Комитет защиты заемщиков кредитных организаций Общественного совета города Тюмени подготовил собственный рейтинг социальной ответственности банков.
Настоящее исследование было проведено методом интервьюирования представителей (кредитных менеджеров) кредитных организаций города Тюмени посредством телефонного опроса. Исследование проведено специалистами Комитета защиты прав заемщиков кредитных организаций города Тюмени, председатель комитета Иран Михайлович Ефремов. Всего были опрошены представители 58 банков из которых в генеральную совокупность попали 43 кредитных организации, так как согласно полученным данным 15 банков либо вообще не занимаются кредитованием физических лиц, либо кредитуют только своих сотрудников.
В качестве предмета исследования был выбран кредит на неотложные нужды, так как именно с этим видом кредитования сталкивается большинство людей, берущих кредиты по форс мажорным обстоятельствам.
Всем представителям банков предлагалось ответить на 17 вопросов, которые освещали кредитную политику банков на всех ее этапах: 1) этапе взятия кредита, 2) этапе возврата, 3) этапе политики банка по отношению к заемщикам просрочившим погашение платежа.
Учитывая комплексный подход к пониманию социальной ответственности кредитной организации, как системы мероприятий и действий банка, направленных на создание условий для цивилизованного разрешения возникающих с заемщиками проблемных ситуаций, помощи заемщику все вопросы были разделены на четыре группы:
1. Открытость банка по отношению к общественности в предоставлении социально значимой информации. В качестве критерия оценки банков по данному критерию было взято количество ответов представителей кредитной организации на поставленные вопросы от общего количества вопросов (17). Несмотря на то, что интервьюеры представлялись и подтверждали, что действуют официально от Комитета защиты заемщиков кредитных организаций Общественного совета города Тюмени, далеко не все банки были готовы осветить все стороны своей кредитной политики. Более того, практически все кредитные менеджеры с большой неохотой предоставляли сведения, которые выходили за рамки информации представляемой в популистской банковской рекламе.
2. Возможности предоставления кредита банком физическому лицу. В данном разделе рассматривались вопросы, касающиеся легкости и скорости получения гражданином кредита. Поскольку авторы исследования исходили из предположения, заключающегося в том, что кредит на неотложные нужды нужен заемщику как последняя палочка выручалочка в случае возникновения форс мажорных обстоятельств, то положительно в рейтинге социальной ответственности оценивались те банки, которые максимально облегчили и упростили процесс получения кредита, как по скорости, так и по количеству необходимых формальностей.
3. Кредитная политика банка по отношению к заемщику. Вопросы данного раздела были призваны оценить тяжесть кредитного бремени для заемщика или то, насколько условия кредитования ухудшают материальное положение и социальное самочувствие заемщика. В положительной части рейтинга в данном разделе, таким образом, оказывались банки, которые представляют максимально лояльные условия по отношению к заемщику относительно сроков выдачи кредита, процентной ставки, наличия и размера комиссий
4. Отношение банка к заемщикам в случае возникновения проблемной ситуации при погашении кредита. В рамках этого раздела рассматривалась позиция банков при реструктуризации кредита заемщику, размер штрафных санкций, штрафы и способ взыскания задолженности.
Для упрощения подсчета и анализа данных при оценке положения банка на шкале рейтинга была взята простая 43 элементная шкала, где 0 это наиболее высокая оценка социальной ответственности, а 43 наиболее низкая. Общая оценка по разделу составлялась сложением порядковых номеров банка по всем вопросам, входящим в раздел. Таким образом, чем больший совокупный балл набирает банк по итогам сложения результатов, тем ниже он находится в рейтинге социальной ответственности. Вопросы, на которые представители банковских организаций не сочли нужным отвечать засчитывались им как 43. В случае если банки давали одинаковые ответы на поставленные вопросы, расчет балла происходил по схеме вычисления среднего значения порядковых номеров банка в рейтинговой таблице и всем банкам присваивался этот номер.
Итоговый рейтинг банков вычислялся посредством вычисления среднего значения оценки банка в рейтинговой шкале по каждому из блоков вопросов. Результаты рейтинга изложены ниже.
Итоговый рейтинг банков
Данный рейтинг позволяет выделить тройку наиболее социально ответственных банков. Напомним, что согласно условиям интервьюирования банки, отказавшиеся предоставлять информацию о своих кредитных продуктах автоматически попадали в категорию сомнительных и их рейтинг понижался.
Итак, первое место в рейтинге занял ОАО УралТрансБанк филиал в г. Тюмени, среднее арифметическое значение по всем четырем блокам рейтинга у него намного опередило показатели остальных банков.
Второе место: бюро финансовых решений ОАО КБ Пойдем. Несмотря на то, что данная организация серьезно превосходит многие кредитные структуры по размеру процентных ставок, остальные параметры и степень открытости данной организации вывели ее на почетное второе место.
Третье место: ОАО Уральский банк реконструкции и развития
Четвертое место: ОАО Россельхозбанк, Тюменский региональный филиал
Пятое место: ОАО АКБ Российский капитал, операционный офис в г. Тюмени
Теперь перейдем к оценке социальной ответственности банков по отдельным блокам показателей.
Рейтинг банков по блоку «Открытость банка по отношению к общественности в предоставлении социально значимой информации»
Лидерами рейтинга оказались 14 банков предоставивших наиболее полную информацию о своих кредитных продуктах: ОАО Банк Москвы, ООО Сибирский банк реконструкции и развития, ОАО Сибнефтебанк, бюро финансовых решений
Рейтинг банков по блоку «Возможности предоставления кредита банком физическому лицу»
Лидеры рейтинга: 1 место — ОАО ВУЗ-Банк, 2 место — бюро финансовых решений
Рейтинг банков по блоку «Кредитная политика банка по отношению к заемщику»
Наиболее социально ответственными банками по данному параметру оказались:
1 место — ОАО ОТП Банк
2 место — ОАО ФКБ Петрокоммерц, Тюменское представительство
3 место — ОАО БИНБАНК, филиал в г. Тюмени
4 место — ОАО АКБ Связь-Банк, Тюменский филиал
5 место — ОАО Промсвязьбанк, Тюменский филиал, ОАО АКБ Росбанк
Рейтинг банков по блоку «Отношение банка к заемщикам в случае возникновения проблемной ситуации при погашении кредита»
Лидеры рейтинга социальной ответственности (банки с наиболее мягкой политикой по отношению к просрочившему выплаты заемщику)
1 место — ОАО Сибнефтебанк
2 место — ОАО Россельхозбанк, Тюменский региональный филиал
3 место — ОАО Газпромбанк в г. Тюмени
4 место — ОАО Западно-Сибирский банк Сбербанка России
5 место — ОАО УралТрансБанк