Dipol FM | 105,6 fm

Надежда Казакевич: Увлечение гаджетами способствовало росту болезней глаз

Главный педиатр Тюмени Надежда Казакевич рассказала, как сохранить здоровье современных школьников.

Во вторник, 3 сентября, в 17.00 на сайте интернет-газеты «Вслух.ру» состоялась онлайн-конференция с участием главного педиатра Тюмени Надежды Казакевич на тему: «Как сохранить здоровье современных школьников». Врач рассказала о том, какие заболевания чаще всего наблюдаются у младшего поколения и когда нужно обращаться к доктору.

— Какая детская болезнь наиболее распространена в последние годы, есть ли отличия от прошлых периодов?

— Что бы мы ни делали, распространенными по-прежнему остаются острые респираторные вирусные инфекции. Могу сказать, что они являлись бичом 70-х, 80-х, 90-х и 2000-х годов. К ним относится огромное количество инфекций: аденовирусная инфекция, риновирусная, грипп, который стал единичным благодаря вакцинации.

Мы надеемся, что когда-нибудь, с применением существующей системы вакцинации, это поменяется. Сейчас существует вакцина от ветряной оспы, гемофильной инфекции, пневмококковой инфекции, гриппа. Разрабатывается вакцина от тяжелых рс-инфекций. Наука не стоит на месте, лет через пятьдесят мы будем говорить о каких-то других заболеваниях, характерных для детей.

Из неинфекционных, то есть, не острых заболеваний, на первом месте у детей болезни органов зрения. Можно также выделить группу проблем, связанных с нерациональным питанием, здесь увеличивается число детей, у которых наблюдается избыток массы тела. Также это кариес, скрытые анемии, проблемы желудочно-кишечного тракта. Ну и плюс группа заболеваний опорно-двигательной системы.

Три слона, на которых стоят детские проблемы: патологии органов зрения, искривления осанки и заболевания, связанные с нерациональным питанием.

— У взрослых стресс, когда они выходят из отпуска на работу, у детей — с каникул в школу. Как им пережить этот период? Дайте практические советы, рецепты.

— Стресс действительно есть. Для нас, взрослых, все достаточно просто, ты выходишь на работу, чтобы заработать себе в будущем замечательный отпуск. Что касается детей: да, они бесспорно испытывают стресс, когда включаются в учебный процесс. Есть пиковый период, когда дети особенно подвержены этому стрессу — первый класс.

Во втором классе чуть легче, потому что дети уже знают учебную нагрузку. Первый, пятый и десятый — классы, когда меняется коллектив, когда период адаптации происходит тяжелее.

Чтобы быть подготовленным к школе, ребенок должен понимать, что школа, как зима, лето, весна и осень, случится обязательно. Ребенку надо помочь, ему нужен режим. Если завтра в школу, то ребенок должен ложиться спать как положено — не позднее 21.30 и вставать в 07.00. Не будите ребенка в последнюю минуту. Существует целая система введения ребенка в режим, но он должен быть просто алмазным. Ребенок должен ложиться спать вовремя.

В периоде адаптации школьник не должен испытывать дополнительных стрессов, не только отрицательных, но и положительных, таких как яркие праздники, замечательные путешествия.

Режим адаптации, режим дня, рациональное питание и помощь взрослых помогут ребенку быстрее приспособиться к новой ситуации. В медицине существуют показатели адаптации, если ребенок рассказывает, что у него происходит в школе, говорит о всех своих друзьях, проблемах и достижениях, значит никакого стресса он не испытывает. Это значит, что он замечательно адаптировался и начинает выполнять новую социальную роль ученика.

Первая контрольная никогда не проходит в школе 2-го сентября. Учителя тоже понимают, что отдохнувшие дети могут легко потерять свежие, незакрепленные знания. Для того и существует школа, чтобы учить. Наша учительская, родительская и медицинская задача — помочь детям адаптироваться к школе.

