Dipol FM | 105,6 fm
93.29
99.56

О пользе студенческой романтики

О том, сколько могут заработать студенты-активисты на северных стройках, о сувенирах из щебенки и перспективах развития движения рассказал депутат Тюменской областной Думы Виктор Буртный…

Движение студенческих строительных отрядов Тюменской области этой осенью отметит солидную дату, 45 лет. Опыт работы и взаимодействия, накопленный студентами многих поколений тюменцев, пригодился в реализации партийного проекта «Я строю будущее» на территории Тюменской области. О том, сколько могут заработать студенты-активисты на северных стройках, о сувенирах из щебенки и перспективах развития движения рассказал в рамках совместного проекта областной Думы и еженедельника «Вслух о главном» «Дела фракции» куратор проекта в регионе, депутат Тюменской областной Думы Виктор Буртный. Он знает стройотрядовскую кухню изнутри, поскольку в начале двухтысячных сам прошел путь от бойца до командира строительного штаба.На СеверВ Тюменской области конкурсу студенческих строительных отрядов «Я строю будущее», с помощью которого студенты из региональных вузов получили возможность отправиться за «длинным рублем» на северные стройки, два года. Студенты в течение двух летних сезонов принимали участие в работах по прокладке и обустройству железнодорожной линии Обская — Бованенково. Ветка должна соединить большую землю с месторождениями твердых полезных ископаемых, а также нефтяного и газового конденсата на Полярном Урале, разработка которых запланирована в рамках мегапроекта «Урал промышленный — Урал Полярный».Региональный куратор партийного проекта Виктор Буртный рассказал, что идея привлечь студенческие силы для работы на этом направлении возникла после поездки депутатов Тюменской областной Думы в апреле прошлого года на стройку моста через реку Юрибей на ветке Обская — Бованенково. «Наверное, именно после этой поездки стало понятно, что необходимо привлечь туда дополнительные студенческие силы, — отметил депутат. — К тому же и сама стройка, на мой взгляд, очень «студенческая».После возвращения депутатов из этой поездки на заседании фракции «Единая Россия» Тюменской областной Думы было принято решение о том, что нужно включиться в работу по формированию студенческих строительных отрядов и направить их на данную стройку. В это же время, весной 2009 года, «Единая Россия» и «Молодая гвардия Единой России» дали старт проекту «Я строю будущее». Среди ключевых событий и объектов, к подготовке и возведению которых предполагалось привлекать стройотряды, тогда назывались олимпийский Сочи, Универсиада в Казани, саммит АТЭС во Владивостоке, ЛАЭС в г. Сосновый Бор Ленинградской области и другие масштабные стройки страны. Тюменцы решили не следовать проторенными путями, а нашли свой. Прямо «под боком», на территории Тюменского Севера, разворачивались работы в рамках глобального долгосрочного проекта «Урал промышленный — Урал Полярный». Сыграло свою роль и то, что принципиальное решение, принятое на заседании фракции, поддержал подрядчик работ на ветке Обская — Бованенково — генеральный директор ОАО «ЯмалТрансСтрой» Юрий Нак, также член «Единой России». К тому же ямальская стройка сулила для будущих новобранцев более высокую зарплату. А это имело решающее значение. Когда стартовал федеральный проект «Я строю будущее», вице-спикер Госдумы, член общественного совета «Молодой гвардии Единой России» Светлана Журова назвала масштабное возрождение стройотрядов антикризисной мерой. «Тысячи студентов, обучающиеся на платных отделениях вузов, получат возможность за три летних месяца заработать сумму, которая в значительной мере компенсирует их расходы на образование. К тому же работа в стройотрядах дает молодым людям возможность освоить вторую профессию», — отметила Журова. Такая задача — дать возможность заработать — стала одной из главных и в тюменском проекте, добавил Буртный.Первый отрядПутевка на работу в прошлом году досталась студенческому отряду «Заполярный» Тюменского государственного университета, тем более ребята уже имели опыт работы на Ямале. Для начала подрядчик выделил двадцать рабочих мест, сформулировал требования к будущим работникам, в том числе возраст, пол, перечень требуемых специальностей и так далее. Отряд ТюмГУ соответствовал требованиям, кроме того, их документы оказались подготовленными лучше всего. Конкуренцию «Заполярному» составляли еще четыре рабочих отряда из трех вузов области: два из Тюменского нефтегазового университета и по одному из Ишимского и Тобольского педагогических институтов. Ребятам предстояла физически тяжелая работа, поэтому на северную стройку отправились только юноши старше 20 лет. Девушкам, как в прошлом году, так и в этом, работы по силам пока не нашлось. Однако «женский» вопрос вновь поднимут в 2011 году, отметил Виктор Буртный. На Север студенты отправились 29 июня после соответствующего инструктажа и ставших традиционными для стройотрядов торжественных проводов. В их задачу входили работы по балластировке путей, укладке рельсово-шпальной решетки и больших объемов щебня. «Когда ребята вернулись, то привезли в качестве сувениров организаторам именно куски щебенки, которая, рассказывали, им уже по ночам