Глеб Жеглов говорил, что правопорядок в стране определяется не наличием воров, а способностью властей их обезвреживать. Эти слова сейчас весьма актуальны для нас: в Тюменской области криминогенная ситуация характеризуется ростом числа преступников и слабой способностью властей их обезвреживать. Об этом говорил прокурор области Эрнест Валеев на последнем заседании Тюменской областной Думы. О том же докладывал начальник областного ГУВД Сергей Безруков. Но в оценках причин ухудшения криминогенной ситуации прокурор области и начальник областной милиции расходятся.
Преступность — высокая, раскрываемость — низкая
Прокурор области напомнил законодателям о том, как ровно год назад они обвинили его в излишнем пессимизме, выразившемся в слишком мрачных прогнозах. «Так вот мои самые мрачные прогнозы оправдались» — заявил прокурор областным депутатам. По словам Эрнеста Валеева, уровень преступности в Тюменской области (на юге) самый высокий в России, а уровень раскрываемости — самый низкий. Половина всех преступлений приходится на город Тюмень.
По мнению прокурора, «на формирование уголовной статистики дополнительное влияние оказали изменения, внесенные в уголовный кодекс и декриминализация ряда преступлений, нестабильность правоприменительной практики, реформа правоохранительных органов, обусловленная дальнейшим совершенствованием уголовно-процессуального законодательства, а также недостатки в работе последних».
Признавая, что основные тенденции, характеризующие криминогенную ситуацию в области, оставались по сути неизменными в силу относительной стабильности социально-экономических факторов, главный камешек прокурора полетел все же в милицейский огород. Эрнест Валиев назвал одной из главных причин низкой раскрываемости неприспособленность милиции к работе в условиях изменившегося УПК. Главным образом это касается органов дознания, которые не расследуют преступления, передают не расследованные уголовные дела следствию, где эти дела также не расследуются.
Свой довод о «преступном лидерстве» Тюменской области Эрнест Валеев подкрепил статистикой: «По сравнению с предшествующим (2002-м — ред.) годом с 2630 до 3140 увеличился уровень преступности на 100 тысяч населения, который в области традиционно превышает усредненные показатели по Российской Федерации (1926) и Уральскому федеральному округу (2374). В 15 городах и районах области рост преступности превысил среднеобластные показатели. К их числу относятся Ишим, Тобольск и Тюменский район. А рост числа преступлений в Сорокинском (на 125%), Сладковском (89%), Викуловском (63%) и Юргинском (51%) районах прокурор назвал «труднообъяснимым на первый взгляд». Но наибольший прирост преступности в абсолютном значении дали Ленинский, Калининский и Центральный административные округа Тюмени. Причем, Ленинский округ отличился особо — здесь абсолютный прирост составил 2007 преступлений, что в два раза больше, чем в соседствующим по «преступному» рейтингу Калининском.
Улицы фонарей под глазами
В структуре областной преступности прошлого года доминируют кражи, грабежи, уголовно наказуемые хулиганства, которые в своей совокупности и образовали в 2003 году прирост преступлений. На 37 процентов выросло число разбойных нападений. Прогулки по улицам становятся все более рискованными с точки зрения личной безопасности гуляющих, как и посещение общественных мест, где получить в глаз можно даже с большей вероятностью, чем на улице.
«Крайне настораживает рост преступных посягательств, совершенных в общественных местах, их совокупное число (5373) увеличилось на 47 процентов, — доложил прокурор законодателям, — На 22 процента возросло количество преступлений, совершенных на улицах. В структуре уличной преступности преобладают грабежи (38,5%) и хулиганства, сопровождающиеся во многих случаях применением насилия. Количество совершенных в прошлом году уличных разбойных нападений увеличилось на 41 процент». Причиной прироста уличной преступности и преступлений в общественных местах прокурор назвал «существенные просчеты в обеспечении профилактики преступных посягательств и в первую очередь в организации раскрытия преступлений».