— Вот как не будет падать зрение у школьников, если они смотрят на внешний мир в перерывах между созерцанием экрана ноутбука, планшета и телефона? Может ужесточить дисциплину в школах и отбирать у детей все гаджеты на входе в класс? Идею перевести все образование на электронный вариант вообще считаю преступной.

— Кто дает гаджеты детям в руки? Откуда они у ребенка, который не зарабатывает? Ответ: родители и родственники. Это не учительница, не директор школы и не воспитатель в детском саду вложили в руки ребенку мобильный телефон.

Как современному человеку не пользоваться современными средствами связи? Мы ведь и сейчас проводим онлайн-конференцию в Интернете, а не говоря с трибуны. Это новая, современная система связи.

Школа тоже приобретает компьютерные классы, но это нагрузка, рассчитанная в соответствии с санитарными правилами и нормами. Если ребенок только и делает, что говорит по сотовому телефону, не может занять себя в начальной школе, если он увлечен электронной игрой в планшетнике и не может даже вспомнить, как зовут его одноклассников, то, наверное это уже достаточно сложная ситуация.

Во многих школах к этому вопросу относятся достаточно трепетно. Я приверженец того, что ребенок в школе должен иметь минимум средств связи. Если ребенка забирают родители, он должен позвонить кому-то и сказать в целях безопасности о том, что уроки закончились. Это ведь тоже дань времени, раньше такого не было. А вот всякие электронные игрушки в школе быть не должны.

Когда ребенок приносит в школу дорогостоящее устройство, возникает пятикратный стресс. Вот почему: тот, у кого такая замечательная электронная игрушка, — герой дня, ведь у него она есть, тем, у кого есть что-то похуже, хочется точно такую же, а ведь есть дети, которым родители не покупают таких игрушек, потому что это вредно или дорого.

Для учителей это тоже проблема: дети пришли с дорогими игрушками, они весь урок будут думать, как бы вытащить эту игрушку и показать одноклассникам. Какие там сложения, вычитания, правила русского языка и окружающий мир?

Ну и, наконец, с позиции психологов, это подмена живого общения. По-сути, все электронные устройства — более современные средства связи и получения информации. Когда мы приходим к кому-то в гости, мы выполняем те требования, которые нам предъявляет хозяин. В каждой школе директор тоже может устанавливать свои правила. Я думаю, что это больше даже зависит от родительского комитета, от того, какое решение по этому вопросу он примет.

В гимназии, где учится мой ребенок, ношение таких устройств категорически не приветствуется. Это правильно, ведь увлечение гаджетами способствовало выходу на первое место болезней органов зрения.

— Помню из своей школьной жизни, что из года в год учебников в рюкзаке становилось все больше и больше. Сейчас вот, говорят, даже по физкультуре они появились. Как осанку-то сохранить ребенку, не у всех же физические возможности одинаковые с рождения, может кому такие тяжести и вовсе таскать нельзя?

— Все, что касается школьного периода, оговорено. Государство заботится о детях тем, что держит под контролем, сколько должна составлять масса рюкзака, где должна стоять лампа. С 2013 года действуют технические условия, из какого материала должна быть форма.

Если раньше, в Советском Союзе, это были ГОСТ и санитарные правила, то сейчас это технические условия и санитарные правила. Так вот, хотелось бы сделать акцент на том, что масса рюкзака должна быть не более трех килограммов.

Бесспорно, есть учебники по музыке, по трудовому воспитанию, но это ведь программные материалы. Главное, чтобы дети ходили не с сумками, а с рюкзаками с прямой твердой спинкой.

— Нынешние дети ведут образ жизни, отличающийся от того, что вели их родители в детстве: больше телепрограмм, Интернет, сотовые телефоны, компьютерные игры. Существуют ли современные методики профилактики заболеваний, в которых учитываются нынешние реалии?

