога вдруг становится ничем иным, как спутником, хоть его и запустили в космос уже в 1957-м.

Как выяснилось после спектакля, режиссер никаких аллюзий со Сталиным не подразумевал, для него вообще неважен исторический контекст, Калигула — герой художественного, философского произведения, живущий вне времени и географии. Человек, посмевший бросить вызов мироустройству, замахнувшийся на божественный статус.

Вот вам признак хорошего художественного текста — он взаимодействует со зрителем и рассказывает ему ровно столько, сколько зритель готов услышать и понять. «Калигулу» будет приятно пересмотреть, чтобы открыть в нем новые смыслы или, как самое малое, полюбоваться игрой актеров, почувствовать то, что называют магией театра.

Официальная премьера спектакля состоится 8 декабря. 30 ноября в «Ангажементе» бенефис Дениса Юдина, представляют спектакль «Вино любви».

Не забывайте подписываться на нас в Telegram и Instagram.
Никакого спама, только самое интересное!