снилась. Одна сторона была отшлифована и покрашена, а сверху выведено название проекта. Это была хорошая эмоциональная штука», — признался куратор. Средняя зарплата бойца стройотряда за два неполных месяца тогда составила 52 тысячи рублей, то есть даже больше, чем заявлял подрядчик, ведь предварительно разговор шел о 25 тысячах в месяц. Но дело оказалось не только в зарплате, в рабочих навыках, полученных в непростых условиях, но и в неистребимой романтике стройотрядовской кочевой жизни. Бойцы жили в поезде — своеобразном «государстве на колесах», и уже одно это доставляло им удовольствие. В «государстве» было все необходимое: столовая, баня, досуговая зона и кубрики-купе. Пространство позволяло заниматься спортом, в частности давало простор для подтягиваний и отжиманий. Кроме того, поезд передвигался по мере продвижения работ, за окнами постоянно менялся суровый северный пейзаж. В этом году на Ямальский Север на заработки отправилось больше бойцов. К тому же конкурс, как отметил Виктор Буртный, на этот раз решили сделать более демократичным. Так, отряды формировались из достойных представителей не одного, а разных вузов, в которых традиционно было развито сильное стройотрядовское движение. Это Тюменский архитектурно-строительный, государственный, нефтегазовый университеты, не остались в стороне Ишимский и Тобольский педагогические вузы. А после того как проект привлек внимание полномочного представителя президента РФ в УФО Николая Винниченко, выдвинувшего идею о том, что неплохо было бы создать сводный отряд округа из студентов уральских и тюменских вузов, родилась идея создания сводного отряда УФО «Ермак».Всего в этом году на Ямал от Тюменской области выехало в рамках проекта 50 человек, 20 бойцов вошли в отряд «Молодая гвардия» и еще 30 работали в составе «Ермака». В работе этого отряда наряду с тюменцами принимали участие студенты из челябинских, свердловских вузов. По словам Буртного, такой опыт себя оправдал в том отношении, что ребята, поработавшие в стройотряде, вернулись в вузы и рассказали обо всем. В том числе о том, что оплата труда увеличилась. Средняя зарплата за два неполных летних месяца этого года составила 63−64 тысячи рублей. Фронт работ в этом году тоже отличался от предыдущего года. Последний, так называемый «золотой» костыль на железнодорожной ветке был забит еще в феврале, дорогу Обская — Бованенково протяженностью 538 километров полностью закончили. Но сейчас там открылось обширное поле деятельности по благоустройству разъездов, бытовой инфраструктуры. «Работа изменилась, — добавил куратор проекта, — однако осталась все та же тундра, все тот же холодный ветер с Карского моря, та же студенческая неугомонность. Кроме того, некоторые ехали уже в знакомые места».Вообще стройка Обская — Бованенково по-своему уникальна — кроме парней из Тюмени, Челябинска, Екатеринбурга там работают ребята из Кургана, Питера, Москвы. Кто-то приезжает не отрядами, а рабочими студенческими бригадами. По мнению куратора, это яркий показатель того, что система стройотрядовского движения раскачивается, становится более понятной, прозрачной, самостоятельной. На будущее, сказал Виктор Буртный, запланировано расширение перечня работ. Также есть идеи использовать колоссальный педагогический потенциал студенческих коллективов для того, чтобы помочь переориентироваться трудным подросткам, — такая практика применялась еще в советское время. Но здесь еще предстоит решить ряд вопросов, в том числе по организации пребывания детей и подростков в таких трудовых лагерях.Теория и практикаНе секрет, что серьезную конкуренцию на рынке труда студенческим стройотрядам составляет дешевая иностранная рабочая сила, отметил Буртный. Тем не менее на фоне сокращения рабочих квот на въезд иностранцев у стройотрядовского движения вырисовываются хорошие перспективы. По его словам, дальнейшему развитию данного студенческого движения очень бы помогли поправки в федеральное законодательство. Он напомнил, что начало такой работе положено. В 2008 году в федеральный закон о высшем послевузовском образовании были внесены изменения, которые начали регламентировать деятельность студенческого строительного отряда, как организации. Но главная проблема стройотряда заключается в том, чтобы найти подрядчика, который предоставит объемы работ и гарантирует оплату. Не все гладко, заметил депутат: «Возникают ситуации, когда отряд приезжает на объект, предварительно договорившись обо всем, оформив документы, но не может приступить к работе, потому что, например, возникают задержки с подвозом стройматериалов. Отряд стоит, работа не идет, по сути, теряются деньги. Претензии к подрядчику в этом случае предъявить нельзя, потому что он со своей стороны сделал все возможное. Такие ситуации могут возникнуть на любой стройке, но серьезная проблема остается — ребята приезжают, чтобы работать, а простаивают не по своей вине».