— Современные дети и похожи и не похожи на нас. Меняются времена, а не люди. Если ребенок увлекается, занимается и развивается при помощи компьютера, то существуют те же компьютерные программы по сохранению зрения.

Есть компьютерная гимнастика, которую выполняют в специальных очках. Ее не трудно установить самостоятельно.

В городе реализуется проект «Здоровая школа», в его рамках проводятся физкульт-минутки, зарядки для глаз.
Можно, по крайней мере, минимизировать проблемы, связанные с нагрузкой на орган зрения.

Если есть наследственность по угрозам развития проблем, сниженное зрение, близорукость, тогда нужно прорабатывать нагрузки вместе с окулистом. Каждая покупка гаджета, в таком случае, должна быть с его разрешения.

— Хотелось бы услышать профессиональные советы по профилактике простудных заболеваний школьников.

— Чтобы ребенок не болел, нужно, чтобы он рационально питался и одевался по сезону. Нужно помнить, что одежда у ребенка должна быть из натуральных тканей. Это касается первого слоя белья, обуви. Обувь должна быть удобной для ребенка.

Раньше врачи говорили, что чем больше ребенок потеет, тем быстрее заболеет. Все страны Европы приверженцы стиля, когда папа и мама одеты в пуховики и джинсы, а ребенок без шапочки. Климатические условия у нас, конечно, другие, поэтому сложно побороть менталитет. Ребенок должен быть одет комфортно и удобно, чтобы, если он упал, то смог подняться, отряхнуться и побежать дальше. Тогда ему ничего не будет от того, что он упал.

Среди профилактических препаратов я могу выделить гомеопатические, ими можно пользоваться, но тоже необходима консультация доктора. Любой препарат должен работать здесь и сейчас, и я как педиатр не приемлю профилактических препаратов. Есть препараты лечебные и они должны назначаться врачом.

— Школьный врач имеет право отправить ребёнка из школы, если он болен. Почему бы не дать этому врачу право принять ребёнка, когда он приходит после болезни? Тогда не надо вести в поликлинику выздоровевшего ребёнка и рисковать нахвататься новых вирусов…

— В школах работают фельдшеры и медицинские сестры. Фельдшер имеет право осмотреть, назначить лечение и отправить в поликлинику, где ребенка наблюдает врач. Есть школы, в которых работают врачи, но их немного.

Все не так просто. Казалось бы, банальная вирусная инфекция вдруг, ни с того, ни с сего, у одного ребенка осложняется отитом, у другого — пневмонией, а третий даже и не понял, что он болел.

Во всех поликлиниках сейчас работают кабинеты по выписке справок. Каждый день в особом месте в поликлинике сидит специальный сотрудник, который выдает их. Не нужно даже подходить к своему доктору, если других вопросов нет.

Если ребенок болел, он должен прийти в школу здоровым, с каким-то определенным планом по наблюдению, по физкультурной группе, вакцинации.

— Здравствуйте. Подскажите пожалуйста, ребенок здоров, но очень часто подымается температура до 37,5, в чем может быть причина?

— Я думаю, что задавшему вопрос необходимо со мной созвониться: _45−21−47_. Температура выше 37,2 — это не здоровье. Когда мне позвонят, я смогу дать практический совет: к кому обратиться и что сделать.

— Скажите, о каком здоровье можно говорить, когда у детей в пятом классе по шесть уроков, тонны учебников в рюкзаке и миллион заданий на дом… Они вымотанные полностью. А еще кто-то занимается дополнительно, посещает кружки и т. д.

— Ребенок пятого класса — ребенок 11 лет, подросток. Это не годовалая лялечка и не трехлетний малыш. Это даже не удивленный первоклассник.

Чем больше мы нагружаем своих детей, если они могут вынести эту нагрузку, тем это правильней. Тем меньше у них свободного времени и желания заняться подростковыми шалостями. У каждой семьи дети взрослеют одинаково и все хотят попробовать эту жизнь. Чем меньше времени у ребенка на глупости, тем лучше.

