Dipol FM | 105,6 fm
92.26
99.71

По камушку: регион занялся "рабочим вопросом" вплотную

В разработке программы по развитию профессионального образования Тюменской области будет учтена концепция, подготовленная…

В разработке программы по развитию профессионального образования Тюменской области будет учтена концепция, подготовленная профессиональным сообществом региона. C ключевыми положениями документа по развитию профобразования на долгосрочный период до 2020 года участников Гражданского форума, собравшегося 12 ноября на учредительное заседание, познакомил руководитель рабочей группы, трудившейся над документом, президент ТюмГУ Геннадий Куцев.

Он напомнил о том, что звучало рефреном на заседании Госсовета в августе этого года: модернизация всех ступеней образования — самый короткий путь к обновлению экономики и социальной сферы. Без модернизации образования невозможно становление экономики, основанной на знаниях, невозможен также инновационный путь развития страны. Госсовет признал необходимым разработку региональных программ модернизации профессионального образования, изменения пропорций подготовки кадров и повышения качества их подготовки.

Свою концепцию инициативная группа Тюменской области подготовила еще до Госсовета, отметил руководитель рабочей группы.

По мнению составителей документа, в профессиональном образовании, как российском, так и региональном, есть две проблемы: пропорции подготовки рабочих кадров и специалистов, и качество их подготовки. Именно на них замыкается проблема модернизации профессионального образования.

Президент ТюмГУ обрисовал плачевную ситуацию, в которой находится сейчас российское профобразование. По данным социологического опроса, приведенным Куцевым, 80% выпускников школ ориентируются на получение высшего образования, и только 10% - на получение среднего профессионального образования в техникумах, колледжах, профессиональных училищах. В итоге 60% выпускников школ «правдами и неправдами», приходят в вузы. Этот вопрос приобретает важность еще и потому, что Россия впервые в новейшей истории столкнулась с дефицитом пополнения своих трудовых ресурсов.

Россия, как и другие европейские страны, будет все больше привлекать трудовые ресурсы невысокой профессиональной квалификации из других стран. По итогам этого года, по данным КП, в России ожидается 12 млн трудовых мигрантов — почти 10% населения страны. «В этих условиях особенно важно, чтобы российская молодежь заполняла верхние ступени профессионального образования», — заявил Куцев, отметив, что в этом утверждении нет национализма.

«Сегодня выпускника школы не заставишь подать заявление вместо университета в профессиональное училище. Все, поезд ушел! Сказались десятилетия неуважительного отношения общества к рабочим профессиям, пропаганда гламурного образа жизни. Молодые люди выбирают не саму профессию, а образ жизни, связанный с профессией», — обличал современные нравы президент ТюмГУ. Он отметил, что пришло время восстанавливать по-умному, по камушкам, по кирпичикам престиж рабочей профессии.

В качестве приоритета в этой работе он назвал поиски новых форм подготовки рабочих кадров. Заслуживает внимания, по мнению Геннадия Куцева, создание многопрофильных и многоуровневых колледжей по опыту многих регионов, в том числе и тюменского, а также создания высших профессиональных училищ — по опыту СССР 80-х годов, утраченному в перестройку. Кроме того, можно организовывать учебные комплексы университетского типа, интегрируемые в различные уровни профобразования. Одним из выходов может стать и высшее рабочее образование по программе прикладного технического, строительного, транспортного, аграрного бакалавриата.

Будущее — за рабочими с высшим образованием, способными управлять сложнейшей современной техникой, убежден Геннадий Куцев. Причем в ближайшие десятилетия потребность в высококвалифицированных рабочих кадрах пятого-шестого разряда будет возрастать. На сегодня 75% выпускников имеют третий разряд.

Он выделил еще один путь решения проблемы: до трети студентов технических вузов не может освоить программу высшего образования и могли бы вполне удовлетвориться дипломом техника или квалифицированного рабочего.