Особую «лепту» в динамику преступности внесли подростки. За последние пять лет на половину выросло число хулиганств с их участием, убийств и покушений на убийство — в три, а фактов причинения тяжкого вреда здоровью — в 3,5 (!) раза. Ответственность за рост подростковой преступности прокурор также возложил на милицию и школу — за отсутствие «взаимодействия между субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и в первую очередь — между подразделениями милиции по делам несовершеннолетних, органами и учреждениями образования, социальной защиты населения и уголовно-исполнительными инспекциями».
Кто виноват?
Свой аргумент о плохой работе милиции прокурор Валеев также поддержал статистикой: «При 41.888 преступлениях установлено лишь 11 500 лиц, их совершивших, а по результатам судебного рассмотрения уголовных дел по обвинению этих лиц только 7264 подсудимых осуждены за содеянное».
Ежегодно возрастает количество и удельный вес преступлений, остающихся в разряде нераскрытых в течение последних трех лет. Удельный вес расследованных преступлений в области составил всего 35,4 процентов — самый низкий показатель в УрФО. В 2003 году раскрывалась ли пятая часть краж, грабежей и хулиганств, остались нераскрытыми 60 процентов разбоев и половина преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков. «Оценки деятельности правоохранительных органов Тюменской области по раскрытию преступлений занимают самые последние строки соответствующих общероссийских рейтингов» — резюмировал областной прокурор. Целиком возлагая ответственность за «уголовный произвол» на милицию, Эрнест Валеев признал в качестве объективной лишь одну причину низкой раскрываемости — увеличение числа уголовных дел, принятых к производству следователями и дознавателями.
Областная Дума недоумевала: с точки зрения социально-экономического благополучия Тюменская область выгодно отличается от других регионов, денег на обеспечение правопорядка из областного бюджета тоже выделяется немало, в то же время по преступности область в лидерах, а по раскрываемости — в аутсайдерах.
Начальника ГУВД Сергея Безрукова решили побеспокоить некоторыми вопросами. Депутат Карнаухов сразил генерала вопросом: «Могу ли я обещать свои избирателям, что они могут быть спокойны?».
«Я не Хрущев, чтобы обещать в скором будущем коммунизм. Но и говорить о том, что у кого-то не вскроют квартиру или кто-то не подвергнется нападению, тоже не могу» — ответил Сергей Безруков.
Комментировать «обвинительную речь» прокурора генерал Безруков не стал, но, как говорится, акценты сместил. Выделив, в отличие от прокурора, позитивные результаты работы милиции (увеличение раскрываемости убийств, экономических, должностных преступлений и пр.), но не оспаривая при этом выводы прокурора о недостатках в работе подчиненных и разделяя его обеспокоенность битьем и раздеванием мирных граждан на улицах и в общественных местах, генерал Безруков все же сослался на проблемы, объективно мешающие работать милиции.
Генерал напомнил о проблемах организационного и кадрового характера: два года областная милиция не имела первого руководителя, то же самое касается и заместителей. Такой ситуации не возникало ни в одном из регионов. С этим вроде разобрались, управленческий аппарат кадрами укомплектован. А что касается роста преступности, то в числе прочих виноваты мигранты, совершающие преступления и становящиеся объектами преступных посягательств. «Нелегальная миграция остается вне контроля правоохранительных органов» — констатировал Сергей Безруков.
Что делать?
Рецепт от прокурора прост: милиция должна фиксировать и раскрывать преступления, все возможности, по мнению прокурора, у нее для этого имеются. Сергей Безруков более конкретен: необходима целевая миграционная программа, нужны деньги для материального стимулирования следователей и «оперов», раскрывающих наиболее «сложные многоэпизодные преступления». Нужны деньги для повышения уровня материально-технического оснащения и для создания материальной базы экспертно-криминалистических подразделений, соответствующей современным требованиям.
Тюменская областная Дума из предложенного генералом Безруковым согласилась с пунктом об экспертно-криминалистических подразделениях, отвечающих современным требованиям. Администрации области предложено «рассмотреть вопрос о возможности финансирования». И обеспечить реализацию в области федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Других рецептов для лечения преступности от законодателей не последовало.
Информация к размышлению: начальник ГУВД Сергей Безруков назвал прошлогоднюю преступность объемом 41.888 преступлений «наибольшим массивом за последние 10 лет».