Впервые тему создания единой облачной платформы для государства стали обсуждать около семи лет назад.
Минкомсвязи совместно с ФГБУ НИИ «Восход» утвердила концепцию перевода органов государственной власти в специализированную облачную платформу, на базе которой, как предполагается, будет предоставляться набор базовых сервисов (IaaS, PaaS
Немного предыстории
Впервые тему создания единой облачной платформы для государства стали обсуждать около семи лет назад. В 2013 году компания «КРОК» вместе с другими крупными российскими ИТ-компаниями представила по заказу Минкомсвязи проект публичного облака для государственных нужд с планом последовательного переноса в него информационных систем. Согласно этому плану, большинство специализированных сервисов нужно было мигрировать на облачную инфраструктуру к 2023 году. Правда, вскоре дискуссия приостановилась, чтобы снова начаться в 2018 году. Сегодня коммерческие провайдеры участвуют в заседаниях регулятора на добровольной основе и могут давать свои рекомендации. Но окончательное решение о методах создания Гособлака и реализации миграции остается на усмотрение ФГБУ НИИ «Восход». Этот научно-технический институт выбран главным координатором работ, видимо, потому что не является действующим облачным провайдером и может действовать непредвзято и независимо.
В эксперименте по пилотному переносу информационных систем на первом этапе примут участие десять государственных органов, в том числе Минюст, Федеральная таможенная служба, Росимущество и Фонд социального страхования.
Зачем государству свое личное публичное облако?
Оптимизация управления инфраструктурой — это давно назревшая проблема в госсекторе. Пока коммерческие заказчики отказывались от эксплуатации собственных ИТ и начали переходить на colocation и облака, органы исполнительной власти продолжали закупать новые серверы. Ровно такая же ситуация продолжается и сейчас. Создание Гособлака направлено как раз на то, чтобы унифицировать работу с вычислительными ресурсами в масштабе всех государственных учреждений и сократить затраты на инфраструктуру. Экономия может быть весьма солидной, так как процессы масштабирования ресурсов практически всегда в госсекторе неоптимальны. Например, для поддержки работы одного регионального госучреждения закупается 10 стоек, а по факту организации нужно 5 — в результате оборудование простаивает. Либо же, напротив, из-за нехватки вычислительной мощности и сложности с приобретением новых систем (это ведь надо еще и согласовать), падает производительность информационных сервисов, и качество предоставления госуслуг неминуемо снижается. Но самое главное: при таких масштабах удельные затраты на ИТ в полтора-два раза выше, в сравнении с эксплуатацией большого дата-центра на 150 стоек.
Экономически эффективная эксплуатация вычислительных ресурсов — одна из задач, решить которую хочет Минкомсвязи, но не единственная. Вторая задача связана с созданием нормативной базы для работы с Гособлаком, выстраивания коммуникации со сторонними поставщиками инфраструктурных сервисов и выбором тех или иных технических решений. Это важно, так как у госорганов сейчас нет единой и непротиворечивой программы работы с ИТ. При реализации локальных ИТ-проектов они могут руководствоваться всего лишь двумя федеральными законами — «О контрактной системе в сфере закупок товаров» и «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». А как конкретно решать технические проблемы и выбирать поставщиков по критерию экспертизы, а не цены — такие вопросы в действующих нормативных документах отсутствуют. Правда, пока не очень понятно место коммерческих разработчиков программных продуктов в экосистеме Гособлака. Авторы концепции утверждают, что они смогут принимать участие, если будут отвечать определенным требованиям.
С какими сложностями придется столкнуться при реализации проекта?
Исполнители проекта могут столкнуться с несколькими достаточно сложными ситуациями, которые можно классифицировать по трем группам: технические, организационные, ментальные.
Технические сложности связаны с перестройкой информационных систем для работы именно в облаке, а не в физической инфраструктуре. Это приведет как минимум к оптимизации архитектур приложений. Для тех же государственных компаний, которые уже работали с облачными сервисами, возникнет проблема конвертации виртуальных машин в Гособлаке. Наиболее распространенным решением виртуализации сейчас является VMware, под него разрабатывались многие сервисы. Но в скором времени расстановка скорее всего изменится из-за ужесточения политики в области импортозамещения, так как VMware является американским вендором. Это приведет к тому, что даже те немногие государственные компании, которые используют продукты этого разработчика, откажутся от эксплуатации систем и облаков на VMware. Им потребуется либо российский гипервизор, либо open source. Примером последнего можно назвать KVM, на базе которого уже более десяти лет развивается облако КРОК.
Организационные сложности связаны с масштабностью проекта, значительным объемом данных, которые нужно перенести в облако. По этой причине миграция будет осуществляться весьма плавно. При этом нужно будет решить задачу минимально возможного даунтайма — времени простоя некоторых систем. Ведь, если речь идет, например, про базы Росреестра, они должны функционировать в режиме 24×7. В практике корпоративных клиентов принято делать следующим образом: сначала в облако переносят копию данных и оценивают, как этот бэкап работает в облачной «песочнице» — тестовой среде. После того, как будут отловлены 99% ошибок, начинают перенос боевой базы. Вероятно, по такому же пути пойдут и госорганы.
Проект усложнится также ментальными особенностями ИТ-профессионалов в госсекторе. Фактически государство сейчас пытается перепрыгнуть через один эволюционный этап в развитии инфраструктуры: с физического железа в собственном ЦОД тут же перейти на облако. Между тем, это иной уровень абстракции при работе с ресурсами, его нужно осознать и привыкнуть управлять вычислительными мощностями по-новому. Как следствие — скорее всего на рынке возникнет нехватка квалифицированных облачных администраторов, так как на них появится большой запрос со стороны госорганов.
С учетом подводных камней проект создания Гособлака и перевода в него информационных систем будет непростым. По нашим оптимистичным оценкам, лишь к середине 2020 года может начаться процесс переноса в облако боевых баз государственных структур. Результативность зависит от качества миграции, учета основных требований к работе систем в облачном окружении и отсутствии формализации. Иными словами, если исполнители будут работать на результат, в перспективе граждане получат прозрачно и надежно работающие электронные сервисы, а государство сможет выстроить эффективное управление инфраструктурой в их основе.
Фото: news-cdn.softpedia.com