Есть и другие идеи подготовки квалифицированных рабочих кадров. «Говоря о рабочих карах, мы имеем в виду специалистов невысокой квалификации для крупного поточного индустриального производства. Но нельзя не видеть, что в стране возрождается и устойчиво развивается ремесленничество, производство товаров по индивидуальным заказам, — отметил Геннадий Куцев. — Вот у нас мода на казаков, на дворян, а про ремесленников забыли. А ведь Тюмень начинали строить они. Не купцы. Кто построил своими руками купеческие особняки, кто эту резьбу сделал? Об этом история умалчивает», — горячился Куцев, обращаясь в этот момент исключительно к президиуму заседания.

Становление промышленности в России начиналось с ремесленничества, напомнил он: «Мастера пользовались у общества большим авторитетом, к ним на выучку приходили молодые люди. Надо на новой материально-технической базе вернуться к исконным традициям ремесленничества. Мысль, может быть, несколько необычная для современного человека, но современный ремесленник — это работник принципиально нового типа не только в профессиональном, экономическом, но и в правовом плане. Это одновременно мастер и менеджер, способный спроектировать трудовой процесс, обеспечить ресурсами и самостоятельно выполнить работу, ориентируясь на максимальное удовлетворение запросов заказчика».

Участники заседания Гражданского форума дали свою оценку представленной концепции. В целом документ получал положительные оценки. При этом, учитывая широту темы, им затронутой, к проекту поступило множество дополнений. Так, по мнению директора института предпринимательства УФО Анжелики Гембарской, не разработан вопрос о негосударственных лицензированных образовательных учреждениях. Их более 20-ти в области, этот вопрос тоже нельзя оставлять за бортом, высказалась Гембарская.

Прозвучала также мысль о том, что часто многофункциональная подготовка рабочих мешает им быть полноценными специалистами в каждой из совмещенных специализаций. К примеру, выпускник специализации дизайнер-швея — и не швея, и не дизайнер. На это Куцев заметил, что подготовка кадров сейчас во многом носит экпериментальный характер, идут поиски наиболее эффективного.

Депутат Облдумы Алексей Салмин обрисовал еще один аспект кадровой проблемы. Он отметил, что представители бизнеса частенько сетуют на то, что образовательные учреждения региона не выпускают кадры необходимой квалификации в нужном количестве. Выпускники оказываются далеки от идеалов предпринимателей. С другой стороны, представители образования говорят о том, что бизнес не выполняет функцию заказчика, не ставит конкретные задачи. Причем крупный бизнес находит способы заявить о своих нуждах. У малого и среднего бизнеса для этого маловато ресурсов, и, соответственно, нет голоса. Он высказал пожелание, чтобы обсуждаемая концепция учитывала нужды и малого, и среднего бизнеса, в том числе инструмент, благодаря которому они могут быть услышаны.

В качестве такого инструмента губернатор Владимир Якушев предложил Гражданский форум и совет по предпринимательству при губернаторе, высказывания на этих площадках могут быть услышаны. Количество людей, занятых в малом и среднем бизнесе, увеличивается, поэтому не учитывать этот сегмент тоже нельзя, отметил глава региона.

Глава тюменского отделения Медиа-Союза Евгений Дроздинский считает необходимым создание некого общего фонда кадровых ресурсов, а также развитие системы производственной практики, чтобы студенты уже на ранеем этапе обучения могли определиться, верно ли выбрали профессию. Практика — важный этап, тем не менее сейчас как вузы, так и работодатели часто относятся к этому формально.

Директор областного Информационно-аналитического центра Андрей Михайлов обратил внимание собравшихся на важность информационных ресурсов. По его мнению, нужно посмотреть, как такие ресурсы могут быть использованы в системе профессионального образования. Информация статистического плана поможет абитуриенту сориентироваться при выборе будущего: какие профессии востребованы, какова средняя зарплата в отрасли, и так далее.

С общественной экспертизой проекта выступила глава депарамента образования Ирина Лысакова. Она отметила, что проект своевременный, актуальный, на данный момент он необходим. Документ носит ярко выраженный региональный характер, в нем учтены перспективные потребности региона в кадрах на перспективу в соответствии с концепцией социально-экономического развития области до 2020 года. Составителями обсуждаемой концепции учтен и принцип опережающего развития области, а также принцип непрерывности профессионального образования.

