Dipol FM | 105,6 fm

Минсалим Тимергазеев рассказывает мифы

Минсалим решил исполнить шаманскую песню, которая может длиться пять часов, а может пять минут. На его словах: "Мы споем самую короткую", свет в музее погас. Косторез отметил, что это закономерное явление, когда речь идет о шаманах. Свет через пару минут появился, но не надолго…

Выставка Минсалима Тимергазеева «Путь к мифу» открылась накануне в Тюмени в музее ИЗО. Первых посетителей встретили сам мастер и старший научный сотрудник музея Вера Субботина. По словам Веры Александровны, экспозиция показывает эволюцию творчества художника. Яркой иллюстрацией перехода от жанровой сценки к пластической метафоре может служить работа «Несущие лодку» (1985 год). Двое мужчин несут над собой перевернутую лодку, на ней — птицы, а между мужчинами — ребенок. Это не просто зарисовка из жизни рыбаков, поскольку лодка у Минсалима превращается в небосвод, ханты, как Атланты, несут его на своих руках и служат защитой маленькому мальчику. Вера Субботина отмечает, что эта композиция положила начало той линии, которая характерна для нынешних работ костореза. К работам восьмидесятых годов относятся шахматы. По признанию художника, он их вырезал на своем веку огромное количество. Каждая фигурка может жить отдельной жизнью, и в то же время все они связаны между собой, составляют единую композицию. Вера Субботина призвала посетителей выставки вглядеться в шахматы более пристально, чтобы увидеть — ни одна фигурка не повторяется. Часть из них — это люди леса, охотники, которые привыкли к осторожности и скрытности. Вторая часть — люди реки, рыбаки, живущие на более открытом пространстве. Эти особенности Минсалим Тимергазеев отразил в пластике. Работы «Легенда о человеке» и «Мансийская легенда», созданные в 90-е годы, можно и нужно сопоставлять. Они повествуют о различном восприятии человеком окружающего мира. Под лосем проплывает лесная красавица Мисне, а на рогах у лося появляется крошечная люлечка — рождается человек. Это мир Севера, где все живут в согласии друг с другом. А вот когда человек становится инертным, отвергает те дары, которые ему даны свыше, его, птицу и собаку пронзает божественная стрела. Это наказание за то, что человек не желает жить в ладу со своим окружением. Вера Субботина отмечает, что Север у Минсалима — это не идиллическая картинка, которая часто встречается у тобольских косторезов. Как пример она приводит работу «Домино». Этой игрой увечены четверо: коренные жители и те, кто приехал осваивать Север. Каждый доминошник должен прятать свои костяшки от других игроков, но ханты не умеют скрывать — у них домино на виду, потому что человек, живущий в единении с природой, не врет, ему чуждо коварство. У композиции «Югорская земля» (1994 год) можно провести немало времени, разглядывая крошечные фигурки людей и животных, изучая три мира, о которых повествуют легенды Севера — верхний, нижний и тот, что находится между ними и населен людьми. Минсалим Тимергазеев рассказал такой миф: «Жил медведь, ходил по облакам, затем увидел землю — красивую, зеленую, необыкновенно привлекательную. И захотелось ему там побывать. Его отец, божественный старик Нуми-Торум согласился отпустить его на землю — сделал ему люльку и на серебряной цепочке спустил его вниз. Но люди убили медведя, а когда разрезали, увидели, что это был человек».В композиции Минсалима за движением серебряной люльки следит лишь собачонка и шаман, все остальные люди и животные заняты своими делами — старухи разговаривают у чума, олени пасутся и т. д.Минсалим решил исполнить шаманскую песню, которая может длиться пять часов, а может пять минут. На его словах: «Мы споем самую короткую», свет в музее погас. Косторез отметил, что это закономерное явление, когда речь идет о шаманах. Свет через пару минут появился, но не надолго: как только художник вновь упомянул шамана, зал погрузился в темноту, и экскурсию пришлось продолжать при свете мобильных телефонов. В полутьме посетителям пришлось вглядываться в центральную витрину выставки, где расположилась новая работа Тимергазеева «Дракон». Создавалась она постепенно, по мере поступления материала, помощниками стали сыновья костореза. «Это второй вариант композиции, первый уже давно продан. Идея работы в том, что в Сибири драконов не убивают, их приручают, на них пашут землю. Видите, меч богатыря превращается в орало», — рассказал мастер. После завершения экскурсии он преподнес в дар музею свое последнее творение «Ожидание солнца». «После четырех месяцев ночи все на Севере знают, что скоро появится краешек солнца. Олени, птицы, собачка — все смотрят в ожидании в одну сторону, и лишь человек оглянулся. Это говорит о том, что он — уже художник, только творчество может заставить человека отвернуться и посмотреть в другую сторону», — рассказал о вложенной в работу идее Тимергазеев. Композицию он начал делать в день открытия выставки, в пять утра. Фигурка осталась немножко не завершенной — она шероховатая. Но автор и Вера Субботина, принимавшая подарок, сошлись во мнении, что так даже лучше.Справка «Вслух.ру»С 16 августа 2010 года ГУК Т О Музейный комплекс имени Ивана Яковлевича Словцова изменил тип на ГАУК ТО. В его состав входят: музей «Городская Дума», музей изобразительных искусств, музей-усадьба Колокольниковых, музей «Дом Машарова», археологический музей-заповедник на озере Андреевском.

Не забывайте подписываться на нас в Telegram и Instagram.
Никакого спама, только самое интересное!