Также парламентарий отметил, что ведутся споры по поводу формы оплаты труда, по поводу трудовых взаимоотношений. У каждой территории свои подходы и методы организации работы стройотрядов. Сейчас, по словам Виктора Буртного, нельзя сказать, что на уровне федерации действуют одинаковые четкие правила игры. Где-то стройотряды работают как общества с ограниченной ответственностью, кто-то регистрируется, как индивидуальный предприниматель и выполняет договоры строительного подряда. По мнению куратора тюменского проекта, на поверхности лежит идея предоставления налоговых льгот и послаблений тем организациям, которые привлекают к работе стройотряды. Это было бы выгодно и ребятам, которые получат возможность заработать летом, и предприятиям, с которых снимут часть налогового бремени. На эту тему уже есть президентское поручение. Правительству Р Ф предстоит разработать ряд поправок в Федеральный закон № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в которых формулировки конкурсного задания для подрядчиков содержали бы использование студенческих строительных отрядов как обязательной категории работников при проведении определенных видов строительных работ.Советское наследство«Вообще система — летняя работа студентов, тяжелая, объемная, но приносящая прибыль и удовольствие, — пришла из советской эпохи. Я не знаю системных аналогов такого явления за границей, — отметил Буртный. — Это больше наше изобретение. Могу, сказать, очень удачное. Кроме всего прочего, это еще и отличная школа для будущих менеджеров».В том, что рабочие студенческие отряды будут востребованы, сомневаться не приходится, прорабы работников-студентов хвалят. Для этого есть все предпосылки: ребята проходят серьезный конкурс, чтобы попасть на Север. Даже к академической успеваемости предъявляются требования. Отсюда дисциплина, рабочий настрой, соблюдение субординации. И объяснять долго не приходится, схватывают все на лету, как нормальные студенты. И самим ребятам такой опыт принесет пользу, уверен куратор проекта: «Провожаем юных парней, а по возвращении вываливаются из самолета такие взрослые мужики, обросшие бородами, заматеревшие. Но не в бородах, конечно, дело. В глазах что-то меняется, появляется сила, уверенность».Бойцы, мастера, комиссары и командиры стройотрядов — структура тоже осталась с советских времен. Командир отвечает за общую жизнедеятельность отряда, комиссар — за все, что связано с творчеством, досугом, мастера (бригадиры) отвечают за производственную часть, бойцы — на передовой трудового фронта. Кроме того, традиционно у всех отрядов есть посвящение в бойцы, символика и «целинки» — куртки, которые носят бойцы. Цвет может меняться, чуть-чуть фасон изменился, но в целом они узнаваемы, отмечает Буртный. Принципы, заложенные в основе этого «советского ноу-хау», оказались настолько эффективными и стабильными, что фактически движение не прекращало своего существования ни после развала Советского Союза, ни в лихие девяностые, только в некоторых территориях «брало паузы». В Уральском федеральном округе практически в чистом виде стройотрядовское движение сохранилось в Свердловской области, челябинское стройотрядовское движение — одно из самых масштабных в округе, а по широте направлений работ лидером можно назвать Тюменскую область. Напомним, что в прошлом году в России отмечалось пятидесятилетие движения студенческих строительных отрядов, первые из которых в стране появились на волне оттепели. Этой осенью Тюменская область отметит 45-летие регионального стройотрядовского движения. Работой в проекте «Я строю будущее» в Тюменской области стройотрядовское движение конечно не исчерпывается. Причем не всегда это строительные работы. Есть в регионе отряды педагогов, проводников, кроме того, студенты работают по благоустройству и так далее. В целом в движении ежегодно занято около 1,5 тысяч тюменских студентов.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
В Викуловском районе полицейские убедили пенсионерку переехать в пункт временного размещения
В Викуловском районе полицейские убедили пенсионерку переехать в пункт временного размещения
Женщине помогли собрать вещи и необходимые документы.
#новости Тюмени
#Тюмень
#Тюменская область
#Ишим
#Ишимский район
#паводок
#полиция
#ДПС
#УМВД
#МВД
#Казанский район
#Викуловский район
В Тюмени поздравили 100-летнего ветерана ВОВ с наступающим Днем Победы
В Тюмени поздравили 100-летнего ветерана ВОВ с наступающим Днем Победы
Ветерану вручили подарочный набор и именное поздравление от губернатора региона.
#новости Тюмени
#Тюмень
#Тюменская область
#ВОВ
#ветераны
#День Победы
#9 Мая
#подарки
#губернатор
#Александр Моор
Тюменцев приглашают влиться в ряды волонтеров и помочь убрать город
Тюменцев приглашают влиться в ряды волонтеров и помочь убрать город
Чтобы стать волонтером, нужно подать заявку.
#новости Тюмени
#Тюмень
#Тюменская область
#волонтеры
#волонтерство
#уборка
#МыВместе
В Викуловском районе 19-летний парень угнал за ночь два автомобиля
В Викуловском районе 19-летний парень угнал за ночь два автомобиля
Суд назначил ему наказание - три года в колонии-поселении.
#новости Тюмени
#Тюмень
#Тюменская область
#Викуловский район
#Викулово
#дети
#подростки
#уголовное дело
#наказание
#угон
В аэропорту Рощино уже закончена часть работ по рекострукции
В аэропорту Рощино уже закончена часть работ по рекострукции
С начала строительства прошло всего 10 месяцев.
#новости Тюмени
#Тюмень
#Тюменская область
#аэропорт
#Рощино
#реконструкция
#строительство