Лысакова отметила и ряд вопросов, которые, по мнению профильного департамента, недостаточно проработаны. «Необходимо более четко прописать подходы по достижению разумного балланса распределения выпускников общеобразовательных школ по всем уровням профессионального образования, кроме того, нужна совместная работа школ и вузов по формированию интереса к естественно-научному, техническому направлениям образования. Перевес в сторону гуманитарного сейчас сохраняется. Необходимо проработать также перспективу открытия в вузах новых научных школ и направлений, расширения участия преподавателей в исследовательской деятельности, привлечения к ней студентов.

Ирина Лысакова внесла предложение обсудить проект концепции с главными „потребителями“ кадров, региональными ассоциациями и объединениями работодателей, чтобы учесть их оценку.

Ректор ТюмГНГУ Владимир Новоселов подготовленный документ также одобрил, назвав его взвешенным и хорошо структурированным. Но он тоже отметил ряд вызовов и проблем, которые необходимо учесть в концепции. Первый вызов — создание сети национальных университетов, которые „плотным кольцом окружают Тюменскую область“. „Перед Уральским федеральным университетом, в частности, поставлена кадровая задача — к 2020 году там должно быть дополнительно 200 докторов наук и 500 кандидатов наук. Думаю, что не нужно быть провидцем, чтобы понять, что самостоятельно они эту задачу решить не смогут, и начнутся процессы по переманиванию нашего кадрового потенциала. Поэтому считаю, что здесь надо координировать и консолидировать усилия образовательных учреждений региона с целью повышения конкурентоспособности нашей системы профобразования“.

Работа по повышению внешней конкурентоспособности уже проводится совместно с ТюмГУ, заметил Новоселов.

Кроме того, по его мнению, в деле развития системы образования необходимо действовать согласованно с северными округами.

Председатель совета директоров средних профессиональных учебных заведений Георгий Шатохин отметил, что представители ссузов в целом поддерживают проект. Но высказали и пожелания включить в проект два, на их взгляд, серьезных вопроса: о взаимодействии работодателей с образовательными учреждениями по формированию и эффективному использованию имеющихся производственных и образовательных ресурсов. „И нам бы хотелось видеть большую заинтересованность работодателей в совместной работе“, — заключил Шатохин.

Генеральный директор предприятия „Газтурбосервис“ Владимир Немков считает, что необходимо отразить в концепции и такие аспекты начального профобразования, как фабрично-заводское ученичество. „Мы сегодня 90% рабочих по металлообработке готовим у себя. А для того, чтобы рабочий получил необходимый аттестат, мы вынуждены сотрудничать с колледжем. Формальное сотрудничество, но без лицензии образовательного учреждения этого сделать невозможно. Не мешало бы такую работу стимулировать, Владимир Владимирович?“ — отбратился он непосредственно к губернатору.

— Вообще-то кадры вы готовите для себя, — парировал Якушев. — А это самое ценное капиталовложение любого предприятия. — В рамках частно-государственного партнерства вы пытались наладить с учебными заведениями контакт?» — задал он Немкову встречный вопрос.

— В их распоряжении практически нет материально-технической базы, — заметил на это Владимир Немков, замкнув, таким образом, круг проблем.

Губернатор подытожил затянувшееся почти на два часа обсуждение, заметив, что проблемы, обозначенные в концепции и в ходе его обсуждения наверняка ни для кого не явились новостью. Их можно разделить на две категории: проблемы с финансированием и проблемы организационного характера. Что касается второй категории, есть ряд мероприятий, которые сегодня можно провести без каких-либо серьезных финансовых затрат, и тем самым значительно улучшить подготовку кадров в регионе, уверен губернатор. «О частно-государственном партнерстве мы много говорили и продвинулись за несколько лет с тех пор, когда полномочия по профессионально-техническому образованию перешли на региональный уровень. Не могу сказать, что мы использовали эту возможность хотя бы наполовину. Ресурсы есть, как есть и проблема неэффективной практики, которая часто превращается в фикцию. Должна быть взаимная заинтересованность бизнеса и образования», — подтвердил уже звучавшую мысль глава региона.

