Минсалим решил исполнить шаманскую песню, которая может длиться пять часов, а может пять минут. На его словах: "Мы споем самую короткую", свет в музее погас. Косторез отметил, что это закономерное явление, когда речь идет о шаманах. Свет через пару минут появился, но не надолго…
Выставка Минсалима Тимергазеева «Путь к мифу» открылась накануне в Тюмени в музее ИЗО. Первых посетителей встретили сам мастер и старший научный сотрудник музея Вера Субботина. По словам Веры Александровны, экспозиция показывает эволюцию творчества художника. Яркой иллюстрацией перехода от жанровой сценки к пластической метафоре может служить работа «Несущие лодку» (1985 год). Двое мужчин несут над собой перевернутую лодку, на ней — птицы, а между мужчинами — ребенок. Это не просто зарисовка из жизни рыбаков, поскольку лодка у Минсалима превращается в небосвод, ханты, как Атланты, несут его на своих руках и служат защитой маленькому мальчику. Вера Субботина отмечает, что эта композиция положила начало той линии, которая характерна для нынешних работ костореза. К работам восьмидесятых годов относятся шахматы. По признанию художника, он их вырезал на своем веку огромное количество. Каждая фигурка может жить отдельной жизнью, и в то же время все они связаны между собой, составляют единую композицию. Вера Субботина призвала посетителей выставки вглядеться в шахматы более пристально, чтобы увидеть — ни одна фигурка не повторяется. Часть из них — это люди леса, охотники, которые привыкли к осторожности и скрытности. Вторая часть — люди реки, рыбаки, живущие на более открытом пространстве. Эти особенности Минсалим Тимергазеев отразил в пластике. Работы «Легенда о человеке» и «Мансийская легенда», созданные в 90-е годы, можно и нужно сопоставлять. Они повествуют о различном восприятии человеком окружающего мира. Под лосем проплывает лесная красавица Мисне, а на рогах у лося появляется крошечная люлечка — рождается человек. Это мир Севера, где все живут в согласии друг с другом. А вот когда человек становится инертным, отвергает те дары, которые ему даны свыше, его, птицу и собаку пронзает божественная стрела. Это наказание за то, что человек не желает жить в ладу со своим окружением. Вера Субботина отмечает, что Север у Минсалима — это не идиллическая картинка, которая часто встречается у тобольских косторезов. Как пример она приводит работу «Домино». Этой игрой увечены четверо: коренные жители и те, кто приехал осваивать Север. Каждый доминошник должен прятать свои костяшки от других игроков, но ханты не умеют скрывать — у них домино на виду, потому что человек, живущий в единении с природой, не врет, ему чуждо коварство. У композиции «Югорская земля» (1994 год) можно провести немало времени, разглядывая крошечные фигурки людей и животных, изучая три мира, о которых повествуют легенды Севера — верхний, нижний и тот, что находится между ними и населен людьми. Минсалим Тимергазеев рассказал такой миф: «Жил медведь, ходил по облакам, затем увидел землю — красивую, зеленую, необыкновенно привлекательную. И захотелось ему там побывать. Его отец, божественный старик Нуми-Торум согласился отпустить его на землю — сделал ему люльку и на серебряной цепочке спустил его вниз. Но люди убили медведя, а когда разрезали, увидели, что это был человек».В композиции Минсалима за движением серебряной люльки следит лишь собачонка и шаман, все остальные люди и животные заняты своими делами — старухи разговаривают у чума, олени пасутся