Приоритеты стратегического развития стали сегодня главной темой «Губернаторских чтений».
Приоритеты стратегического развития стали сегодня главной темой «Губернаторских чтений». Доктор исторических наук, заведующий сектором изучения этноконфессиональных отношений Института гуманитарных исследователей Тюменского государственного университета Александр Ярков выступил с докладом «К вопросу о выборе стратегии развития Тюменской области: между прошлым и будущим».
Он начал с рассуждений о любви: «Говорят, самая трудная форма любви — это не любовь мужчины и женщины, не любовь к Родине, а любовь провинции и центра. Каждый регион хочет быть центром».
Зачастую, у регионов возникает ощущение вторичности, и это, по мнению Яркова, является проблемой: «Убийственная фраза, которая бытует в федеральном медиапространстве: „Там, за Уралом…“. Я считаю, что за Уралом — Москва и Париж, а мы живем там, где надо». Необходимо выработать понимание, что мы самоценный, самодостаточный субъект.
Задача формирования региональной идентичности, ее укрепление лежит не только на региональном правительстве, но и на гражданском обществе, которое мы стремимся построить, но это не всегда получается. Александр Ярков видит причину в том, что долгое время юг Тюменской области был промежуточной, перевалочной зоной, и это осталось в сознании людей. Только одна семнадцатая часть из современных жителей области — это коренное население, все остальные — пришлые. «Как у них воспитать чувство сознания, что это их настоящее и будущее? — задается вопросом Ярков. — Тут нужно осознать себя и почувствовать преемственность. Это нужно закреплять на информационном и визуальном уровне». В этом отношении примером, по мнению Александра Павловича, может служить новая набережная Туры. Со своими студентами он проводил исследование и выяснил, что этот объект прижился, он стал выражением понятия «Тюмень — это ворота Сибири».
Познакомил Ярков слушателей и с результатами другого, более масштабного исследования, которое проводилось в 2006 году. Тогда социологи столкнулись с тем, что подавляющее большинство при определении своей региональной идентичности все-таки отдают приоритет тому, что на 60% они россияне.
Необходимо формирование образа города в сознании других регионов, образа Тюменской области в пространстве России. В этом большую роль играет информационное пространство. «В период с января по декабрь 2010 года мы проанализировали электронные и печатные СМИ органов власти на укрепление идентичности. Она подчеркивается в связи с какими-либо событиями, но на продуманную концепцию это едва ли похоже. На портале органов власти встретилось такое выражение: „На сегодня Тюменская область является крупнейшей в стране и одной из самых крупных в мире кладовых природных ресурсов“. Прекрасный тезис! Но в кладовой никто не живет, это прохладное темное место. Мне кажется, это не работает на бренд Тюменской области».
Интернет представляется перспективным пространством для формирования идентичности, особенно если брать во внимание, что на 60% молодежь живет в Интернете. Это и есть тот ресурс, с которым нужно работать, убежден Ярков.