Поэтому я сторонница того, чтобы ребенок был организован. Чем лучше мы организованны, тем быстрее и больше мы можем сделать. Чем хуже мы организованны, тем меньше мы делаем. Если ребенок знает, что ему сегодня нужно идти в художественную школу, на танцы, а еще нужно съездить к бабушке и подготовить уроки, он распределит свое время и будет более организованным. Это управление временем. Этому нужно учиться с младенчества! Нас ведь с детства учили: сделай это, это и это, и только потом мы поговорим, пойдешь ли ты гулять.

— Моя дочь пошла в четвертый класс. Третий год будет заниматься во вторую смену. Не кажется ли вам, что логичнее было бы, чтобы во вторую смену занимались старшеклассники? У вас есть какие-то рекомендации департаменту образования по этому поводу? Ладно весной и осенью, когда вечером еще относительно светло, но зимой маленькие дети возвращаются домой по морозу и слабоосвещенным улицам. Да и на детском неокрепшем организме вторая смена положительно не сказывается. Могут ли родители повлиять на эту ситуацию или нужен хлыст в лице департамента, чтобы подстегнуть директоров поменять расписание в начальной школе?

— Существует разумная учебная нагрузка на детей, которые обучаются в первую и во вторую смены. Дети четвертого класса допускаются до обучения во вторую смену. Четвертый класс — это не старшие классы, когда дети имеют по семь-восемь уроков в день. Стоило обратиться к директору и спросить, что он думает по этому поводу и когда дети будут переведены в первую смену.

Возможно, имеет смысл обратиться и в департамент образования, чтобы вам разъяснили ситуацию. Всем удобно, чтобы максимальная нагрузка была на первую смену, но ситуации с учебным процессом бывают разные.

Наверное, любой директор скажет, что было бы замечательно, если бы у нас было столько-то классов, столько-то мест и все учились в первую смену. Но, насколько я помню, всегда существовала вторая смена: второй, третий, пятый и шестой класс.

Мы можем говорить о делении на сов и жаворонков, которые могут учиться либо поздно ночью, либо только рано утром, но такое приходит с возрастом. Хотя, бесспорно, приверженность к определенному типу вегетативной системы прослеживается с раннего возраста.

Когда ребенок приходит из школы одновременно с родителями, подготовка домашнего задания ложится на плечи самого самостоятельного ребенка.

— Какое количество тюменских детей можно считать полностью здоровыми? Какие меры предпринимаются для оздоровления детей в школах и детских садах? Для взрослого населения проводится, например, диспансеризация, а для детей существует что-нибудь подобное? В советские годы, насколько помню, ежегодный медосмотр в школе и детском саду был обязательным.

— Советская система здравоохранения сохранилась, шагнула дальше и копнула глубже. Начнем с начала. Если у взрослых с 2013 года есть всеобщая диспансеризация, то с мая 2013 года диспансеризация детей от года до 18 лет стала ежегодной. Советская система предусматривала осмотр детей в первый год обучения, при переходе к предметному обучению, в 15,16 и 17 лет. С 1991 года был дополнительно определен возраст — 12 лет. Потом была региональная программа: осматривались 14-летние подростки. И вот, во всей Российской Федерации каждый год ребенок будет охвачен каким-либо видом осмотра.

Среди специалистов психиатр, андролог, гинеколог, эндокринолог. Обследования: на общий анализ крови, сахар, ЭКГ. С восьмилетнего возраста это еще и обязательное исследование оксида углерода в выдыхаемом воздухе, то есть обследование на раннее курение. Система осмотров стала более правильной, расширилась.

— Как правильно выйти из ситуации, если больные дети не выходят на больничный, а продолжают заниматься в общей группе?

