"Масляный" Бисмарк и "деревянный" генсек. "Капризный" Новик и Лагрене… Выставка построена на сопоставлении творчества мастеров прошлых лет и произведений современников.
В тюменском музее ИЗО открылась выставка «Классики и современники». По словам куратора Оксаны Костко, выставка дает возможность получить представление об общих закономерностях развития западноевропейского искусства и позволяет оценить вклад современников. Основа тюменской коллекции западноевропейской живописи была заложена благодаря передаче в 1956 году (когда был основан музей) из краеведческих музеев Тобольска и Тюмени нескольких картин. Потом сформировать богатый фонд помогли приобретения у частных лиц и поступления из ведущих музеев страны. Сейчас в Тюмени собраны подлинные произведения мастеров Голландии, Испании, Франции, Италии и Германии. Эти картины давно мечтали показать тюменцам. Но, к сожалению, из-за того что только два зала выделено под выставку, удалось разместить на стенах лишь 4% коллекции. Причем, в залах на втором этаже не бывает постоянных экспозиций. Например, для созерцания этой выставки отведено время до октября. По этой причине, многие экспонаты не участвуют в проекте — полотна требуют тщательной подготовки перед «выходом в свет» и такого же ухода во время него. Председатель тюменского отделения Союза художников России Александр Новик отметил, что на «Классиках и современниках» есть такие картины, которых он ни разу не видел за все время существования музея, хотя посещает практически все выставки. Проект вынашивался уже давно, поэтому неудивительно, что идеи приходили к Оксане Костко даже во сне. Она рассказала, что «ню Новика не хотело вставать рядом ни с одной из картин». Куратор выставки уже решила не показывать тюменцам полотно, как ей приснилось удачное «соседство» этой картины с ню Лагрене, выполненной в стилистике рококо. Вместе они и предстали перед первыми зрителями. Выставка построена на сопоставлении творчества мастеров прошлых лет и произведений современников. Рядом с «Площадью перед собором Святого Марка в Венеции» кисти неизвестного итальянского художника 18 века расположился «Миланский собор», написанный в 1965 году Дмитрием Косьминым из Омска. Кто-то замечает сходство в картинах авторов разных эпох, а кто-то различия. В данном случае легко уловимо и то и другое. Громоздкое здание, площадь, по которой идут небольшие группы людей, есть на обеих картинах. Но, при этом, у итальянца полотно темное, и даже немного мрачное, с плоским изображением фасада собора. Совсем другое исполнение у Косьмина: белоснежное строение, контур которого обведен маслом так жирно, словно ребенок баловался тюбиком с зубной пастой. Подбирая «соседей», Оксана Юрьевна учитывала не только жанр, но и настроение картины. Так, по ее мнению, хорошо соседствуют автопортрет Елены Романовой, 1980-го, и женский портрет Джулио Карлини, второй половины 19 века. Их объединяет романтика, тепло, искренность, чувственность. Есть на выставке и мужские портреты. Интересное сочетание — изображения Бисмарка и Сталина. «Масляный» немецкий политический деятель и «деревянный» генсек: первая картина написана Францом Ленбахом красками, а вторая — сделана Владимиром Беляком из желтоватого дерева и украшена резьбой. Найдены в коллекции музея пары и по библейским сюжетам, и по античной тематике. Так, рядом с полотнами зарубежных мастеров 17−18 веков можно увидеть картины художников из Тюмени (Ольга Трофимова, Александр Новик, Юрий Юдин, Борис Паромов), Иркутска (Анатолий Костовский), Пскова (Эдуард Шарипов) и других городов страны. Кстати, мимо произведения Эдуарда Амировича можно пройти мимо. И это не потому, что картина не достойна того, чтобы ее увидели, а потому, что висит она за небольшой перегородкой, куда не каждый зритель догадается заглянуть. Зато если уж заметишь ее, то, наверняка, долго будешь разглядывать. «Войди» — весьма нестандартное изображение Иисуса Христа (по крайней мере, нарисованный человек очень на него похож). На сером холсте светлое тело Иисуса, написанное небрежно, широкими мазками, виднеется сквозь льющуюся грязно-желтую и коричневую краску. Заметим, что на выставке есть такие полотна, происхождение которых остается до сих пор неизвестным. И это относится не только к последним приобретениям музея. Среди загадок коллекции — уже много лет находящаяся в экспозиции картина. Это натюрморт голландского мастера 17 века, который переименовали в картину австрийского художника начала 18-го Георга Хайнца. Несмотря на использование мастером старой дубовой доски и подражание живописи «малых голландцев», московский специалист по западноевропейской живописи сразу заметил несоответствие размеров бокала по отношению к фруктам. Вскрылись и другие нюансы в ходе технологических исследований. Иногда картины играют со зрителем. Оксана Костко рассказала, что до выставки, глядя на портрет, написанный Александром Шиловым, можно было смело назвать эту работу самой старинной. Все потому, что краска с рамы облупилась, оголив крошащийся гипс. Перед экспозицией раму частично отреставрировали — подкрасили, но не восстановили отвалившуюся лепнину. Так что, картина 1943 года продолжает вводить посетителей музея в заблуждение. К картинам с секретом относится и фламандский образец на металле Антона Гобо. В верхнем углу на медной поверхности — вмятина. Куратор выставки с удовольствием разубеждает попавшихся на крючок зрителей. «Это не простая картина, а крышка от свадебного сундука», — говорит она. Изображенное Благовещение — ни что иное, как приданое девушки. Отсюда и необходимый крышке сундука изгиб. Представлены на выставке и скульптуры, и искусство миниатюрной живописи. «На миниатюрах можно встретить пейзажи, сцены баталий, но ведущая роль здесь принадлежит портрету», — пишет Оксана Юрьевна во вступительной статье каталога, изданного специально к открытию выставки. По ее словам, ими украшали браслеты, шкатулки, табакерки и кабинеты. Небольшие изображения тогда выполняли функцию фотографии. Для изготовления миниатюр применяется разная техника: миниатюра на эмали и перламутре, на костяной пластине и дереве. Миниатюры на эмали, которые можно увидеть в музее ИЗО, создавались по живописным оригиналам. Но автору в таком случае приходилось корректировать палитру и композицию. «Так произошло и с „Портретом Марии Луизы де Тассис“, которая у Ван Дейка исполнена в золотистой гамме», — привела пример Костко. Заведующая экскурсионно-выставочным отделом Наталья Паромова отметила, что выставка «Классики и современники» заинтересует не только постоянных посетителей музея. Она надеется, что посмотреть на произведения искусства придут и молодые люди. Паромова предположила, что, возможно, молодежь считает музей кладбищем. А ведь это не так. Как сказала искусствовед, «картина — не предмет, а окно в мир».