Он отметил, что власть готова стать посредником между образованием и бизнесом, но кроме работодателя сформулировать адекватный заказ на профессиональные современные кадры никто не сможет, в том числе и власть.

«Этот ресурс необходимо задействовать, потому что когда учебные заведения не знают, кого и как готовить, предъявлять им претензии, что они готовят не тех, неправильно», — резюмировал Владимир Якушев.

Он высказался и в отношении модернизации системы вузовского федерального образования. «В свое время мы упустили возможность принять участие в программе по созданию федеральных университетов. Мы могли бы это сделать, если бы провели объединение нескольких вузов, но их коллективы не были настроены на этот процесс. Не хочу никого обижать, но давайте смотреть правде в глаза — ситуацию мы прошляпили. Случилось это по причинам субъективного характера. И вряд ли сегодня один из вузов юга области, имея те показатели, которые он имеет, сможет претендовать на качество федерального вуза. Но это не говорит о том, что мы сегодня должны остановиться и ничего не делать. Нужно работать, исходя из тех условий, в которых мы находимся».

По мнению главы области сейчас необходимо максимально задействовать организационный ресурс, привлечь к работе работодателей всех уровней, как крупные предприятия, так и малый, средний бизнес, диалог между работодателями и учебными заведениями всех уровней надо сделать постоянным. И когда планы экономики и образования будут корреспондироваться, качество подготовки специалистов сразу вырастет на порядок, пообещал губернатор. А качественно продвинувшись по этим направлениям, дальше можно расширять постановку задачи и говорить о формировании неких фондов, которые будут непосредственно направляться на улучшение материально-технической базы профподготовки.

«Эта тема начинает нас очень жестко бить и наказывать, экономика начинает откатываться назад, потому что качество специалистов сегодня не соответствует требованиям времени», — считает Владимир Якушев. Он констатировал, что такие направления, как ЖКХ, энергосбережение, инвестиции, управление венчурными инвестициями, инновации и так далее сегодня совершенно не закрыты региональными учебными заведениями. Специальности только формируются, на обучение требуется время, а задачу надо решать сегодня.

«Мы понимаем, куда дальше будет двигаться наша страна, можно делать приблизительный прогноз по развитию экономики и потребности в кадрах. Сегодня эта задача, может быть звучит волюнтаристски, но тем не менее делать это нужно, в первую очередь отталкиваясь от прогноза социально-экономического развития территории. Эти моменты в данном документе тоже должны найти свое отражение», — дал еще одну рекомендацию для концепции губернатор.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
Тюменские автоинспекторы задержали нарушителя, проехавшего по пешеходной улице
Тюменские автоинспекторы задержали нарушителя, проехавшего по пешеходной улице
Оказалось, что у 21-летнего автомобилиста нет водительского удостоверения.
#нарушители
#ГИБДД
#улица Дзержинского
#штраф
Очевидец смертельного ДТП на пешеходном переходе в Тюмени: автомобиль ехал с большой скоростью
Очевидец смертельного ДТП на пешеходном переходе в Тюмени: автомобиль ехал с большой скоростью
Мальчик рассказал, как погиб его друг.
#ДТП
#дети
#безопасность
#пешеходный переход
#велосипед
Ямальские школьники знакомятся с Тобольском и Тюменью
Ямальские школьники знакомятся с Тобольском и Тюменью
Это стало возможным благодаря межрегиональному проекту "Освоение Сибири".
#туризм
#дети
#сотрудничество
#Тобольск
#новости Тюмени
700 выпусков в эфире: ток-шоу «Вечерний хэштег» отмечает юбилей
700 выпусков в эфире: ток-шоу «Вечерний хэштег» отмечает юбилей
29 марта телеканал «Тюменское время» покажет юбилейный выпуск программы.

#телевидение
#ток-шоу
#Вечерний хэштег
#новости Тюмени
Водитель BMW насмерть сбил 9-летнего школьника на велосипеде в Тюмени
Водитель BMW насмерть сбил 9-летнего школьника на велосипеде в Тюмени
Ребенок погиб на пешеходном переходе.
#ДТП
#дети
#ГИБДД
#безопасность
#велосипед