— Вопрос сложный. Если наше чадо как-нибудь может ходить с насморком, то соседское чадо обязательно схватит от него какой-нибудь гайморит. Мамы должны понимать, что если их дети не пропустят два дня, все это плачевно закончится для школы. Третейским судьей здесь должен выступать школьный медицинский работник, который приходит в класс и говорит, что ребенок к учебе не допускается.

Это система фильтров. Родители к ней уже приучены. С 2009 года, кстати, одноразовые маски стали основой, и все школьники и преподаватели к ним привыкли. Как только мы говорим: жители Тюмени, порог заболеваемости превысил допустимую отметку, одеваем маски, — люди идут в аптеку.

С позиции медицины единственное средство управления инфекциями — вакцинация. Все остальное — не доказательные средства.

— Если говорить о питании, как его контролировать, если всегда есть магазин за углом?

— Вопрос рационального питания стоит остро. Во всех школах, где есть буфеты, нет чипсов, пепси-колы, зато есть соки, булочки и молоко. Насчет молока — его употребление обязательно, это физиологическая необходимость. Однако есть карманные деньги, которые хочется потратить. Поэтому наши информационные проекты направлены на то, чтобы объяснить, что это не полезно. У нас сначала были «Каникулы здоровья», «Декады здорового питания», а с 2009 года реализуется проект «Здоровая школа». Целый блок этого проекта — здоровое питание. Это и конкурс для поваров школьных столовых, и конкурс рецептов для школьных столовых, и «вкусные старты», и блюда от шеф-повара. Это ежедневная актуализация темы рационального питания. Что такое рациональное питание: кушай полезное и в меру, не ешь вредное.

Для каждой аудитории продумывают свои способы донесения информации о рациональном питании. Показывают опыт с мятной конфетой и газировкой, когда все взрывается. Привлекают известных людей. Любимый Интернет здесь просто необходим: взять какие-то картинки, подсмотреть сценарии. А почему нет? Это ведь замечательно!

— Недавно наткнулся на такую информацию: для каждого класса существуют определенные нормы нагрузки на домашние задания. Это так?

— Могу сказать о нормах школьной нагрузки, сколько должно быть учебных часов для каждого возраста. Если ребенок сидит за уроками больше 2,5 часов, нужно смотреть, что он на самом деле делает: занимается уроками, выполняет задания или параллельно рисует, играет с мобильником.

Если он сидит и пытается гипнотизировать книгу, тоже нужно понять, почему он это делает: либо недопонял материал, либо случился пробел и уже сложно наверстать его, либо он неорганизован и ему что-то мешает, вплоть до летящей мухи, солнечного лучика или прошелестевшего листочка.

— До сих пор возникает много вопросов, связанных со школьной формой. Давайте проясним, чего боятся родители, что их не устраивает. Есть какое-то представление о том, что это будет как в Советском Союзе. Это же не так?

— Я не могу сказать, как родительская общественность обсуждает необходимость школьной формы. Но я считаю, что форма должна быть. Никто в бальном платье и в смокинге не лезет плавать и никто не идет на каток без коньков. Я соглашусь с тем, что форма должна быть. Существует форменная одежда определенных отраслей: военная, медицинская и у массы других специальностей. У образования тоже должна быть форма.

Технические условия всего-лишь говорят, какого качества должна быть форменная одежда: удобной, гигроскопичной, экологичной. Дети не будут ходить в абсолютно одинаковых серых костюмчиках. Каждая школа будет подбирать себе определенную форму. В гимназиях это уже есть, во всем мире существует символика учебного заведения.

Форма делает школьников строже, дает определенную социальную значимость, дисциплинирует. Она экологична. В школах девочки, бывает, ходят в очень узких брючках, в которых даже сидеть тяжело, форма же будет удобнее. Что касается мальчиков, для них брюки, рубашка и пиджак — официальная одежда с конца XVIII века.

Не забывайте подписываться на нас в Telegram и Instagram.
Никакого спама, только самое интересное!